Цифровизация процессов в сфере высшего образования в 2020 году – доклад правительства

201

Правительство РФ представило доклад о реализации государственной политики в сфере образования в 2020 году; документ содержит в том числе раздел о цифровизации процессов в сфере высшего образования.

Минобрнауки, в частности, доложило о реализации мероприятий, обеспечивающих развитие дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в РФ и цифровую трансформацию сферы образования, «с целью повышения качества и доступности образования вне зависимости от территориальной принадлежности образовательной организации и места проживания обучающихся».

Для того, чтобы обеспечить бесплатный доступ по принципу «одного окна» для обучающихся по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам, к онлайн-курсам, реализуемым различными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и образовательными платформами (задача федерального проекта «Молодые профессионалы»), было утверждено положение о государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда» (ГИС СЦОС), разработан «соответствующий функционал».

Портал, напомним, расположен по адресу online.edu.ru и интегрирован с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА).

К 2024 году (согласно задачам федерального проекта) не менее 20% студентов должны осваивать отдельные курсы, дисциплины (модули), в том числе в виде онлайн-курсов, разработанных в иных вузах. Минобрнауки в 2020 году по итогам двух конкурсных отборов определило 60 вузов (в докладе вместо привычного «вуз» Минобрнауки использует аббревиатуру «ООВО», а также называет студентов вузов «обучающимися по образовательным программам высшего образования» – ред.), онлайн-курсы которых сочтены подходящими для этой цели.

В 2021-2024 годах предусмотрены мероприятия по достижению результата «Образовательными организациями, реализующими программы высшего образования, внедрены типовые сервисы организации учебного процесса и онлайн-обучения, созданные на базе цифровых платформ» федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», общий объём финансирования которых составляет почти семь миллиардов рублей.

Для финансовой и методологической поддержки цифровизации вузов Минобрнауки предоставило субсидии 44 вузам на 2020 и 2021 годы в размере 423,5 миллиона рублей и 496,1 миллиона рублей соответственно. С 2022 года такая поддержка включена в национальный проект «Наука и университеты» с общим объёмом финансирования 3,8 миллиарда рублей.

Количество подготовленных специалистов по образовательным программам в области информационной безопасности с использованием в образовательном процессе отечественных высокотехнологичных комплексов и средств защиты информации составило 10,08 тысяч человек, «что соответствует плану», сказано в докладе.

Осуществляется создание центров цифрового образования детей «IT-куб» (всего создан 71 центр, в том числе 50 в 2020 году), «обеспечивающих формирование среды для ускоренного освоения обучающимися актуальных и востребованных знаний, 25 навыков и компетенций в сфере информационных и коммуникационных технологий, в том числе за счёт реализации программ дополнительного образования технической направленности».

На базе образовательных организаций, расположенных в сельской местности и в малых городах, в 80 субъектах РФ в 2020 году создан 2951 Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» (всего с начала проекта создано пять тысяч таких центров).

Университет ИТМО разработал информационный ресурс «Современная цифровая образовательная среда» (СЦОС). По состоянию на 1 марта 2021 года на СЦОС представлены 65 платформ онлайн-обучения и 1731 онлайн-курс от 104 образовательных организаций, авторами которых являются преподаватели ведущих вузов страны и специалисты компаний, специализирующихся в области онлайн-обучения. На онлайн-курсах СЦОС в 2020 году прошли обучение более 1,7 миллиона человек.

В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» (ЦОС) Минпросвещения совместно с Минцифры с декабря 2020 по декабрь 2022 проводит эксперимент по внедрению ЦОС в пилотных регионах.

За период реализации федерального проекта ЦОС в 2019-2020 годах обновлена материально-техническая база 7457 образовательных организаций. Запланировано выделение средств из федерального бюджета в форме субсидий бюджетам субъектов РФ в объёме 23 миллионов рублей на обновление материально-технической базы 14 471 организаций в 2021-2023 годах.

Запущено мероприятие по дополнительному оснащению компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе запланировано выделение средств из федерального бюджета в форме субсидий бюджетам субъектов РФ на приобретение оборудования – в объёме 8,8 миллиарда рублей на оснащение в 2021-2022 годах 3314 образовательных организаций.

Одновременно с экспериментом осуществляется разработка федеральной государственной информационной системы «Моя школа» – российской образовательной платформы, которая будет содержать качественный, соответствующий федеральным государственным образовательным стандартам, верифицированный образовательный контент по всем темам общеобразовательных программ.

Бесплатный доступ к платформе «Моя школа» будет предоставлен «всем участникам образовательных отношений на территории РФ».

Доля государственных (муниципальных) средних учебных заведений, подключённых к Интернету в 2020 году, составила 73,22% при плановом значении 63,6%. Ожидается, что до конца 2021 года к Интернету будут подключены все школы.

В связи с пандемией и переходом на дистанционку, а также для создания условий по цифровизации взаимодействия центров карьеры и трудоустройства со студентами и выпускниками с 2020 года функционирует цифровая карьерная среда «Факультетус», «цифровое сервисное решение для работы центров карьеры и трудоустройства со студентами, выпускниками и работодателями». С мая по декабрь 2020 года к «Факультетусу» подключились 130 вузов из 56 субъектов РФ, около шести тысяч работодателей (12 тысяч вакансий для студентов и выпускников вузов). Приглашение на работу с мая по декабрь 2020 года получили более 23 тысяч студентов и выпускников.

Сведений о влиянии перечисленных мероприятий на качество подготовки специалистов в вузах доклад не содержит.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь