С 1 сентября 2020 года Минпросвещения будет тестировать внедрение в российских школах цифровой образовательной среды (ЦОС) – единого образовательного пространства для учителей, учеников и их родителей; эксперимент пройдёт в школах 14 регионов России.
Возможности цифровой образовательной среды планируется апробировать в следующих регионах: Алтайский край, Астраханская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область – Кузбасс, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Пермский край, Сахалинская область, Тюменская область, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Как поясняли ранее в Минпросвещения, эти регионы «проявили инициативу участия и уже ведут соответствующую подготовительную работу».
В ходе эксперимента будет отработан перечень необходимых материально-технических условий, которым должна соответствовать современная школа, таких как наличие и скорость интернет-соединения, локальные сети в школе, требования к технике в школе (компьютеры, планшеты, Wi-Fi).
«Речь идет не о замене одного вида обучения, – очного – другим, дистанционным, а о возможностях использования в очном образовательном процессе некоторых элементов цифровых программ, например, материалов Российской электронной школы, собравшей лучшие методики и уроки лучших учителей страны», – отметил министр просвещения Сергей Кравцов.
«Дистанционное обучение, на которое в связи с эпидемией одномоментно перешли все российские школы в конце прошлого учебного года, высветило зоны, требующие существенного улучшения в техническом и материальном оснащении. На выравнивание ситуации и направлена данная работа», — поясняют в министерстве.
Учебный год в 2020 году решено начать очно, однако каждый регион будет действовать в соответствии с ситуацией на фоне распространения коронавируса.
В случае ухудшения обстановки школы должны предусмотреть возможность перехода на дистанционное обучение. Учебным заведениям рекомендовано не устраивать массовые мероприятия, а факультативы проводить онлайн. Например, в Москве школьники смогут учиться удалённо, если такое решение примут родители. Для этого нужно написать заявление классному руководителю.
В случае если в процессе очного обучения у ребенка будет обнаружен коронавирус, класс уйдет на дистанционку. Если заболевание будет у педагога, на карантин уйдут несколько классов, с которыми он контактировал.
Как сообщает Минпросвещения, школы, учащиеся и педагоги благодаря цифровой образовательной среде получат:
- доступ к высокоскоростному Интернету для занятий в школе;
- доступ к набору электронных образовательных сайтов и сервисов, способствующих расширению и углублению предметных знаний;
- цифровые решения, позволяющие ребенку, по каким-либо длительным причинам не имеющему возможности посещать школу (болезнь или иное), быть на связи с классом и учителем во время урока;
- интеграцию государственных информационных систем, сервисов и ресурсов с платформой ЦОС;
- возможность видеотрансляции для распространения лучших уроков и занятий;
- автоматизацию процессов внутри школы для разгрузки педагогов от излишней бумажной работы с отчетами.
Подробнее об эксперименте D-Russia.ru писал здесь.
По словам Кравцова, в рамках ЦОС создается государственная информационная система, суперсервис ГИС «Моя школа». Она будет включать большой объем информации от всех российских школ, объединит сразу несколько сервисов и баз данных.
Это создаст все условия для того, чтобы дети и родители смогли без лишних проволочек и очень оперативно получать необходимую информацию и решать вопросы своего взаимодействия с учителем, со школой и всей системой образования с минимальными потерями времени и сил. Это и прием в детские сады и школы, информация о текущей успеваемости, а также о промежуточной и итоговой аттестации, запись в кружки и секции и многое другое.
Все это будет работать «в связке» с региональными электронными системами. Основные услуги (например, запись в школу) будут выводиться в раздел «Моё образование» портала госуслуг.
«Это действительно большие данные, которые сейчас разрознены — на разных уровнях они дублируются и не используются. И мы ставим задачу, решение которой займет не один год, — трансформировать государственное управление на основе больших данных. Таким образом мы усилим государственную аналитику, что позволит существенно повысить и качество проработки управленческих решений и в конечном счете — качество образования», — сказал министр.
Цифровая образовательная среда позволит снизить «бумажную» нагрузку на учителей и школы, за счет автоматизации сбора данных и формирования отчетов, собирать данные от школ автоматически. «В последние годы мы все чаще стали замечать, что из-за отчетности, административно-организационной нагрузки вопросы содержания образования стали уходить на второй план. Мы стали забывать, что образование прежде всего это те, кто учит, и те, кто учится. Если в школе до 80% отчетов уходят по разным проверяющим организациям, не связанным с образованием, а существенная часть из них при этом дублируют запрашиваемую информацию — это не должно быть головной болью педагога. Эту ситуацию надо менять, и благодаря цифровым возможностям мы сможем это сделать», — считает министр.