ЦБ опубликовал проект «улучшения финансового самочувствия населения»

174

Основной фокус внимания Центробанка смещается на создание условий для предложения рынком потребителю качественных финансовых продуктов и услуг, содействие осознанному выбору потребителя и его «положительному финансовому самочувствию» как результату улучшения «финансового самочувствия», следует из проекта «Основных направлений повышения доступности финансовых услуг в Российской Федерации на период 2025–2027 годов», опубликованного для общественного обсуждения во вторник.

Финансовое самочувствие (financial wellbeing) – способность человека выполнять свои текущие и будущие финансовые обязательства, чувствовать уверенность в своём финансовом будущем и иметь возможность принимать финансовые решения, повышающие качество его жизни, поясняет ЦБ. Впервые регулятор провёл замер финансового самочувствия россиян в 2021 году. С тех пор результат измерений немного вырос, но по-прежнему характеризуется как средний.

ЦБ опубликовал проект «улучшения финансового самочувствия населения»
Уровень финансового самочувствия в России.

Как говорится в документе, развитие финансового рынка, повышение его цифровизации и реализация предпринятых ЦБ мер вывели доступность финансовых услуг в России на достаточно высокий уровень. Теперь на первый план выходят вопросы полезности финансовых услуг – действительно ли финансовые инструменты, которыми пользуются люди, удовлетворяют их потребности и способствуют улучшению финансового самочувствия.

Этих целей планируется достичь с помощью внедрения принципов управления продуктом (product governance) на финансовом рынке.

ЦБ опубликовал проект «улучшения финансового самочувствия населения»
Управление продуктом.

Регулятор продолжит развивать дистанционные сервисы, чтобы у всех жителей страны был равный доступ к финансовым продуктам и услугам.

Для потребителей, которые в силу разных причин не могут или не готовы получать услуги онлайн, необходимо сохранить офисы финансовых организаций на отдалённых и малонаселённых территориях и расширить облегчённые форматы обслуживания: сервис «Наличные на кассе», мобильные офисы, получение финансовых услуг на почте. Содействие сохранению и развитию сети «Почты России» выделено в отдельный пункт. В частности, ЦБ рассматривает возможность признания «Почты» критически важной инфраструктурой для оказания населению финансовых услуг.

Цифровизация финансовой доступности в интересах населения и бизнеса

Основные задачи и мероприятия на период 2025–2027 годов

1. Содействие цифровизации:

  • развитие продуктов и сервисов на базе передовых российских платежных технологий;
  • реализация инфраструктурных проектов: цифровой рубль;
  • развитие различных способов удаленной идентификации;
  • развитие цифрового профиля;
  • развитие открытых API;
  • развитие цифровых решений в страховании.

2. Мониторинг групп населения и бизнеса, которые могут находиться в зоне риска цифрового неравенства.

3. Выявление практик применения искусственного интеллекта, образующих риски с точки зрения обеспечения доступности и качества финансовых услуг.

Регулятор также считает важным формирование безопасной финансовой среды для людей с инвалидностью, пожилых и маломобильных групп населения, чтобы они могли воспользоваться услугами как в офисах, так и удалённо. Планируется содействие применений технологий искусственного интеллекта, полезных для этих групп населения.

Планируется развивать и поддерживать альтернативные банковскому кредитованию инструменты финансирования малого и среднего бизнеса – выход компаний на фондовый рынок, краудфинансирование. Cреди ключевых задач – совершенствование риск-ориентированного банковского регулирования кредитования субъектов МСП и развитие платёжных сервисов.

Для создания сбалансированных и благоприятных условий повышения финансовой доступности предусмотрено одновременное совершенствование защиты прав потребителей, повышение кибербезопасности и финансовой грамотности, выявление практик применения ИИ, несущих риски с точки зрения обеспечения доступности и качества финансовых услуг.

ЦБ опубликовал проект «улучшения финансового самочувствия населения»
Основные направления повышения доступности финуслуг.

Комментарии по проекту принимаются до 28 октября 2024 года включительно.

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: