На прошлой неделе в Центробанке РФ состоялось совещание, на котором обсуждались механизмы получения банками информации из Пенсионного фонда России (ПФР). Минкомсвязь предложила использовать в качестве канала-посредника Единый портал государственных услуг (ЕПГУ), сообщила газета «Известия».
Банки добились положительной реакции ЦБ на многолетние просьбы о получении доступа к базам ПФР и ФНС весной этого года, с тех пор активно обсуждаются варианты поставки этих персональных финансовых данных в банки. На прошедшем в ЦБ совещании как раз обсуждалась возможность подключения банков к ЕПГУ для получения информации о доходах заемщиков (накапливаемой в ПФР) — этот механизм, альтернативный прямому доступу кредитных организаций к базам Пенсионного фонда, был предложен Минкомсвязью.
В министерстве рассказали «Известиям», как этот механизм должен работать. Заемщик обращается в банк за получением кредита через Интернет или лично. Если через Интернет, то информационная система банка спрашивает у клиента, зарегистрирован ли он на портале госуслуг. Если да, то заемщик перенаправляется в окно единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), где он вводит свой логин и пароль. Затем ЕСИА спрашивает, согласен ли заемщик предоставить информационной системе банка доступ к данным о состоянии его счета в ПФР. Если заемщик дает согласие, то тем самым он инициирует запрос данных о состоянии счета в ПФР через портал госуслуг и предоставление разового доступа к этим данным со стороны информационной системы банка. Сейчас на главной странице портала Gosuslugi.ru доступна функция заказа сведений о пенсионных накоплениях — можно посмотреть объемы и динамику поступлений от своих работодателей на страховую и накопительную части.
Если заемщик не зарегистрирован на портале госуслуг, то он может пройти онлайн-регистрацию. Минкомсвязи в качестве одного из сценариев предлагает предоставить банкам право регистрировать граждан на портале. Для этого ему требуется паспорт и страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС). После регистрации он сразу же сможет предоставить банку сведения из ПФР по описанной выше схеме. Если же заемщик обращается в банк лично, явившись к кредитору, то сотрудник банка спрашивает, зарегистрирован ли заемщик на портале госуслуг. Если да — менеджер просит заемщика прислать справку о состоянии счета в ПФР в электронном виде в банк. Если заемщик не зарегистрирован — сотрудник банка сначала сам регистрирует заемщика на портале госуслуг, а потом просит получить справку из ПФР и направить ее в банк.
«Операция по регистрации заемщика занимает 2–3 минуты и не требует специальной квалификации от сотрудника банка, — уверяют в Минкомсвязи. — Для того чтобы можно было регистрировать граждан на портале госуслуг, необходимо подключить информационную систему банка к ЕСИА. Технология подключения проработана и не вызывает каких-либо сложностей. На сегодняшний день к ЕСИА уже подключены более 150 различных информационных систем. Стоимость подключения зависит от специфики информационной системы банка. Она может составлять от нескольких сотен тысяч рублей до нескольких миллионов рублей. Срок подключения — 6–8 недель».
По словам замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Алексея Козырева, механизм этот отработан и применяется в различных органах власти.
ЦБ воздержался от высказывания официальной позиции по альтернативному механизму, предложенному Минкомсвязи. При необходимости будет проведено новое совещание, отмечают в Банке России. Дело в том, что ЦБ предлагает предоставить банкам прямой доступ к базам ПФР и ФНС для получения информации о доходах заемщиков с 1 марта 2015 года, ведомство к началу августа разработало соответствующий законопроект. В ПФР, однако, против предоставления банкам прямого доступа к базам фонда.
По мнению президента Фонда информационной демократии, экс-замминистра связи Ильи Массуха, с технической точки зрения реализовать предложенный Минкомсвязи вариант будет несложно. «Указанный механизм позволит привлечь новых пользователей, но объем привлечения не будет слишком большим: все-таки запрос данных о доходах граждан — фискальная услуга, она для кредитных организаций, а не для населения. Чтобы популяризировать ЕПГУ, нужно предлагать популярные услуги».
Руководитель Экспертного центра электронного государства Павел Хилов предлагает ещё один вариант. По его мнению, реализация может такой: запрос из банка появляется в личный кабинет гражданина на ЕПГУ, и гражданин запрос либо отклоняет, либо дает «добро» СМЭВ на передачу сведений о себе из ПФР в банк. При этом гражданин имеет возможность до принятия решения самостоятельно запросить ПФР и узнать, какие именно сведения получит банк. Такая схема, в отличие от той, что предлагают банкиры, даёт возможность контроля и протоколирования государственной информационной системой распространения персональных данных гражданина.