Крупные интернет-компании («бигтехи») и их дочерние банки не несут системных рисков для финансовой системы, но по мере расширения их бизнеса и увеличения влияния в финансовом секторе важно отслеживать взаимосвязи с другими секторами экономики, сказано в обзоре финансовой стабильности от Центробанка России.
Речь идёт о следующих взаимосвязях.
Усиление связей с финансовым сектором. Эта связь формируется по двум каналам: через рост заёмного финансирования бигтехов и через взаимосвязанность их финансовых подразделений с прочим финансовым сектором. Бигтехи активно расширяют бизнес, в том числе за счёт привлечения банковских кредитов и облигационных займов. Такая динамика может создавать риски роста долговой нагрузки.
Взаимозависимость между маркетплейсами и поставщиками, значительную часть которых составляют малые и средние предприятия. Потенциальные операционные или финансовые проблемы маркетплейсов могут напрямую сказываться на МСП (например, через задержки выплат и неполучение выручки).
Связь с рынком коммерческой недвижимости. Крупнейшие маркетплейсы являются ключевыми арендаторами складских помещений. Их активный рост влияет на развитие сегмента логистической недвижимости (на объём предложения и уровень арендных ставок).
«В целях анализа финансовой стабильности планируется проводить регулярный мониторинг и комплексную оценку рисков крупных бигтехов. Для повышения их прозрачности Банк России совместно с ведомствами прорабатывает возможность получения необходимой информации для своевременного выявления рисков», – сказано в документе.
Судя по описанию, под «бигтехами» Центробанк подразумевает в первую очередь крупные маркетплейсы: «К бигтехам мы относим крупные компании, которые сформировались на базе нефинансовых организаций, развивают бизнес с использованием цифровых технологий, платформ и больших данных и создают экосистему сервисов для своей клиентской базы. Для бигтеха маркетплейс может быть одним из сервисов для расширения своей экосистемы». Но, если иметь в виду последнюю фразу этого определения, под него попадают и финансовые организации, создающие свои маркетплейсы, в частности, Сбер.
За последние пять лет торговый оборот маркетплейсов вырос более чем в 13 раз, до 8 триллионов рублей, пишет ЦБ РФ. Их доля в обороте розничной торговли, по имеющимся оценкам, к началу 2025 года составила около 14% и продолжит расти.
Банки, входящие в группы таких компаний, активно развивают клиентские сервисы, что способствует их экстенсивному росту, в первую очередь за счёт клиентов маркетплейсов, которые размещают деньги на счетах для оплаты покупок. По объёму привлечённых средств физических лиц два таких банка уже вошли в топ-20. При этом совокупная доля дочерних банков бигтехов в активах банковского сектора остаётся незначительной (менее 1%).
В настоящий момент бизнес-модель этих банков в большей степени комиссионная – они получают доход в результате проведения расчётов на маркетплейсах (эквайринг). Пока они занимают незначительную долю в банковском кредитовании, но начинают предлагать банковские продукты как клиентам маркетплейсов, так и прочим клиентам. Существенный объём информации о клиентах и поставщиках позволяет банкам, являющимся частью экосистем, предлагать клиентам персонифицированные продукты, улучшать клиентский сервис в целом, пишет Центробанк.
Напомним, в последнее время между маркеплейсами и банками развернулись споры, связанные со скидками на товары. На эти споры ожидаемо откликнулись общественники, так как это затрагивает интересы и множества потребителей.
















