Опубликован законопроект о единой инфраструктуре электронного правительства

210

Минкомсвязь опубликовала законопроект, предусматривающий постепенный перевод существующих и перспективных государственных информационных систем и элементов инфраструктуры в единую инфраструктуру электронного правительства. Документ опубликован на портале проектов нормативно-правовых актов, его общественное обсуждение продлится до 30 ноября.

Напомним, что в июле президентом страны Владимиром Путиным было дано поручение правительству до 1 января 2017 года разработать и внести в Государственную Думу законопроект о преимущественном использовании государственными органами единой инфраструктуры электронного правительства (ЕИЭП). А до 1 декабря 2017 года правительство должно организовать поэтапный переход органов власти, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления на использование российских криптографических алгоритмов и средств шифрования при электронном взаимодействии между собой, с гражданами и организациями. Поручение направлено на обеспечение безопасности данных, передаваемых при электронном взаимодействии органами власти и получении госуслуг гражданами.

Безопасность обработки данных, устойчивость информационных систем, её осуществляющих, должны обеспечиваться системно и по единым принципам, законодательно закреплённым для всех уровней власти. Законопроект, обнародованный Минкомсвязью в среду 16 ноября, разработан в том числе во исполнение этого поручения президента.

Цитата из Пр-1385
Для повышения безопасности и устойчивости работы информационных систем органов государственной власти обеспечьте разработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации федерального закона о преимущественном использовании государственными органами единой инфраструктуры электронного правительства.

Проект предусматривает, что функционирование всех федеральных, региональных и муниципальных информационных систем (и государственных, и муниципальных учреждений) и электронное взаимодействие между ними должно осуществляться с использованием ЕИЭП.

ЕИЭП используется при исполнении государственных и муниципальных функций, функций органов законодательной и судебной власти и предоставлении государственных и муниципальных услуг, говорится в документе.

Законопроект также определяет понятие облачных вычислений и их инфраструктуры – согласно документу, это «обособленная и территориально распределенная по территории Российской Федерации совокупность технических средств, программ для электронных вычислительных машин, информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающая сбалансированную работу при создании, обработке, хранении и предоставлении информации в режиме дистанционного доступа к более чем одной информационной системе», а также требования к поставщикам «облачных» услуг.

Согласно документу, ЕИЭП состоит из трех блоков — государственные информационные системы электронного правительства, техническая инфраструктура и государственная инфраструктура облачных вычислений, при этом прямо запрещается создание информационных систем, аналогичных по функциональности государственным системам электронного правительства.

Законопроект вносит также соответствующие изменения в Федеральный закон 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (статья 10), из которого исключается возможность использования региональных и иных порталов государственных (муниципальных услуг) и закрепляется необходимость использования ЕИЭП.

Документом предусматривается, что переход на единую платформу должен осуществляться поэтапно, в соответствии с планом, определяемым правительством РФ. Правительство же должно утвердить положение о ЕИЭП, состав ее элементов и требования к ним и порядок включения в состав ЕИЭП элементов, не являющихся государственной собственностью.

Минкомсвязь России, в свою очередь, должна будет определить технические требования для присоединения к инфраструктуре, к ее элементам и их взаимодействию между собой.

В соответствии с проектом, субъекты Российской Федерации вправе создавать свою ИКТ-инфраструктуру для взаимодействия в электронной форме органов государственной власти, органов местного самоуправленияи других участников (инфраструктура регионального электронного правительства), но такая инфраструктура должна будет размещаться на технической инфраструктуре, входящей в состав ЕИЭП.

Отдельно отмечается, что при оказании программных услуг с применением государственной инфраструктуры облачных вычислений, предоставляемое программное обеспечение должно быть включено в реестр российского программного обеспечения.

Предполагается, что эксплуатация и развитие ЕИЭП будет возложена на Минкосмвязь или организацию, с которой должно быть заключено соглашение, при этом таковой может быть только «оператор связи, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем две трети субъектов Российской Федерации».

Во втором случае такой организации дается право предоставлять услуги, «не относящиеся к деятельности органов власти» («электронные публичные услуги»), плата за которые перечисляется в федеральный бюджет, а состав и размер платежей определяется Минкосмвязью России. Эксплуатант также наделяется правом предоставлять дополнительные услуги, перечень и стоимость которых также определяется регулятором («электронные коммерческие услуги»).

Отдельно оговаривается, что использование персональных данных физических лиц при предоставлении дополнительных (в т.ч. коммерческих) услуг возможно только при условии согласия субъектов персональных данных на использование таких сведений.

Кроме того, законопроект предлагает внесение изменений в Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» в целях установления единых требований к электронной подписи, используемой органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Так, для подписания электронных документов органы исполнительной власти и органы местного самоуправления должны использовать усиленную квалифицированную электронную подпись. При взаимодействии с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления посредством обмена электронными документами используются усиленная квалифицированная электронная подпись или простая электронная подпись, порядок и условия использования которых, а также требования об обеспечении совместимости средств электронных подписей при организации электронного взаимодействия указанных органов между собой устанавливает правительство РФ.

Ключевые моменты законопроекта:
  • определение «облачных технологий»;
  • использование ЕИЭП всеми федеральными и региональными органами власти, органами местного самоуправления, госучреждениями;
  • ограничение на создание ГИС и МИС, дублирующих функции ЕИЭП;
  • размещение всех ГИС и МИС на ЕИЭП;
  • включение федеральных и региональных центров обработки данных в ЕИЭП;
  • оператор ЕИЭП может оказывать дополнительные (в т.ч. коммерческие) услуги (порядок определяет Минкомсвязь).

Состав единой инфраструктуры электронного правительства

Государственные информационные системы электронного правительства:

  • единый портал государственных и муниципальных услуг (функций);
  • головной удостоверяющий центр;
  • единая система идентификации и аутентификации;
  • единая система межведомственного электронного взаимодействия;
  • система досудебного обжалования;
  • единая система нормативной справочной информации;
  • государственная электронная почта.

Техническая инфраструктура:

  • центры обработки данных;
  • система информационной безопасности;
  • сеть передачи данных органов государственной власти.

Государственная инфраструктура облачных вычислений:

  • информационная система «Платформа хранения электронных документов»;
  • информационная система мониторинга функционирования инфраструктуры электронного правительства.

Понятия, которые вводятся в Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»:

21) облачные вычисления — информационные технологии, включающие в том числе государственную инфраструктуру облачных вычислений, обеспечивающие дистанционную обработку данных более чем одной информационной системой;

22) государственная инфраструктура облачных вычислений (далее также «инфраструктура облачных вычислений») – совокупность технических средств, программ для электронных вычислительных машин, информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих выполнение облачных вычислений, в соответствии со статьями 14.1, 15.8 настоящего Федерального закона;

23) услуги предоставления инфраструктуры облачных вычислений – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в использовании государственной инфраструктуры облачных вычислений, заключающаяся, в том числе, в размещении и использовании программ для электронных вычислительных машин;

24) поставщик услуг предоставления государственной инфраструктуры облачных вычислений (далее — поставщик услуг инфраструктуры) — юридическое лицо, оказывающее услуги предоставления инфраструктуры облачных вычислений;

25) пользователь услуг инфраструктуры облачных вычислений – физическое или юридическое лицо, использующее (заказывающее) услуги предоставления инфраструктуры облачных вычислений;

26) услуги, предоставляемые на государственной инфраструктуре облачных вычислений (далее – программные услуги) – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в дистанционном использовании функционирующих на государственной инфраструктуре облачных вычислений программ для электронных вычислительных машин;

27) поставщик услуг, предоставляемых на государственной инфраструктуре облачных вычислений (далее — поставщик программных услуг) — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие программные услуги;

28) пользователь услуг на государственной инфраструктуре облачных вычислений (далее – пользователь программных услуг) – физическое или юридическое лицо, использующее (заказывающее) программные услуги;

29) единая инфраструктура электронного правительства – совокупность размещенных на территории Российской Федерации государственных информационных систем и программно-аппаратных элементов, обеспечивающих взаимодействие в электронной форме органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в соответствии со статьей 14.1 настоящего Федерального закона;

30) технические средства информационной системы – оборудование, технические изделия и иные устройства, в том числе технические средства связи, либо входящие в соответствии с документацией в состав информационной системы, либо с использованием вычислительных мощностей облачных вычислений».

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Как только переведут региональные порталы на ПГУ — придет звездец оказанию социальных услуг в электронном виде. По крайней мере в Свердловской области точно. :(

Comments are closed.