Общественная палата обсудила законопроект об устойчивости Интернета

451

Круглый стол «Ко Дню безопасного интернета. Актуальные проблемы развития Сети в России» состоялся в Общественной палате РФ во вторник; обсуждался, в частности, законопроект об устойчивом функционировании Рунета, принятый в тот же день в первом чтении Госдумой.

Предлагаем вашему вниманию отчёт о мероприятии. Наибольший интерес, на взгляд редакции D-Russia.ru, представляет, во-первых, выступление Игоря Ашманова, проанализировавшего критику законопроекта, а во-вторых – обсуждение темы членами ОП, которое продемонстрировало уровень их компетентности и способности к конструктивному решению обсуждаемых вопросов.

Модератор мероприятия, председатель комиссии ОПРФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич объявил о создании координационного совета при ОП «по развитию информационного общества, обеспечению безопасности в Интернете, защите прав пользователей» и предложил поговорить о важности и нужности общественного контроля за происходящим в Сети, а также о том, какое законодательное регулирование необходимо на территории России в отношении Интернета.

Он отметил, что практически параллельно с круглым столом в Госдуме рассматриваются отдельные законопроекты, направленные на регулирование Сети, в том числе, законопроект о безопасности Рунета.

Законопроект, напомним, требует от интернет-провайдеров установки в своей сети связи технических средств противодействия киберугрозам. Эти средства Роскомнадзор предоставит бесплатно. Документ получил положительный отзыв от правительства (при условии его доработки ко второму чтению); комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи рекомендовал нижней палате парламента принять законопроект в первом чтении. Однако инициатива получила и отрицательную оценку, в частности, от Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), а также от ряда структур и публичных фигур.

С ответом на критику РСПП (председатель РСПП направил соответствующее письмо спикеру Госдумы, есть в распоряжении редакции – ред.) выступил генеральный директор компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов. Он заявил, что заключение РСПП о том, что в России якобы имеются корневые DNS-серверы (отвечают за делегирование корневых доменов, в том числе .ru, подробнее см. здесь – ред.), есть «наглая ложь». В мире 13 таких серверов – и ими управляют американцы, а российские зеркала корневых DNS также находятся под управлением США. Так что первая часть законопроекта, предполагающая создание дублирующих DNS-серверов на территории РФ, разумна и необходима.

Ашманов отметил, что один из основных аргументов против принятия законопроекта, которые звучат в СМИ и соцсетях, состоит в том, что у России нет врага, а образ врага создаётся искусственно, чтобы «протащить то, что нужно депутатам». Однако угроза есть, она «обозначила себя» осенью, сказал Ашманов. Киберстратегия США представляет собой официальное заявление США о претензиях на мировое господство в киберпространстве. Упор в документе сделан на «добровольной приверженности [других стран] факультативным нормам ответственного поведения государств в мирное время». США будут побуждать государства к такой «приверженности», а кого не получится побудить, тех станут «принуждать» ради «защиты интересов Америки как внутри страны, так и за рубежом», говорится в стратегии.

России нужна устойчивость Интернета, поскольку Интернет – это критическая инфраструктура, на которой завязаны, в частности, госсервисы. Законопроект предлагает продублировать инфраструктуру, чтобы «в случае отключения рубильника извне» Рунет «покачнулся, но не упал». Сейчас его можно отключить за несколько часов, считает Ашманов. Он отметил, что в законопроекте есть недоговорённости. Так, не хватает пункта про сертификаты шифрования. «У нас нет своего пункта в стране. И нет сертификата. У китайцев есть, у нас нет. Везде сертификаты западные – отозвать и их можно за полдня. То есть закон надо дорабатывать. Чтобы адресовать эту проблему с сертификатом», – пояснил Ашманов.

Вторая часть закона посвящена по сути фильтрации контента, продолжил он. Как ни важна «железная» составляющая Интернета, информационные угрозы, возможно, даже страшнее, чем «отключение сигнала». Информационная война уже идёт. Деструктивными течениями «зацеплен» примерно каждый третий тинейджер, и число тех, кого вовлекают в такие сообщества, увеличивается на миллион ежегодно.

Ашманов провёл аналогию с водопроводной водой. «В каждой квартире есть и водопроводный кран, и «кран» Интернета. Из него регулярно течёт абсолютно токсичный или инфицированный контент, к которому нет иммунитета зачастую не только у детей, но и у взрослых». И у родителей, к тому же, нет желания или времени проверять, что «пьёт» ребенок, добавил он, сказав, что нельзя перекладывать ответственность за чистоту и безопасность информации в Интернете на родителей, школы или самих детей. Как и в случае с водопроводом, за чистоту содержимого Рунета должно отвечать государство.

Законопроект предлагает создать систему, позволяющую блокировать токсичный контент. Это не цензура и не «закручивание гаек», сказал Ашманов, это информационный суверенитет. Сейчас за неблокирование опасного контента наказывают провайдеров, законопроект же предлагает за государственный счёт установить провайдеру оборудование, которое обеспечит исполнение закона без участия оператора.

Критика законопроекта справедлива в том, что он не отвечает на вопрос о финансировании эксплуатации этой системы. Места серверов в дата-центрах, техподдержка и т.д. – всё это требует расходов, и должно быть ясно указано, что эти расходы также несёт государство.

Главными противниками законопроекта, по мнению Ашманова, являются мобильные операторы, которые, по всей видимости, опасаются дополнительных расходов. Именно операторы и «настраивают» РСПП и другие организации против документа.

Однако «мы говорим не про экономику, а про безопасность», заявил Ашманов: «Нам нужно защититься от реальных информационных угроз – и это будет стоить денег». Закон лишь должен зафиксировать, что платить за это будет государство, а не бизнес.

На круглом столе прозвучали также мнения представителей общественных организаций, компаний, силовых структур и т.д. Так, член экспертного совета комитета по делам семьи, женщин и детей Государственной Думы Вера Лекарева посоветовала авторам законопроекта заручиться поддержкой комитетов, отвечающих за защиту детей: «Вы получите мощное лобби», – уверила она.

Генеральный директор рязанского Центра защиты детей от интернет-угроз Владимир Рогов обратил внимание на то, что с деструктивными сообществами (вроде «групп смерти») в соцсетях нужно начинать бороться раньше, чем будет нанесен вред. Он сказал, что одной из проблем является отсутствие регулирования пользования детей Интернетом: кто покупает им SIM-карты, кто отвечает за их «прогулки» по Сети – нет никаких ограничений. Соцсети обязаны предоставлять государству всю необходимую информацию; родителей следует обучать общению с детьми; детей нужно информировать о схемах манипуляций, которыми пользуются «вербовщики» в суицидальных группах – и т.д. Эта работа должна быть централизована – и «ранней профилактикой информационных заражений» должен заниматься Роскомнадзор.

Руководитель проекта «Кибердружина» Григорий Пащенко сообщил, что на самом деле детям Интернет уже надоел – они уходят из соцсетей (многие – в даркнет). Интернет в нынешнем виде превратился в помойку, в супермаркет, полный рекламы. Нет смысла что-то регулировать в соцсетях, надо просто закрыть их и мессенджеры, создать условия, чтобы операторы крупных соцсетей просто не могли работать на территории РФ, заключил Пащенко.

Выступали и другие участники круглого стола, каждый также со своими рассуждениями и предложениями.

«Будем собираться неоднократно в течение года [по этому поводу]», – пообещал, закрывая мероприятие, модератор.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ:

Please enter your comment!
Please enter your name here

девять + девятнадцать =