14-18 июля 2014 года следственный трибунал Великобритании (Investigatory Powers Tribunal), осуществляющий контроль за спецслужбами и рассматривающий жалобы против них, заслушал первую серию жалоб, поданных гражданами в течение 2013 года, по поводу предполагаемой слежки спецслужб за ними. Из документов, обнародованных Эдвардом Сноуденом, следует, что секретная разведывательная служба Великобритании (SIS) и центр правительственной связи (Government Communications Headquarters, GCHQ) проводят секретную программу Tempora, а также получают данные американской программы электронной слежки PRISM что нарушает права граждан.
Жалоба представлена в суд рядом правозащитных организаций, которые заявляют, что британская программа Tempora нарушила статью 8 (право на уважение частной и семейной жизни) и статью 10 (свобода выражения мнения) Европейской конвенции по правам человека. В иске выдвигается требование признать предполагаемую слежку за гражданами незаконной.
Слушания по делу проходят в закрытом режиме. Решение будет вынесено судом позднее в этом году.
Позиция правительства Великобритании
Чарльз Фарр (Charles Farr), генеральный директор управления по безопасности и борьбе с терроризмом МВД Великобритании (Office for Security and Counter-Terrorism), представляющий интересы правительства в суде, в связи с жалобой дал трибуналу письменное разъяснение о стратегии властей по этой проблеме и изложил правовую аргументацию спецслужб. Показания Фарра, изложенные на 48 листах, стали первым гласным комментарием властей по вопросу использования программы массовой слежки за гражданами Великобритании в Facebook, Twitter, Google и YouTube.
Позиция правительства является свидетельством использования государственными органами Великобритании всевозможных лазеек в законодательстве для несанкционированного доступа к данным о действиях граждан на тех сайтах, технические ресурсы которых располагаются за пределами страны и могут рассматриваться в качестве средств внешней коммуникации. Разница между «внутренними» и «внешними» коммуникациями имеет решающее значение и дает спецслужбам правовые основания для перехвата без специального на то разрешения (в США на этой неделе суд принял прецедентное решение по этому поводу, обязав Microsoft передать спецслужбам частную переписку пользователя – несмотря на то, что сервер, где она хранится, располагается за пределами страны).
Согласно «Закону о регулировании разведывательной деятельности», определяющему полномочия государственных спецслужб, «внутренние» коммуникации, то есть переписка между гражданами Великобритании, могут перехватываться исключительно на основании специального ордера. Специальный ордер может быть выдан только при подозрении на противоправную деятельность. «Внешние коммуникации» могут массово перехватываться без каких-либо оснований, на чем и строится аргументация Фарра.
Позиция правозащитных организаций
Правозащитные организации объявили о том, что высокопоставленному представителю британской разведки пришлось признать существование тайной правительственной политики, оправдывающей массовую слежку за всеми британскими пользователями Facebook, Twitter, Youtube и Google, а также неизбирательный перехват поисковых запросов в Интернете, сделанных гражданами Великобритании, или обмена информацией между гражданами Великобритании.
«Граждане Великобритании будут встревожены, когда увидят, что их правительство подтверждает массированное вторжение в их переписку. Общество должно потребовать, чтобы массовому нарушению их права на неприкосновенность личной жизни был положен конец», – заявил старший директор по вопросам права и политики Amnesty International Майкл Боченек (Michael Bochenek).
Показания Фарра, по мнению правозащитных организаций, сводятся к следующему:
- Центр правительственной связи (GCHQ) перехватывает всю информацию, передающуюся через электронную почту, SMS и другие «платформы», такие, как Facebook и Google, до того как определяется, являются ли они «внешними» или «внутренними коммуникациями».
- По мнению правительства, почти весь обмен информацией через Facebook и другие социальные сети, а также поиск информации с помощью Google всегда будут относиться к «внешним коммуникациям», даже если обмен информацией происходит между двумя людьми в Великобритании.
- Если переписка определяется как «внешние коммуникации», это позволяет правительству вести поиск, читать, прослушивать и просматривать её. Главным ограничением по дальнейшей обработке передающейся информации является невозможность использования для поиска в этом массиве информации ключевых слов и терминов, которая указывает на конкретных британских граждан или места их жительства.
- Несмотря на то что правительство проводит массовую слежку, то есть компьютерный перехват и просмотр всего массива информации с целью выяснить, являются ли конкретная переписка «внешней» или «внутренней», оно считает, что такой перехват «менее значителен», чем если бы кто-нибудь действительно читал передающуюся информацию, что, по мнению правительства, и является «реальным вмешательством в частную жизнь».
- Правительство уверено, что даже если происходит нарушение неприкосновенности частной жизни, это не «настоящее вмешательство», поскольку аналитик, читающий или прослушивающий чью-либо переписку или переговоры, не имеет личного интереса к той информации, которую анализирует, и «неминуемо забудет» её.
Аргументация Фарра не удовлетворила правозащитников. Компания Privacy International считает, что имеет место нарушение прав человека и ограничение гражданских свобод британцев. «Нельзя считать, что разведывательные службы подотчётны парламенту и обществу, которым они служат, если они скрывают свои действия с помощью таких поистине византийских интерпретаций законов. Более того, предположение, что нарушения права на неприкосновенность частной жизни не имеет значения, если нарушитель впоследствии забудет об этом, не только оскорбляет саму природу основных и неотъемлемых прав человека, но и демонстрирует снисходительное отношение к британскому народу, который не примет столь убогое оправдание нарушения их гражданских свобод!», – заявил заместитель директора Privacy International Эрик Кинг (Eric King)
«Спецслужбы считают, что они имеют право читать, слушать и анализировать все наши контакты в Facebook, Google и на других платформах, базирующихся в США. Если ещё и оставались какие-либо сомнения в том, что законы, позволяющие шпионить за гражданами Великобритании, требуют радикального пересмотра, то теперь их больше нет. Спецслужбы действуют в правовом и этическом вакууме и непонятно, почему молчат наши избранные представители», — говорит директор по правовым вопросам Liberty Джеймс Уэлч (James Welch).
Facebook, Twitter и YouTube пока никак не прокомментировали обнародованную информацию. В Google заявили: «Мы предоставляем пользовательские данные правительствам только в соответствии с законом».
Осенью 2014 года суд рассмотрит следующую аналогичную жалобу, которую подали представители «Партии зеленых», утверждающие, что их переговоры могли перехватываться центром правительственной связи (GCHQ). Они ссылались на предварительном слушании на «доктрину Уилсона», согласно которой парламентарии, в частности, не подлежат электронной слежке со стороны спецслужб. После раскрытия информации Сноуденом эта доктрина, по мнению парламентариев, была разрушена из-за действия программ по массовой слежке.
Справка:
- Истцами на процессе выступают:
- Privacy International (первой подала иск 15 июня 2013 года)
- Lex Liberty International
- American Civil Liberties Union — Американский союз защиты гражданских свобод
- Canadian Civil Liberties Association — Канадская ассоциация гражданских свобод
- Egyptian Initiative for Personal Rights — Египетская инициатива по правам человека
- Hungarian Civil Liberties Union — Венгерский союз защиты гражданских свобод
- Irish Council for Civil Liberties — Ирландский союз гражданских инициатив
- Legal Resources Centre — Правовой ресурсный центр
- Amnesty International limited
- Bites for All
Правительство Великобритании в качестве ответчика представляют:
- Центр правительственной связи (Government Communication Headquarters)
- Секретная разведывательная служба Великобритании (Secret Intelligence Service)
- Служба безопасности (Security Service)
- Министр иностранных дел и по делам Содружества наций (the secretary of state for foreign and commonwealth affairs)
- Министр внутренних дел (the secretary of state for the home department)
- Министр юстиции (the attorney general)














