Зависимость национальных медиапространств от глобальных социальных сетей – попытка количественной оценки

В понедельник ФГУП «Главный радиочастотный центр» опубликовало исследование своего Научно-технического центра «Зависимость информационного пространства стран от глобальных онлайн-платформ». Оно посвящено влиянию глобальных социальных сетей, а также поисковой машины Google на медиапространство в каждой из группы стран, выбранных авторами исследования для анализа. Эти страны представляют все континенты и отличаются друг от друга, в частности, территорией, населением, уровнем проникновения Интернета.

Тема исследования представляется актуальной. Социальные сети, возникшие в первой половине нулевых как технологические платформы для общения, к настоящему времени превратились в медиасреду, в зависимости от которой находятся публичные люди, в частности, политики, компании, даже СМИ – печатные и онлайн-издания, телевидение, радио.

Facebook, Twitter, YouTube и пр. платформы теперь поставляют СМИ аудиторию и поэтому являются квазирегуляторами рынка массмедиа. Политиков, наоборот, социальные сети могут лишить аудитории – в нынешнем году это случилось даже с президентом США. Случаи цензурирования социальными сетями публикаций неоднократно отмечены в России.

В настоящей зависимости от социальных сетей (большинство из них работают в юрисдикции США) находятся миллионы и миллионы пользователей. При целенаправленном использовании онлайн-платформы могут эффективно манипулировать общественным мнением населения целых стран. Примерами служат влияние соцсетей на исход выборов президента США, создание так называемых умных толп на улицах городов во время «арабской весны», попытка создать Twitter-подобную сеть на Кубе и многое другое.

При этом официально принятый доктринальный документ, «Национальная киберстаратегия Соединённых Штатов Америки», а также отдельные американские политики прямо заявляют, что глобальные американские интернет-сервисы находятся и должны находиться вне контроля национальных правительств.

Следует констатировать, что СМИ зависимы далеко не только от граждан своих стран и национальных регуляторов, но также от Facebook, Twitter, YouTube и др. онлайн-платформ.

Рассмотрим методику результаты исследования Научно-технического центра ФГУП «ГРЧЦ».

Факторы информационной зависимости

Для оценки степени зависимости информационного пространства конкретной страны от социальных сетей учитывается уровень проникновения Интернета и доля пользователей соцсетей (как в целом, так и для каждой онлайн-платформы) от общего числа пользователей Интернета в стране.

Чтобы обеспечить сравнимость количественных оценок показателя «Уровень зависимости медиапространства такой-то страны от социальных сетей» (уровень информационной зависимости), авторы исследования разделили исследуемые страны на группы с сопоставимым уровнем проникновения Интернета.

Очевидно, имеют также значение и другие факторы, не учитываемые методикой исследования: насколько та или иная страна в состоянии обеспечить потребности своего населения в новостях и другой медиаинформации, наличие у страны собственных онлайн-платформ, альтернативных глобальным, вероятность враждебного использования глобальных онлайн-платформ против конкретной страны, а также иные факторы.

Методика оценки уровня информационных зависимости стран от социальных сетей

По замыслу авторов исследования оценка степени информационной зависимости страны от онлайн-платформ должна, во-первых, продемонстрировать с помощью хотя и условного, но универсального и наглядного показателя существование исследуемого явления, а именно зависимости медиапространства стран от глобальных онлайн-платформ. Во-вторых, такой показатель должен обеспечить сравнение стран друг с другом.

Для целей исследования выбраны 24 страны с разной численностью населения, географическим положением, уровнем проникновения Интернета. По уровню проникновения выделены две группы стран: с уровнем 75% и более, и остальные. Выбраны глобальные онлайн-платформы Facebook, Instagram, TikTok, YouTube, Twitter, а также поисковая система Google. Все они, за исключением китайской TikTok, работают в американской юрисдикции.

Расчёт показателя зависимости медиапространств для каждой страны проведён в два этапа:

  1. Для каждой онлайн-платформы рассчитан её весовой коэффициент в зависимости от популярности среди совокупного населения всех выбранных стран. Такой коэффициент, по замыслу исследователей, характеризует популярность каждой онлайн-платформы в выбранных странах.
  2. Интегральный (итоговый) показатель «Зависимость медиапространства от глобальных онлайн-платформ» для каждой страны лежит в интервале от 0 до 1 и рассчитывается как сумма произведений популярности онлайн-платформы (доля от общего числа интернет-пользователей) на её весовой коэффициент.

Чем выше значение итогового показателя, тем более медиапространство конкретного государства зависимо от интернет-платформ.

В расчётах использованы данные ООН о численности населения стран. Уровень проникновения Интернета и данные о числе пользователей социальных сетей взяты на datareportal.com. Все данные относятся к 2019 году.

Результаты

Весовые коэффициенты для онлайн-платформ приведены в таблице 1.

Таблица 1. Весовые коэффициенты онлайн-платформ

Зависимость национальных медиапространств от глобальных социальных сетей - попытка количественной оценки

Результаты расчёта искомого показателя по странам даны в таблице 2.

Таблица № 2. Зависимость информационного пространства стран от глобальных онлайн-платформ (сортировка по убыванию значения итогового показателя)

Зависимость национальных медиапространств от глобальных социальных сетей - попытка количественной оценки
Цветом в таблице 2 выделены страны в зависимости от уровня проникновения Интернета (75% и более – светло-зелёный, остальные страны – бежевый, и отдельно, зелёный, Россия).

Интерпретация результатов

Россия третья в мире после Китая и США по уровню независимости своего медиапространства от соцсетей среди стран с высоким проникновением Интернета. Однако ограничиться констатацией этого положительного факта нельзя.

Следует отметить, во-первых, отставание России от 1 и 2 мест по абсолютному значению показателя. Разница здесь более чем на порядок, так что фактически мы гораздо ближе к Индии, Канаде, Франции и другим странам-середнякам, чем к двум лидерам.

В Китае иностранные онлайн-платформы либо запрещены, либо их использование ограничено, а для США большинство онлайн-платформ не являются иностранными, в этом причина высокого уровня информационной независимости этих двух стран, поясняют авторы исследования.

Во-вторых, в отличие от Индии и большинства других государств, ненамного отстающих от России по значению итогового показателя, наша страна находится под существенно более сильным давлением в глобальном медиапространстве, и вероятность враждебного использования глобальных онлайн-платформ против России выше, чем для других стран. Поэтому значение показателя «0,41» (по сравнению с «0,01» у Китая) не позволяет считать положение дел удовлетворительным.

Методику исследования, по нашему мнению, целесообразно усовершенствовать с учётом этого и иных указанных выше факторов, влияющих на зависимость национального медиапространства от влияния глобальных онлайн-платформ.

Вне зависимости от этого результаты опубликованного исследования имеют очевидную ценность. Они получены по объективной методике, обладают необходимой наглядностью и могут считаться удачной попыткой количественной оценки реально существующего явления.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь