Участники круглого стола «Антимонопольное регулирование в цифровой экономике», прошедшего в четверг на ПМЭФ, сошлись во мнении, что цифровые рынки нуждаются в регулировании, и уточнили главные принципы такого регулирования.
Подытожив беседу, статс-секретарь — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Андрей Цариковский образно сравнил цифровой мир с ребёнком, росшим без строгого воспитания. Однако ребенок вырос, стал совершеннолетним – и у него появились обязанности, которые и нужно регулировать. «Надеюсь, регулировать его поведение будет гражданский, а не уголовный кодекс», — сказал Цариковский.
В беседе также приняли участие председатель комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев, старший партнер Baring Vostok Capital Partners Елена Ивашенцева, управляющий директор проекта Сбербанка Sberbank Digital Степан Кузнецов, глава Uber Technologies Inc по Европе, Ближнему Востоку и Африке Пьер-Димитрий Гор-Коти, вице-президент по корпоративным отношениям «Яндекса» Марина Янина. Модератором выступила партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Наталья Коростелева.
Андрей Цариковский сразу отметил, что доклад его будет «футуристичным», поскольку все вокруг меняется, а «той моделей и базовых понятий экономики, на которые мы порядка 300 лет опирались», больше нет – и приходится искать новые методы и механизмы регулирования.
Сегодня капитализации IT-компаний – это не стоимость серверов и даже рекламы – регуляторы больше не могут просчитать стоимость компаний. По-хорошему, они не стоят ничего, сказал Цариковский. Старые модели цены не работают, но если нет цены – невозможно понять и монополизацию, невозможно начислить штраф. Сложно даже понять – кого штрафовать, если речь идет о компаниях типа Uber, являющихся цифровыми посредниками между гражданами. Точка приложения деятельности регулятора уходит, сообщил замначальника ФАС.
Уходят и бумажные технологии, поэтому нереально уже при проведении, например, антимонопольных расследований, получить привычный документ с подписью и печатью. Сложно предоставить свидетеля, если он гражданин Индии, а работает в районе Вирджинских островов.
ФАС это понимает – и не стоит на месте, заверил Цариковский. Ведомство все больше работает дистанционно, использует IT-системы, позволяющие обнаружить «ненормальные» алгоритмы в процессе торгов, например. Вскоре антимонопольные расследования превратятся в описание ненормального поведения и предоставления фактов этого, сказал он.
Однако вопросов пока больше, чем ответов – поэтому ФАС открыта к диалогу со всеми заинтересованными лицами.

Сергей Жигарев заявил, что в Думе отдают себе отчет, что такое «электронная экономика» — она оказывает огромное влияние на все области жизни. И законодательство в данной ситуации пока «голое» — нужно строить новое. Главная задача – сделать так, чтобы российские и иностранные компании оказались «хотя бы» в равных условиях – пока же зачастую принимающиеся регуляторные законы создают проблемы отечественным компаниям, а иностранные уходят от ответственности.
Он заявил, что изобретать велосипед в этой сфере не стоит – нужно изучить опыт других стран, где процесс регулирования начался раньше. И надо синхронизировать российское законодательство с законодательствами других стран.
Жигарев отметил, что законодатели в Думе сейчас «не делают неаккуратных шагов», они принимают концепцию, а затем обсуждают детали с профильными российскими компаниями. И речь идет не о преференциях отечественным производителями, а о равных условиях для всех игроков рынка. В некоторых случаях, уверен Жигарев, государство не должно устанавливать жесткие рамки. Например, ограничивать количество электронных торговых площадок. Задача государства – определить рамки, в которых они действуют, а их число должен определить рынок.

Представлявший Uber Пьер-Димитрий Гор-Коти сообщил, что регулирование им нужно, нужны законы, стимулирующие развитие уберобразных сервисов. И главное, чего ожидают в Uber от регулирования, это удобства для водителей (упрощение входа в профессию) и безопасности для пассажиров, а также новых правил регулирования ценообразования.
Он заметил, что по всему миру регулирование в транспортной отрасли довольно устаревшее — в Германии, например, оно восходит к 40-м годам. Россия кажется Гор-Коти намного прогрессивнее, чем другие страны, транспортное регулирование в РФ довольно новое (от 2009 года) – и именно это позволило Uber и «Яндексу» предоставлять услуги цифровых посредников на рынке пассажироперевозок. Он выразил надежду, что российские законы будут и дальше дорабатываться.
На вопрос модератора – какие же услуги оказывает Uber, представитель компании твердо заявил, что Uber – это технологическая компания, посредники между водителями и пассажирами. Что касается ответственности за собственно перевозки, по его мнению, необходим еще один посредник, «которому мы можем предоставлять сведения» о заказах, поездках, пассажирах – и помогать разбирать проблемные случаи.

Марине Яниной модератор задала провокационный вопрос о том, как формируется добавленная стоимость агрегаторов, на что представитель «Яндекса» ответила, что Интернет + любой сектор экономики везде приносит добавленную стоимость. «Мы проанализировали, как лучше плавить металл – и вот технологии выдали добавочную стоимость. Это настоящее чудо», — сказала Янина.
Больше всего «Яндекс» волнует глубина регулирования, заявила Янина. Нельзя регулировать все – каким-то сферам должна быть предоставлена возможность саморегулирования. Возможно, прежде чем устанавливать общие нормы, стоит запустить пилотный проект для отдельной территории или группы. Вопросов здесь много – они носят научный характер и требуют оценки с точки зрения международного опыта. И есть уже примеры, на которых можно поучиться, сказала Янина.

Елена Ивашенцева, как представитель иностранных инвесторов, активно вкладывающих деньги в цифровые компании, рассказала, что вопросы регулирования в условиях цифровой экономики для них очень важны — от этого зависит понимание, куда вкладывать деньги и как правильно развивать бизнес.
Именно цифровая экономика сделала возможным появление множества бизнесов, связанных с интернет-торговлей, онлайн-сервисами и пр. Во многом эти бизнесы стимулируют конкуренцию — через прозрачность информации, возможность для пользователей быстро сравнить условия услуг, через создание новых рабочих мест.
Но есть и проблемы, связанные с определением границ – в какой области данный бизнес стимулирует конкуренцию, а в какой начинает пользоваться доминирующим положением. «Мы как инвесторы надеемся на регуляторов, которые и дальше будут принимать решения не в пользу «наших компаний», а в пользу конкуренции», — сказала она.

В итоге, собравшиеся подтвердили необходимость регулирования. Однако отметили, что оно должно быть осторожным (принцип «не навреди»), направленным на безопасность потребителей и развитие конкуренции, гибким (поскольку все ускоряется – и реалии быстро меняются). Бизнесы же не должны бояться регулирования, а напротив – выходить с предложениями по законодательству в тех областях, где это, по их мнению, необходимо.