Федеральный закон от 30.12.2015 № 462-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов», вступающий в силу через 90 дней после официального опубликования, не подкреплен необходимыми подзаконными актами, поэтому его исполнение практически невозможно, хотя бы потому, что до сих пор не определен порядок регистрации беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), следует из материалов Федерации авиамодельного спорта России.
Напомним, закон обязывает регистрировать все беспилотники, за исключением тех, у которых максимальная взлетная масса составляет 0,25 килограмма и менее.
Согласно тексту проекта, учет дронов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в РФ, осуществляется путем подачи юридическим или физическим лицом, изготовившим или ввезшим устройство в Россию, в Федеральную службу безопасности (ФСБ) заявления, в котором содержатся следующие данные об устройстве и заявителе:
- государство, в котором изготовлено устройство;
- тип (наименование, присвоенное изготовителем);
- серийный (идентификационный) номер;
- год изготовления;
- назначение беспилотника (военное, гражданское);
- наименование изготовителя (фамилия, имя, отчество изготовителя воздушного судна самостоятельной постройки);
- максимальная взлетная масса;
- тип и количество установленных двигателей;
- мощность (тяга) двигателя.
Заявление должно быть составлено в единственном экземпляре и подписано заявителем. Юридические лица должны оформить заявление в печатном виде с указанием исходящего номера и даты. Физические лица могут представлять заявление в рукописном виде.
В случае ввоза дрона в Российскую Федерацию из-за рубежа к заявлению прилагаются документы, подтверждающие покупку. В случае изготовления беспилотника прилагаются документы, подтверждающие изготовление устройства, подписанные его изготовителем.
Документ всё ещё находится в разработке - и на сегодняшний день получил 153 негативных оценки от участников обсуждения. БОКС
Как пишет в своем Facebook руководитель компании CopterExpress Олег Понфиленок (по итогам заседания экспертного Совета по авиационно-космическому комплексу в Госдуме), по состоянию на сегодняшний день 462-ФЗ нельзя исполнить. «Не готовы правила регистрации, сертификации БВС (беспилотных воздушных судов — ред.), аттестации внешних пилотов. Не установлена ответственность за нарушение 462-ФЗ». Это значит, что на тех, кто после 30 марта будет управлять дронами, не смогут наложить штраф, кроме того, который и раньше полагался за нарушение воздушного пространства (от 3 до 5 тысяч рублей), поясняет он.
По мнению авиамоделистов и владельцев летающих роботов, вступление в силу закона следует отложить, чтобы обсудить и скорректировать детали правоприменения.
Читать также: «Дроны хотят использовать при тушении пожаров в Москве»>>
Например, ФАСР, Ассоциация эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем и Сибирская Ассоциация беспилотных технологий сейчас завершают разработку информационной системы, в которой будет вестись онлайн-регистрация беспилотников и проводиться начальный инструктаж пилотов с возможностью аттестации на знание правил полетов.
23 марта министр транспорта РФ Максим Соколов выступил на правительственном часе в Совете Федерации с докладом «О развитии внутренних воздушных перевозок, аэропортовой инфраструктуры и повышении авиационной безопасности». Он заявил, что нормы регулирования, указанные в законе № 462-ФЗ, являются избыточными.
«В этой связи Минтрансом России, совместно с Минпромторгом России, Минэкономразвития России, ФСБ России, Росавиацией ведется работа по установлению рациональных требований по регистрации, сертификации и учету беспилотных воздушных судов», — сказал он.
Также планируется проводить обсуждение вопросов нормативного правового регулирования использования беспилотных авиационных систем на площадке Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения, сказал Соколов.
Читать также: «Лаборатория «Инвитро» первой использовала дрона для доставки биоматериалов»>>
Как сообщал D-Russia.ru, ФАСР и Ассоциация эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем опубликовали в феврале открытое письмо президенту РФ Владимиру Путину.
В письме отмечается, что закон в нынешнем виде создает нагрузку на все уровни бюджетной системы; блокирует Национальную технологическую инициативу; создает угрозу потери Россией перспектив выхода на мировой рынок производства беспилотных авиационных систем и выполнения работ с их применением; уничтожает авиамоделизм как спорт и техническое творчество.
Также в письме предлагаются возможные изменения в закон, например, передать регистрацию дронов легче 30 кг «некоммерческими организациями (профессиональными сообществами), имеющими соглашение о взаимодействии с ФОИВ в сфере гражданской авиации, при условии интеграции базы данных о зарегистрированных БВС с базой данных (государственным реестром) указанного ФОИВ».
По данным ФАСР, 27 февраля президент РФ подписал перечень поручений правительству, среди которых – до 30 июня 2016 года представить предложения о внесении изменений в законодательство РФ, обеспечивающее расширение сферы использования гражданских беспилотных летательных аппаратов российского производства, обратив внимание на:
- упрощение порядка сертификации и регистрации БПЛА;
- выделение отдельных полос радиочастот для БПЛА.