Основной причиной недопущения или исключения приложений из магазинов App Store и Google Play Store является нарушение внутренних правил сервисов. В частности, можно выделить нарушения:
- правил осуществления платежей – как это было в случае с игрой компании Epic Game;
- правил обработки персональных данных пользователей (так, Google удалила из Google Play три популярные детские игры);
- запрета на приложения для слежки за пользователями (с 1 октября 2020 года в магазине Google Play запрещены приложения, позволяющие отслеживать местоположение пользователя без его согласия, хотя на приложения для родительского мониторинга запрет не распространяется);
- правил, установленных властями страны (так, 31 декабря 2020 года Apple на территории Китая удалила из App Store 46 тысяч приложений, поскольку их разработчики не получили в установленном порядке лицензии на продажу ПО от органов власти КНР);
- формата и содержания описания приложения (так, Google без предупреждения удалила из Google Play почтовый клиент K-9 из-за различных вариантов написания в документации названия приложения);
- запрета на приложения, которые призывают пользователей удалять или отключать программы других разработчиков либо могут изменять настройки устройства без ведома пользователя (так было удалено из Google Play приложение Remove China Apps);
- запрета на распространение запрещённой магазином рекламы (20 февраля 2020 года из магазина Google Play было единовременно удалено 600 приложений, распространяющих запрещённую рекламу).
Ещё одной причиной недопущения или исключения приложений из магазинов App Store и Google Play является деятельность модераторов, руководствующихся зачастую политическими мотивами или этическими соображениями, которых они придерживаются.
Борьба с фейк-ньюс и с угрозами общественной безопасности
В марте 2020 года Google удалил из магазина ряд приложений для Android, предоставляющих информацию о распространении коронавируса, которые не были одобрены официальным государственным медицинским учреждением.
Тогда же Google заблокировал доступ к приложению Infowars для Android из-за ложных сообщений о коронавирусе.
В 2018 году Apple также удалила приложение Infowars из App Store, сославшись на публикацию в приложении «оскорбительного, вызывающего отвращение контента», что вызвало резонанс в СМИ.
В мае 2020 года Google удалил приложения конспирологического сообщества QAnon из Google Play на предмет борьбы с вредоносной информацией.
Приложения QMAP, Q Alerts! и Q Alerts LITE были удалены за нарушение правил политики Google в отношении «распространения вредоносной информации», поскольку посредством данных приложений распространялись теории заговора.
В январе 2021 года Google и Apple удалили приложение Parler из своих магазинов.
Межгосударственные конфликты
В сентябре 2020 года на территории Индии Министерство электроники и информационных технологий заблокировано 118 китайских мобильных приложений.
В сентябре 2020 года приложения «Россия 1», «Россия. Телевидение и радио», «Вести FM» и «Вести.ру» были удалены из каталога App Store на территории Украины по требованию Службы безопасности Украины.
Низкие оценки приложений в пользовательских рейтингах
В апреле 2020 года Google Play из-за низких оценок удалил приложение для выдачи QR-кодов в Нижегородской области. Приложение выдавало QR-коды с пропусками и отслеживало перемещение жителей, что вызвало недовольство у пользователей магазина Google Play. Авторы приложения утверждали, что приложение «не является приложением для слежки», несмотря на запрос доступа к геолокации пользователя.
Претензии к компаниям со стороны государственных органов
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в августе 2020 года потребовала от корпорации Apple до 30 ноября устранить нарушения антимонопольного законодательства и обеспечить конкурентные условия для разработчиков мобильных приложений. Apple была признана ФАС нарушителем из-за создаваемых Apple барьеров для разработчиков приложений для родительского контроля. Компания необоснованно отказывала им в использовании ряда инструментов и возможностей, которые стала создавать с выходом функции Screen Time, причем сама Apple продолжала использовать такие возможности без ограничений.
В ответ компания Apple подала иск к Федеральной антимонопольной службе об оспаривании предписания, действие которого приостанавливается до вынесения решения суда. В настоящий момент дело находится в производстве Арбитражного суда города Москвы, заседание назначено на 19 марта 2021.
Первостепенной потенциальной угрозой для российских распространителей контента в магазинах App Store и Google Play является необходимость соблюдать требования, установленные законодательством США, в том числе – обязанность соблюдать санкционные законы США.
Магазины App Store и Google Play не принимают приложения, в которых есть криптографические функции, не соответствующие американскому законодательству, в связи с чем невозможна публикация приложений с российскими криптографическими библиотеками.
Ещё одна угроза – риск злоупотребления магазинами доминирующим положением на рынке цифровых услуг.
Анализ указанных угроз приводит к выводу, что модерация приложений может основываться не только на формальных требованиях, установленных внутренними правилами сервисов, но и в соответствии с политическими (в том числе санкционными) мотивами. Такие угрозы особенно актуальны для приложений с возможностью размещения в них пользовательского контента (например, для социальных сетей), поскольку у магазинов имеется возможность в любой момент заблокировать данные приложения под предлогом нарушения пользователями авторских прав или распространения противоправного контента.
Особенность юрисдикции App Store и Google Play и их популярность позволяют им самостоятельно определять политику распространения контента и принимать решения о запрете приложений. Для устройств с операционной системой Android эти угрозы представляют меньшую опасность в сравнении с устройствами с операционной системой iOS, поскольку на них имеется возможность установки приложений из сторонних магазинов и из дистрибутивов.
App Store и Google Play Store выступают в качестве магазинов приложений, игр, книг, музыки и фильмов от компаний Apple и Google, позволяющих распространителям контента предлагать владельцам устройств с операционной системой iOS и Android устанавливать и приобретать допустимый к размещению в магазинах контент.
Для каждого из магазинов существует идентичный набор требований, соблюдение которых обязательно для лиц, выступающих в качестве распространителей контента при размещении приложения в магазине. Данные требования изложены на официальных сайтах Apple и Google.
В соответствии с положениями требований к публикации приложения существует следующий порядок действий распространителей контента при публикации приложения в App Store или Google Play:
- создать учётную запись в App Store и Google Play;
- подготовить маркетинговые материалы (иконка, скриншоты, текст, видео для предпросмотра приложения) и описание приложения;
- подписать приложение электронной подписью;
- настроить порядок оплаты внутри приложения (при наличии возможности такой оплаты).
Основные положения из Условий пользования мультимедийными сервисами Apple и из Соглашения Google Play о распространении программных продуктов:
- распространители контента не имеют права публиковать материалы, на использование которых у них нет разрешений, прав или лицензии или которые нарушают права любого третьего лица;
- распространители контента не имеют права публиковать предосудительное, оскорбительное, запрещенное законом, ложное или вредное содержимое контента;
- распространители контента не имеют права публиковать личную, частную или конфиденциальную информацию, принадлежащую другим лицам;
- распространители контента не имеют права запрашивать личную информацию у несовершеннолетних лиц;
- распространители контента не имеют права выдавать себя за другого человека или юридическое лицо либо искажать аффилированность с другими лицами;
- распространители контента не имеют права публиковать и передавать спам, в том числе, помимо прочего, нежелательную или несанкционированную рекламу;
- распространители контента не имеют права изменять или удалять рейтинг продукта;
- распространители контента не имеют права размещать недостоверный рейтинг продукта;
- распространители контента не имеют права осуществлять какую-либо незаконную и мошенническую деятельность.
Также следует обратить внимание на необходимость проставления знака информационной продукции распространяемого контента в соответствии с возрастной категорией пользователя. В App Store приложения делятся по градациям возрастных категорий, установленным App Store самостоятельно, а Google Play при определении возрастного порога распространяемого контента руководствуется всемирными системами маркировки информационной продукции, такими как IARC, PEGI, ESRB.
Отчет Apple о запросах государств мира на удаление из App Store приложений на основании нарушений законодательства
Отчетный период | Тип запроса | Полученные запросы | Запросы, на основании которых приложение было удалено | Количество удалённых приложений |
Второе полугодие 2019 г. | Нарушение законодательства | 54 | 48 | 207 |
Второе полугодие 2019 г. | Нарушение правил магазина | 17 | 17 | 37 |
Первое полугодие 2019 г. | Нарушение законодательства | 95 | 91 | 314 |
Первое полугодие 2019 г. | Нарушение правил магазина | 2 | 2 | 2 |
Второе полугодие 2018 г. | Нарушение законодательства | 80 | 75 | 634 |
Второе полугодие 2018 г. | Нарушение правил магазина | 0 | 0 | 0 |