Созданный в Беларуси «Парк высоких технологий» — это особая экономическая зона со специальным налогово-правовым режимом, способствующая благоприятному и успешному развитию IT-бизнеса.
В декабре 2017 года Президент Беларуси подписал Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики». Документ является основополагающим для цифровой экономики страны. К его подготовке были привлечены ведущие эксперты, представители бизнеса и органов государственной власти страны.
Главная цель декрета — создать такие условия, чтобы мировые IT-компании приходили в Беларусь, открывали свои представительства, центры разработок и создавали востребованный в мире продукт. Кроме того, задачами документа являются обеспечение инвестиций в будущее (IT-кадры и образование) и внедрение новейших финансовых инструментов и технологий.
Работа над декретом была организована в рамках инновационного кластера «Парк высоких технологий», созданного в 2005 году с целью формирования благоприятных условий для разработки в Беларуси программного обеспечения и информационно-коммуникационных технологий, способных повысить конкурентоспособность национальной экономики.
В 2014 году были введены новые виды деятельности компаний-резидентов Парка. Самостоятельными видами деятельности определены смежные с IT-сферой направления: микро-, опто- и наноэлектроника, мехатроника, передача данных, радиолокация, радионавигация, радиосвязь, а также защита информации и создание центров обработки данных. Предусмотрена возможность выполнения работ и услуг по анализу, проектированию и программному обеспечению информационных систем, в частности IT-консалтинг, аудит, системно-техническое обслуживание сетей государственных информационных систем, создание баз данных, внедрение и сопровождение корпоративных информационных систем.
Парк высоких технологий—это, по сути, особая экономическая зона, позволяющая развивать наукоемкие отрасли экономики страны. На сегодня его резидентами являются 192 компании, которые занимаются разработкой программных продуктов и предоставлением IT-услуг клиентам из 67 стран мира.
В дальнейшем предполагается ввести дополнительные направления деятельности: образовательная деятельность в сфере информационно-коммуникационных технологий; деятельность в сфере киберспорта, включая подготовку киберспортивных команд, организацию и проведение соревнований, организацию их трансляций; деятельность в сфере искусственного интеллекта, создания систем беспилотного управления транспортными средствами.
Помимо работы Парка высоких технологий, Декрет № 8 также затрагивает принципиально новые направления развития цифровой сферы, такие как блокчейн и криптовалюты.
Так, юридические лица Беларуси могут выпускать токены, выходить с ними на ICO через резидентов Парка высоких технологий, продавать и покупать их через криптобиржи и криптообменники. При этом до 2023 года доходы от сделок с токенами не будут облагаться налогами. Физическим лицам разрешается майнинг криптовалют и операции с ними. Согласно положениям декрета, эта деятельность не считается предпринимательской и доходы от нее не подлежат декларированию.
По оценкам разработчиков декрета, к 2030 году годовая экспортная выручка IT-сектора Беларуси должна увеличиться с 1 млрд долл. США в 2017 году до 4,7 млрд долл. США к 2030 году. Численность занятых в секторе должна вырасти с нынешних 30 тысяч человек до 100 тысяч человек.
В стране также существует госпрограмма развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы. Она включает такие подпрограммы, как «Информационно-коммуникационная инфраструктура», «Инфраструктура информатизации» и «Цифровая трансформация».
Приоритетными направлениями развития национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры являются:
- развитие стационарного широкополосного доступа с учетом применения современных технологий организации доступа;
- развитие беспроводного широкополосного доступа;
- развитие облачных технологий, обеспечивающих по требованию пользователя доступ к необходимым информационным и вычислительным ресурсам независимо от его географического положения и т.п.
Инфраструктура информатизации в ближайшее пятилетие будет развиваться по следующим направлениям:
- формирование эффективной и прозрачной системы государственного управления посредством внедрения передовых ИКТ во все сферы человеческой жизнедеятельности;
- обеспечение прозрачности, безопасности и удобства коммуникаций между гражданами, бизнесом и государством путем повсеместного перевода этих коммуникаций в электронную форму;
- дальнейшее формирование единого информационного пространства для оказания электронных услуг на основе интеграции информационных систем и предоставления доступа к открытым данным и т.д.
Направлениями развития цифровой экономики в ближайшие пять лет станут:
- дальнейшее формирование единого информационного пространства для оказания электронных услуг как в рамках отдельных видов деятельности, так и на основе интеграции информационных систем;
- создание условий для использования электронных услуг, стимулирующих их востребованность;
- увеличение объема производства и безопасного потребления высокотехнологичных и наукоемких ИКТ-товаров и услуг и т.д.
Среди задач формирования в Республике Беларусь цифровой экономики:
- развитие электронной торговли в сфере электронных государственных закупок, упрощение торговых и транспортных процедур;
- развитие единого расчетного и информационного пространства для оплаты услуг через банки, небанковские кредитно-финансовые организации, организации почтовой и электрической связи;
- развитие человеческого капитала;
- развитие электронного здравоохранения;
- развитие электронного образования.
В целях формирования условий, содействующих развитию информационного общества на основе эволюции человеческого капитала и широкого внедрения элементов электронного обучения, разработан ряд новых образовательных стандартов, планов и программ подготовки специалистов в области ИКТ. Созданы информационная система электронного зачисления в учреждения высшего образования, информационные сервисы для обеспечения взаимодействия учреждений образования, органов управления и населения, а также комплекс мер по защите информации в отраслевых информационных системах Министерства образования Республики Беларусь.
Значительное количество прикладных проектов информатизации, способствующих повышению эффективности хозяйственной деятельности реального сектора экономики, реализуется в рамках 52 отраслевых и региональных программ информатизации, которые разработаны государственными органами и организациями.
Показатели, которых планируется достичь к 2020 году:
- доля домохозяйств, имеющих доступ к сети Интернет,— 82%;
- количество интернет-пользователей — 65 единиц на 100 человек;
- количество пользователей (физических лиц) электронных услуг Общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС) — 40 единиц на 100 человек;
- количество абонентов и пользователей стационарного широкополосного доступа к сети Интернет — 34,7 единиц на 100 человек;
- количество абонентов и пользователей беспроводного широкополосного доступа к сети Интернет — 90 единиц на 100 человек;
- доля административных процедур, осуществляемых в отношении юридических лиц в электронном виде,— 75% от общего количества административных процедур;
- количество наборов открытых данных государственных органов и организаций — 100 единиц;
- доля учреждений образования, охваченных проектом «Электронная школа»,— 80% от общего количества учреждений образования;
- доля врачей в государственных организациях здравоохранения, имеющих возможность выписывать рецепты на лекарственные средства в электронном виде, — 100%;
- годовой прирост количества объектов органов пограничной службы, использующих интегрированную систему охраны государственной границы, — 5 единиц.
Источник: текст был опубликован в составе отчёта Евразийской экономической комиссии о результатах работы за 2017 год и планах на 2018 год.
См. также цифровые повестки других стран-членов ЕАЭС: