Цифровая повестка Российской Федерации

2743

Источник: текст был опубликован в составе отчёта Евразийской экономической комиссии о результатах работы за 2017 год и планах на 2018 год.

Напомним, что согласно новому «майскому» указу президента, программа «Цифровая экономика РФ» должна быть скорректирована и представлена до 1 октября 2018 года на заседании совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (ред.).

Цель программы «Цифровая экономика России» — организовать системное развитие и внедрение цифровых технологий во всех областях жизни.

В июле 2017 года была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Ее цель—организовать системное развитие и внедрение цифровых технологий во всех областях жизни—экономике, предпринимательстве, госуправлении, социальной сфере и городском хозяйстве.

Программу цифрового развития экономики планируется реализовать к 2024 году. Для управления программой определены пять базовых направлений развития цифровой экономики в России на период до 2024 года:

  1. нормативное регулирование;
  2. кадры и образование;
  3. формирование исследовательских компетенций и технических заделов;
  4. информационная инфраструктура;
  5. информационная безопасность.

Показатели, которых планируется достичь:

  • доля домохозяйств, в которых есть широкополосный доступ к сети Интернет (100 Мбит/с), к 2020 году должна составлять 50%, к 2025 году — 97%;
  • рост числа опубликованных патентных заявок, поданных российскими заявителями в стране и за рубежом, по технологическим областям «Телекоммуникационные технологии и оборудование», «Технологии и оборудование цифровой связи», «Компьютерные технологии»;
  • применение информационных технологий в управлении к 2020 году вырастет на 25%, к 2025 году — на 50%;
  • российский сегмент цифровой экономики должен занять верхние позиции (топ-20) рейтинга привлекательности работы для высококвалифицированных специалистов;
  • 10-е место Российской Федерации в рейтинге кибербезопасности, составляемом на основе Индекса кибербезопасности МСЭ к 2020 году, к 2025 году — 8-е;
  • доля организаций, использующих стандарты информационной безопасности и методики оценки рисков информационной безопасности (включая оценку страховых рисков), к 2020 году должна составлять 15%, к 2025 году — 50%;
  • объем коммерческих потерь электрической энергии в относительном выражении по сравнению с 2017 годом к 2025 году должен снизиться до 5%;
  • доля услуг, предоставленных органами власти в электронном виде, от общего количества предоставленных услуг к 2020 году должна составлять 50%, к 2025 году — 80%;
  • доля форм отчетности организаций, предоставляемых однократно только в электронном виде, от общего количества по состоянию на 2017 год к 2020 году должна составлять 10%, к 2025 году — 100%;
  • доля трудоспособного населения, имеющего цифровую запись персональной траектории развития, к 2020 году должна составлять 10%, к 2025 году— 80%;
  • количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих навыками в сфере ИТ на среднемировом уровне, к 2020 году должно составлять 150 тыс. человек, к 2025 году — 500 тыс. человек;
  • количество выпускников высшего образования — профессионалов в сфере ИТ — к 2020 году должно составлять 60 тыс. человек, к 2025 году — 100 тыс. человек;
  • количество созданных организаций среднего профессионального образования Минкомсвязи России по цифровой экономике должно составлять к 2020 году 10 организаций, к 2025 году — 50;
  • доля государственной итоговой аттестации выпускников, проходящей с использованием цифровых инструментов деятельности, которые используются в профессиональной или повседневной деятельности, должна составлять к 2020 году 20%, к 2025 году — 40%;
  • численность населения городов, участвующих в реализации концепции «50 «умных» городов России», должна составлять к 2020 году 25 млн человек, к 2025 году—50 млн человек.

Реализация программы позволит сформировать к 2025 году цифровую экономику Российской Федерации, обладающую следующими характеристиками:

1) сформирована новая регуляторная среда, обеспечивающая благоприятный правовой режим для возникновения и развития информационных технологий, недискриминационного доступа к данным и их обработки при условии обеспечения прав и законных интересов субъектов и владельцев данных, а также экономической деятельности и трудовых отношений, связанных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий;

2) создана современная безопасная инфраструктура цифровой экономики, содействующая информационному взаимодействию личности, социально-экономических институтов и государства, устойчивая к внутренним и внешним угрозам;

3) информационная инфраструктура обеспечивает возможность оказания новых цифровых услуг на внутреннем рынке и на экспорт, удовлетворяя потребности государства, бизнеса и граждан в надежных, доступных, безопасных и экономически эффективных коммуникациях, вычислительных мощностях, информационных системах и сервисах, цифровых платформах, созданных с приоритетным использованием отечественных технологий, а также позволяет осуществлять системный сбор, передачу, хранение и обработку данных с учетом прав и законных интересов субъектов и владельцев данных;

4) в населенных пунктах размером от одной тысячи жителей уровень проникновения широкополосного доступа к сети Интернет в домохозяйства составляет 100%; в городах размером от 300 тысяч жителей развёрнуты сети связи пятого поколения; труднодоступные населённые пункты обеспечены широкополосным доступом к сети Интернет с использованием спутниковых или беспилотных технологий по доступным для населения ценам;

5) сформирована эффективная система управления исследованиями и разработками (ИиР), обеспечивающая координацию усилий ключевых игроков, формирование сетевого взаимодействия между ними, мониторинг реализации ИиР, учет региональной специфики и др.; созданы механизмы поддержки экспорта результатов ИиР за рубеж и механизм стимулирования зарубежного патентования;

6) создано не менее 10 цифровых платформ для ИиР, демонстрирующих стабильный кратный рост числа подключенных участников и снижение стоимости их подключения, в рамках цифровых платформ формируются центры компетенций;

7) механизмы переподготовки, повышения квалификации, самообразования обеспечивают образование в течение всей жизни, необходимые компетенции цифровой экономики, вовлечение в нее государственных служащих, лиц старше 50 лет, пенсионеров и инвалидов, высвобождающихся граждан;

8) система аттестации компетенций цифровой экономики вариативна и согласована с профессиональными и образовательными стандартами, национальной системой квалификаций и т.д.

См. также цифровые повестки других стран-членов ЕАЭС:

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: