Трамп подписал указы о запрете компаниям США сотрудничать с TikTok и WeChat

Президент США Дональд Трамп подписал указы (Executive Order), запрещающие американским компаниям заключать сделки с китайской компанией ByteDance – владельцем приложения для обмена видео TikTok – и оператором приложения для обмена сообщениями WeChat, компанией Tencent.

Согласно официальному объяснению, приложения обеспечивают китайским коммунистам доступ к данным американцев, что угрожает «национальной безопасности, политике и экономике США».

Из указа Трампа

TikTok, мобильное приложение для обмена видео, принадлежащее китайской компании ByteDance Ltd, автоматически собирает огромные массивы информации о своих пользователях. Это создаёт угрозу доступа Коммунистической партии Китая к личной информации об американцах — Китай может отслеживать местонахождение федеральных служащих и сотрудников компаний – государственных подрядчиков, создавать [на них] досье с целью шантажа, вести промышленный шпионаж.

Также TikTok, как сообщается, подвергает цензуре контент, который китайская коммунистическая партия считает политически чувствительным – например, о протестах в Гонконге, обращении Китая с уйгурами и другими мусульманскими меньшинствами. TikTok может также использоваться для дезинформационных кампаний, которые приносят пользу Китайской коммунистической партии.

У TikTok 100 миллионов пользователей в США, отмечает Reuters.

Приложение WeChat особой популярность в США не пользуется, однако оно широко распространено в Китае и используется китайскими эмигрантами для общения с семьей и друзьями, а также в качестве средства для получения различных услуг, таких как игры и электронная коммерция.

Китайская компания Tencent владеет не только WeChat, ей также принадлежит социальная сеть Qzone. В июле Tencent превзошла по капитализации Facebook.

Указы Трампа вступят в силу через 45 дней.

В среду госсекретарь США Майкл Помпео (Michael Pompeo) сделал заявление для прессы, в котором объявил о программе администрации Трампа «расширения чистой Сети для защиты американских активов» и провозгласил «чистый Интернет» без «злонамеренных субъектов».

Программа названа «чистая Сеть» (Clean Network). Из текста документа следует, что «очищение» Сети достигается защитой «конфиденциальности граждан» и данных компаний «от агрессивных вторжений злонамеренных субъектов, таких, как Компартия Китая».

Выводы, которые следует сделать РФ

1. Аргументация, изложенная в указе Трампа (опасность сбора персональных данных граждан страны, шпионаж во всех видах, идеологическое воздействие на население чужой страны посредством цензуры контента в популярных онлайн-сервисах), полностью применима в отношении Facebook, YouTube, WhatsApp и других продуктов американских компаний, распространённых в России. Факт их использования для шпионажа после Сноудена доказывать не надо.

Эта угроза подлежит устранению.

2. Сотрудничество России с КНР демонстрирует эффективный способ решения проблемы. Напомним, что китайская компания Alibaba, владеющая чрезвычайно популярным в России сервисом электронной торговли AliExpress, в 2018 году создала совместное предприятие («AliExpress Russia») с крупнейшими отечественными высокотехнологичными компаниями, которые в совокупности владеют более чем половиной капитала AliExpress Russia. Это позволило локализовать персональные данные пользователей на территории РФ, обеспечить работу AliExpress в российской юрисдикции (в частности, защитить права покупателей по российским законам), облегчить доступ отечественных производителей товаров к сервису онлайн-продаж (подробнее см. здесь).

В интересах России и её граждан распространить этот опыт на американские онлайн-сервисы. Задача чрезвычайно сложна, однако Трамп облегчил её решение.

Во-первых, он представил безупречное обоснование необходимости контролировать иностранные сервисы.

Во-вторых, положение указа Трампа о запрете «любой сделки любого лица или в отношении любого имущества, находящегося под юрисдикцией США, с компанией ByteDance Ltd» демонстрирует другим странам не только цель – защитить данные, но и метод её достижения. Творчески применить этот метод можно и в России, запретив компаниям, например, рекламу на Facebook до тех пор, пока не будут локализованы персональные данные российских пользователей.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться: