Импортозамещение программного обеспечения в «Российских железных дорогах» обсуждалось на минувшей неделе – по словам директора по информационным технологиям ОАО «РЖД» Евгения Чаркина, в компании сформулированы функциональные требования к системам, проанализированы 112 отечественных программных продуктов и платформ различного назначения, выбраны 20, все централизованные серверы электронной почтовой системы «РЖД» переведены на отечественную систему, на всей сети развёрнут «Яндекс.Браузер», пишет «Гудок».
Межведомственное совещание «О реализации планов мероприятий ОАО «РЖД» по переходу на преимущественное использование отечественного программного обеспечения при взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и участниками российского IT-рынка» прошло в режиме видеоконференции, организованной на отечественной программной платформе, отмечает издание.
В совещании участвовали также представители «Росатома», «Почты России», крупные отечественные разработчики программных продуктов. Участники от госкомпаний рассказали о проблемах, с которыми сталкиваются при реализации программ импортозамещения ПО.
Государство установило очень сжатые сроки перехода на преимущественное использование отечественного ПО, в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных Минкомсвязи России, откуда необходимо брать программные продукты, отсутствуют отдельные решения, способные заменить используемое иностранное ПО, например, программы управления качеством услуг хранения данных. Кроме того, наличие решения в реестрах Минкомсвязи не гарантирует его качества в части функциональной достаточности, полноценного сервиса и поддержки со стороны компаний-разработчиков.
Важным вопросом, который отмечали представители госкомпаний, является невозможность включения в реестр Минкомсвязи и в план импортозамещения специфического ПО, производимого предприятиями для собственных нужд самостоятельно.
Для включения в Единый реестр сейчас требуется обеспечить введение ПО в гражданский оборот – в свободную продажу. Так, например, активно работает над проектами в IT-сфере филиал Отраслевого центра разработки и внедрения информационных систем в Сочи. С 2018 года здесь проведено 30 проектов и исследований, разработаны собственные программы, включая систему формирования отчётности уровня начальников дорог СКИН-М. Но эти продукты пока не учитываются в плане импортозамещения как установленное отечественное ПО.
Руководитель центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ Илья Массух сообщил D-Russia.ru, что на прошлой неделе этот вопрос обсуждался на совещании с участием генерального директора ОАО «Российские железные дороги» Олега Белозёрова. Принято решение включать ПО, разработанное самими компаниями, в реестр отечественного ПО, где для этих целей будет выделен специальный класс программных продуктов. В этом случае затраты госкомпаний на разработку применяемого ими ПО можно будет отнести к затратам на импортозамещение.