Образовательная платформа Coursera выпустила первую из трёх частей отчёта «Глобальный индекс компетенций» (Global Skills Index) – «Глобальный отчёт о компетенциях» (Global Skills Report). Документ посвящён трендам профессиональной переподготовки в мире и составлен на основе данных Coursera за период с первого квартала 2020 по первый квартал 2021, а также результатов программы по переподготовке (Coursera Workforce Recovery Initiative), проводившейся с апреля по декабрь 2020.
Учитывались данные по индивидуальным пользователям платформы (более 77 миллионов человек), четырём тысячам кампусов, двум тысячам компаний и ста с лишним правительствам, пользующихся обучающими курсами Coursera. В Coursera Workforce Recovery Initiative также приняли участие свыше миллиона потерявших работу из 108 стран.
Всего обучение за 12 месяцев прошли 14,2 миллиона человек, средний возраст – 32 года. На образование было выделено 4,9% ВВП.
По данным отчёта, за указанный период курсами Coursera воспользовались 2,1 миллиона россиян, 47% из которых использовали для обучения мобильные устройства. Средний возраст учащихся — 31 год. На образование было выделено 3,7% ВВП.
Наибольшей популярностью среди учащихся из России пользовались следующие курсы:
- Основы программирования на Python.
- Научись учиться: Эффективные ментальные инструменты для освоения сложных предметов.
- Нейролингвистика.
Топ-3 компетенций, интересующих учащихся из России
Бизнес | Технологии | Аналитика данных |
Операционная стратегия | Теоретические основы вычислительной техники | Программирование на Python |
Microsoft Excel | Программирование на C | Статистическая теория обучения |
Управление проектами | Принципы программирования | Вероятность и статистика |
![Россия в тop-10 стран по уровню IT-компетенций - исследование Coursera](https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2021/06/coursera00-scaled.jpg)
Данные рассматриваются в трёх сферах: бизнес, технологии, аналитика данных. По этим сферам составлены три сквозных индекса стран. На основе этих индексов рассчитан общий рейтинг. Также представлены региональные рейтинги по каждой из сфер и место стран в общерегиональном индексе.
В общем рейтинге Россия занимает девятое место, в европейском — восьмое.
![Россия в тop-10 стран по уровню IT-компетенций - исследование Coursera](https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2021/06/coursera01.jpg)
Топ-3 общего индекса – Швейцария, Люксембург, Австрия. США стоят на 30-й позиции, Китай – на 39-й.
- Cutting-edge – 76-й процентиль или выше
- Competitive - 51-75 процентиль
- Emerging - 26-50 процентиль
- Lagging – 25-й процентиль или ниже below
Европа. Бизнес
На первом месте по бизнес-компетенциям в Европе находится Люксембург, у России – 12-е место (24-е в общем бизнес-индексе).
Наиболее популярные компетенции: операционная стратегия; владение Microsoft Excel; управление проектами; маркетинг; цифровой маркетинг; финансы; аналитика данных; лидерство и менеджмент; блокчейн; кадровый потенциал.
По последнему показателю Россия занимает лидирующее место в регионе (100%). Также высоки показатели для компетенций «коммуникации» (98%) и «маркетинг» (74%). Самый слабый навык – «финансовая отчётность» (10%).
![Россия в тop-10 стран по уровню IT-компетенций - исследование Coursera](https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2021/06/coursera02.jpg)
Европа. Технологии
В технологической сфере лидирует Беларусь, Россия – на шестом месте (девятое в общем технологическом индексе).
Наиболее востребованные компетенции: теоретические основы вычислительной техники; программирование на C; основы программирования; проектирование и производство; владение JavaScript; вычислительное мышление; математика; пользовательский опыт; владение MATLAB; владение HTML.
В прошлом году Россия была на первом месте в областях «Бизнес» и «Аналитика данных». В этом году она потеряла своё лидерство, в основном, из-за низких показателей по компетенции «облачные вычисления» (22% — ниже только у Армении и Азербайджана). Сильными сторонами оказались «программирование» (100%), «веб-разработки» (99%) «базы данных» (98%), «мобильные разработки» (95%), «теоретические основы вычислительной техники» (79%). Неожиданно низким у России (как и у половины стран региона) оказался уровень навыка «техника обеспечения безопасности» (11%).
![Россия в тop-10 стран по уровню IT-компетенций - исследование Coursera](https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2021/06/coursera03.jpg)
Европа. Аналитика данных
В этой области на первом месте Финляндия. У России – четвёртая позиция (и четвёртое место в общем индексе по аналитике данных).
Наиболее востребованные компетенции: программирование на Python; статистическая теория обучения; вероятность и статистика; машинное обучение; алгоритмы машинного обучения; прикладное машинное обучение; управление данными; эконометрика; владение SQL; вероятностное распределение.
Самым низким показателем для России оказался «анализ данных» (2%, ниже нет ни у одной страны в регионе), самыми высокими – «статистическое программирование» (100%) и «математика» (99%).
![Россия в тop-10 стран по уровню IT-компетенций - исследование Coursera](https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2021/06/coursera04.jpg)
См. также: Цифровизация процессов в сфере высшего образования в 2020 году – доклад правительства >>>