Как писал D-Russia.ru ранее в этом месяце, Еврокомиссия рекомендовала приравнять Facebook, YouTube, Twitter и другие онлайн-сервисы «правилам традиционного вещания Евросоюза», т.е. обеспечить соблюдение онлайн-сервисами тех же правил, которые действуют в отношении СМИ и обеспечивают защиту пользователей от разжигания ненависти и для несовершеннолетних от вредоносного онлайн-контента.
Аналогичные правила, приравнивающие онлайн-сервисы к «обычным» СМИ, уже приняты в Европе некоторым государствами, например, Испанией (закон «Об аудиовизуальной коммуникации»). Во Франции законопроект, соответствующий рекомендациям Еврокомиссии, уже разработан. В Германии принят закон о 50-миллионных штрафах для соцсетей, которые в течение суток не удалят запрещённый законодательством контент.
Испанский закон «Об аудиовизуальной коммуникации» охватывает сферы телевидения и радио, однако его действие распространяется также на Интернет, в частности, на интернет-трансляции. Статья 7 закона, посвящённая защите прав несовершеннолетних, устанавливает ограничения на трансляцию информации, которая может нанести серьёзный вред физическому, ментальному или моральному развитию детей. Это касается порнографии и сцен насилия, потенциально вредной рекламы (в частности, призывающей к пластической хирургии, похудению) и т. п. Общенациональное законодательство дополняется актами, принимаемыми на региональном уровне (согласно Конституции, страна делится на 17 автономных сообществ, наделённых широкими полномочиями, в том числе в законодательной области). Так, в Мадриде действует закон о наркотической зависимости и других вредных пристрастиях, согласно которому запрещена реклама табака и алкогольных напитков в Интернете (а также в СМИ, целевая аудитория которых — несовершеннолетние), а закон Валенсии о всесторонней защите детей и подростков обязывает операторов принимать технические и юридические меры защиты детей от вредной информации.
В Германии действует закон, согласно которому соцсети подлежат штрафу от 5 до 50 миллионов евро в случае, если в течение 24 часов не удалят контент, содержащий запрещённые материалы. Под действие закона попадают Facebook, YouTube и другие сайты с аудиторией более двух миллионов пользователей в Германии.
В стране строго контролируется незаконное (читай: пиратское) распространение аудиовизуального контента, в частности, в torrent-сетях.
В России подобные законодательные инициативы возникли либо одновременно с инициативами европейских стран, либо раньше. Так, в 2018 году в Госдуму представлены законопроекты о регулировании социальных сетей, в которых предложен подход, аналогичный французскому. Законопроекты одобрены в первом чтении, сведений о дальнейшем рассмотрении на сайте Госдумы нет. В 2016 году внесён Госдуму, а в 2017 подписан президентом закон, регламентирующий в России «аудиовизуальные сервисы, ориентированные на российского потребителя». Закон посвящён технологии ОТТ (от «over the top», термин обозначает телевизионную приставку, работающую в IP-сети, т.е. предоставляющую телезрителю онлайн-контент). Закон ограничил иностранное участие в аудиовизуальных сервисах с месячной аудиторией более ста тысяч пользователей на территории РФ, однако никак не повлиял на регулирование транснациональных аудиовизуальных онлайн-сервисов, доступных в РФ.
Существенное отличие от современного европейского подхода состоит в том, что законодательные инициативы РФ делаются «по месту», т.е. вводят специальное регулирование соцсетей и прочих онлайн-сервисов, в то время как в ЕС регулирование, предназначенное для СМИ, распространяется на аудиовизуальные онлайн-сервисы.
Так или иначе, отечественное законодательство нуждается в совершенствовании. В частности, порог регулирования – 100 тысяч пользователей онлайн-сервиса в месяц – к настоящему времени устарел (он слишком низок, посещаемость 100 тысяч в месяц обеспечивают самые мелкие онлайн-ресурсы).
Поисковые системы и ресурсы, использующие пользовательский контент и предоставляющие ОТТ-сервисы (например, «Яндекс.Видео» или YouTube TV) в Рунете полностью исключены из законодательного регулирования.
Ограничения на иностранное участие в аудиовизуальных сервисах, принятые в этом отношении для СМИ, для онлайн-сервисов не установлены.