Опыт регулирования информационного пространства в Испании

4064

Введение

В Королевстве Испания применяется классическая европейская (континентальная) модель регулирования интернет-пространства. До недавней попытки отделения автономного сообщества Каталонии в Интернете соблюдался приоритет свободы слова, установленный Конституцией. Но в соответствии с континентальной моделью регулирования Интернета присутствует ряд законодательных ограничений в отношении противодействия терроризму, защиты авторских прав, предотвращения дискриминации и преступлений.

В настоящем исследовании приводится подробная статистика использования Интернета как на территории всей Испании, так и на территории Каталонии, приводится сравнение возрастных групп пользователей, их разграничение в зависимости от пользования теми или иными интернет-ресурсами, изложена политика Испании по борьбе с интернет-педофилией, тенденции регулирования Интернета, а также недавние нововведения в части правового регулирования, связанные с попытками Каталонии выделиться из состава Испании.

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в домашних хозяйствах в последние годы возросло, хотя всё ещё существует цифровой разрыв, который можно объяснить рядом факторов: отсутствие инфраструктуры (особенно в сельской местности), отсутствие компьютерных знаний и навыков, необходимых для участия в информационном обществе, или отсутствие интереса к тому, что может предложить информационное общество.

Статистические сведения, характеризующие особенности использования Интернета гражданами Испании

ИКТ, использующиеся в домашних условиях, а также использование компьютеров, Интернета и электронная коммерция сильно влияют на повседневную жизнь граждан Испании.

Vodafone Espana 15 июня 2019 года при поддержке Huawei запустила первую в Испании коммерческую мобильную сеть в стандарте 5G. Таким образом, Испания стала одной из первых стран Европы, жители которой смогут воспользоваться возможностями сверхскоростной мобильной связи.

Согласно официальной информации от компании Vodafone Espana, мобильная сеть 5G охватывает 15 важнейших городов Испании, среди которых Мадрид, Барселона, Валенсия и Севилья.

Испанские обладатели 5G-совместимых мобильных телефонов, подключившись к сети 5G, уже в момент её запуска получили возможность скачивать файлы на скорости до 1 Гбит/сек, что примерно в 10 раз выше скорости, предлагаемой в сетях 4G, заявили в компании Vodafone.

Запуск технологии рассчитан на применение в дальнейшем развитии IT-рынка. В частности, речь идёт о таких технологиях, как беспилотный транспорт, телемедицина, виртуальная реальность.

В 2019 году 86% испанских домохозяйств имели доступ к Интернету, что соответствует среднему значению этого показателя в ЕС.

Опыт регулирования информационного пространства в Испании
Семьи с наличием домашнего компьютера. Испания

В 2019 году 78% семей в Испании имели компьютер.

Стратегия «Европа 2020», основа которой заложена в политику Испании, предлагает выбор одного их трёх приоритетов на ближайшие годы: разумный рост, устойчивый рост и внутренний рост. Разумный рост предполагает развитие экономики, основанной на знаниях и инновациях, в качестве движущей силы будущего роста. Это требует повышения качества образования, консолидации результатов исследований, продвижения инноваций и передачи знаний по всему ЕС, использования ИКТ в полной мере.

В Испании также продолжается ежегодное исследование оборудования и использования ИКТ, проводимое Национальным институтом статистики (INE) в сотрудничестве с Институтом статистики Каталонии (IDESCAT) и Институтом статистики и картографии Андалусии (IECA) на основании методологических рекомендаций статистического управления ЕС (Евростат). Это единственный межгосударственный орган, статистические данные которого строго сопоставимы не только между странами-членами ЕС, но и в других международных сферах.

В 2019 году в Испании 87,7% населения в возрасте от 16 до 74 лет не реже одного раза в неделю в течение последних трёх месяцев пользовались Интернетом.

Самый низкий процент пользования Интернетом среди граждан выявлен среди неграмотного населения и людей с неполным начальным уровнем образования.

Опыт регулирования информационного пространства в Испании
Рост пользователей Интернета среди граждан Испании

При анализе видов деятельности, осуществляемой в Интернете, отмечается, что наиболее часто выполняемыми действиями являются обмен мгновенными сообщениями, поиск информации о товарах и услугах, получение или отправка электронных писем, просмотр видеоконтента.

Что касается использования социальных сетей, рейтинг возглавляют Facebook (87%) и YouTube (68%). YouTube имеет наибольшее количество молодых пользователей (76% в возрасте от 16 до 30 лет). Instagram на четвёртом месте, при этом у данной социальной сети наибольший прирост участников за 2019 год (с 49% до 54 %). На пятом месте находится Twitter (50% пользователей испанского Интернета).

Опыт регулирования информационного пространства в Испании
Популярность интернет-сервисов среди граждан Испании

Самым популярным сервисом является WhatsApp (как и ранее в 2017 и 2018 годах), за ним следуют Facebook, Instagram, YouTube, Twitter.

В исследовании также указывается время использования социальных сетей, и с этой точки зрения WhatsApp также является лидером со средней продолжительностью в 1 час 47 минут в сутки, далее YouTube (1:34) и Twitch (1:30). В целом на социальные сети пользователи тратят в среднем 55 минут в день, наиболее интенсивно ими пользуются мужчины и дети.

Среди рекламодателей в Испании 58% заключили контракты на оказание услуг по распространению информации в социальных сетях, в основном в Instagram (рост на 12% по сравнению с 2018 годом), при этом 87% рекламодателей полностью или частично удовлетворены качеством оказанных услуг.

Правовое обеспечение защиты несовершеннолетних в сети Интернет в Испании

Основополагающие нормы, обеспечивающие безопасное использование Интернета несовершеннолетними, закреплены в Конституции Испании. Так, в п. 4 ст. 39 говорится, что «дети пользуются защитой, предусмотренной в международных соглашениях, заключённых для защиты их прав». В соответствии с этим в Испании предусматривается возможность ограничения прав и свобод граждан «правом на защиту чести и достоинства, частную жизнь, собственное имя и охраной молодёжи и детей». Также по п. 4 ст. 18 Конституции Испании допускаются ограничения в использовании информационных средств «с тем, чтобы в полной мере охранять честь, семейную и личную жизнь граждан и полное осуществление ими своих прав».

Испания является участником ряда международных соглашений, касающихся защиты прав несовершеннолетних, среди которых наиболее значимыми являются: Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года; Факультативный протокол о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии от 6 сентября 2000 года; Конвенция Совета Европы о компьютерных преступлениях от 21 ноября 2001 года (все эти документы ратифицированы Испанией) и др. Одновременно в национальное законодательство инкорпорированы соответствующие нормы ЕС.

Конституционные и международные нормы получили развитие в законах, содержащих конкретные механизмы обеспечения безопасного пользования несовершеннолетними Интернетом. К ним относятся закон 1/1996 от 15 января «О юридической защите несовершеннолетних», закон 34/2002 от 11 июля «Об услугах информационного сообщества и электронной торговле», закон 7/2010 от 31 марта «Об аудиовизуальной коммуникации» и др.

Закон 1/1996 от 15 января «О юридической защите несовершеннолетних» — базовый нормативный правовой акт, регулирующий отношения по охране прав молодёжи и детей в Испании. Применительно к Интернету п. 2 ст. 5 закона устанавливает, что родители, воспитатели и органы государственной власти должны следить за тем, чтобы получаемая несовершеннолетними информация соответствовала конституционным принципам. Пункт 3 ст. 5 закона обязывает компетентные ведомства страны наблюдать за тем, чтобы публикуемая в СМИ информация, предназначенная для несовершеннолетней аудитории, не наносила детям вреда, в частности, не содержала сцен насилия, унижения человеческого достоинства, дискриминации и т.п. Согласно Декларации прав ребёнка 1989 года и внутреннему законодательству Испании, совершеннолетие наступает в возрасте 18 лет.

Наиболее детально вопросы пользования Интернетом, в том числе в контексте обеспечения безопасности несовершеннолетних, закреплены в законе 34/2002 от 11 июля «Об услугах информационного сообщества и электронной торговле». Так, п. 1d ст. 8 Закона 34/2002 предусматривает возможность принятия ограничительных мер в виде прекращения «услуги информационного общества» или удаления данных, если нарушены принципы защиты прав несовершеннолетних. При этом в п. 1 ст. 8 оговаривается, что «только судебные органы могут принимать предусмотренные в данной статье меры, если, согласно Конституции и соответствующим законам, касающимся прав и свобод, их принятие относится исключительно к компетенции судебных органов». Услуга информационного общества — используемое в испанском законодательстве широкое понятие, включающее в себя любую услугу, предоставляемую на платной основе электронным путем. Под него подпадают интернет-магазины, электронные СМИ, провайдеры хостинга, доступа к Интернету, поисковые системы и т. д.

Для тех случаев, когда лицо, предоставляющее услугу с незаконным контентом, зарегистрировано за пределами Испании, но в одном из государств ЕС или Европейского экономического пространства (ЕЭП, состоит из стран ЕС и Исландии, Лихтенштейна и Норвегии), п. 2-4 ст. 8 закона 34/2002 описывают процедуры взаимодействия с этими странами для принятия ограничительных мер. Если же услуга, содержащая нарушения, оказывается из-за пределов ЕС или ЕЭП, то, согласно п. 2 ст. 11 закона, на основании решения компетентного органа допускается возможность закрытия доступа к ней из Испании.

Пункт 2 ст. 8 закона 34/2002 обязывает «лиц, предоставляющих услуги информационного общества», сотрудничать с компетентными органами. В частности, с разрешения суда они должны предоставлять данные, необходимые для установления лица, чьи услуги предположительно содержат нарушения. В свою очередь, п. 1 ст. 36 закона устанавливает обязанность провайдеров услуг передавать компетентным ведомствам всю необходимую информацию и оказывать необходимое сотрудничество, например, предоставлять беспрепятственный доступ к оборудованию, документации и др. «Лицо, предоставляющее услуги информационного сообщества» — термин испанского законодательства, включает юридических и физических лиц. В частности, речь идёт о министерствах науки и технологий; промышленности, туризма и торговли; компетентных региональных ведомствах, а также в соответствующих случаях — о судебных органах.

В п. 3 ст. 12 закона 34/2002 установлено, что лица, предоставляющие услуги информационного общества, должны «информировать о существующих инструментах фильтрации и ограничения доступа к определённому содержимому в Интернете, являющемуся нежелательным или потенциально вредным для молодежи и детей». Согласно п. 4 ст. 12 закона 34/2002, провайдеры услуг обязаны уведомлять клиентов о возможной ответственности, которые те понесут в случае использования предоставляемых им услуг в незаконных целях. Статьи 13-17 закона 34/2002 подробно рассматривают случаи, при которых лица, предоставляющие информационные услуги, могут быть в зависимости от тяжести нарушения привлечены к ответственности (гражданской, уголовной или административной). Так, согласно ст. 14 закона, операторы сетей и интернет-провайдеры при передаче их пользователями незаконных данных будут нести ответственность, если они сами выступили источником таких данных, внесли в них изменения (кроме автоматических изменений технического характера) или выбрали адресатов.

Статья 15 закона 34/2002 называет основания привлечения к ответственности лиц, предоставляющих услуги временного копирования данных. В частности, они не имеют права вносить изменения в получаемую для копирования информацию, предоставлять более широкий, чем предусмотрено изначально, доступ к ней и т.п. В ст. 16 закона, рассматривающей случаи привлечения к ответственности лиц, предоставляющих услуги хранения данных, критерием привлечения к ответственности служит осведомлённость о незаконности хранимой информации. Аналогичный критерий установлен и для лиц, предоставляющих услуги поисковых систем или указывающих ссылки, через которые пользователи могут найти незаконную информацию (ст. 17 закона 34/2002). Согласно п. 1 ст. 18 закона «органы государственной власти путём координации и консультаций должны способствовать подготовке и применению корпорациями, ассоциациями или организациями предпринимателей, профессионалов или потребителей кодексов поведения по вопросам, регулируемым настоящим законом». При этом п. 2 ст. 18 закона 34/2002 отмечает, что «особенно должна учитываться защита несовершеннолетних».

Предусмотрено, что упомянутые кодексы, в частности, могут включать процедуры обнаружения и изъятия незаконной информации, общие критерии классификации и маркировки содержимого. В ст. 38-41 закона 34/2002 перечисляются ограничительные меры и ответственность за нарушения. Так, неисполнение решения компетентного органа о закрытии доступа к Интернету, прекращении передачи или размещения данных или любой другой услуги в случае, если компетентный орган принял соответствующее постановление на основании ст. 11 закона 34/2002, считается особо тяжким нарушением и наказывается штрафом от 150 до 600 тысяч евро.

За отказ допустить уполномоченных инспекторов к оборудованию или документации, что классифицируется как тяжкое нарушение, налагается штраф в размере от 30 до 150 тысяч евро. Отсутствие информации об инструментах контроля рассматривается как нарушение небольшой тяжести и карается штрафом до 30 тысяч евро. Повторное совершение двух или более особо тяжких нарушений в течение трёх лет, при условии вступления соответствующего решения в законную силу, может привести (в зависимости от тяжести преступления, общественного резонанса, количества потерпевших и т.п.) к запрету деятельности в Испании совершившего нарушение лица сроком до двух лет.

Кроме того, в зависимости от обстоятельств соответствующие решения компетентных органов могут быть опубликованы в официальном бюллетене Испании (п. 2 ст. 39 закона 34/2002). Для тех случаев, когда нарушитель зарегистрирован за пределами ЕС/ЕЭП, доступ к его услугам из Испании может быть заблокирован на срок до двух лет при особо тяжких нарушениях, до года — при тяжких и до полугода — при нарушениях небольшой тяжести. Статья 41 закона 34/2002 предусматривает возможность введения временных мер на период расследования нарушения. В частности, допускается временная приостановка деятельности лица, предоставляющего услуги информационного общества, временное закрытие его представительств; опечатывание и изъятие средств обработки и хранения информации, любого другого оборудования, а также документации; публикация информации о нарушениях.

В этой же статье указывается возможность принятия указанных мер в срочном порядке (для немедленной защиты прав потерпевших), ещё до возбуждения дела (п. 4). Однако они должны быть подтверждены, изменены или отменены в течение пятнадцати дней с момента их принятия и могут быть обжалованы в установленном законом порядке. При этом для названных мер всегда делается оговорка: во всех случаях должны уважаться принцип пропорциональности наказания совершенному нарушению; а также гарантии, нормы и предусмотренные законодательством механизмы защиты прав на личную и семейную тайну, свободу выражения и информации. Кроме того, если, согласно Конституции и соответствующим законам, касающимся прав и свобод, регулирование деятельности или прав относится к компетенции судебных органов, то только они вправе принимать предусмотренные в законе меры.

Генеральный закон 7/2010 от 31 марта об аудиовизуальной коммуникации охватывает сферы телевидения и радио, однако его действие распространяется также на Интернет, в частности, на интернет-трансляции. Статья 7 закона, посвященная защите прав несовершеннолетних, устанавливает ограничения на трансляцию информации, которая может нанести серьёзный вред физическому, ментальному или моральному развитию детей. Это касается порнографии и сцен насилия, потенциально вредной рекламы (в частности, призывающей к пластической хирургии, похудению) и т. п. Указанная статья предусматривает обязательную маркировку не предназначенной для несовершеннолетних теле/аудиопродукции и устанавливает допустимые часы её трансляции.

Общенациональное законодательство органично дополняется актами, принимаемыми на региональном уровне (согласно Конституции, страна делится на 17 автономных сообществ, наделённых широкими полномочиями, в том числе в законодательной области). Так, в Мадриде действует закон 5/2002 о наркотической зависимости и других вредных пристрастиях, согласно ст. 2 которого запрещена реклама табака и алкогольных напитков в Интернете, СМИ, целевая аудитория которых — несовершеннолетние. Закон Валенсии 12/2008 от 3 июля о всесторонней защите детей и подростков обязывает операторов телекоммуникационных сетей принимать технические и юридические меры защиты детей от вредной информации.

Функции обеспечения безопасного пользования несовершеннолетними лицами Интернетом в Испании распределены между компетентными судебными и правоохранительными органами, министерствами, уполномоченным по правам ребенка. Так, 12 сентября 2013 года национальная полиция и испанское представительство Google заключили соглашение о сотрудничестве по проблеме безопасности детей в Интернете. Совместные действия будут направлены на помощь родителям, учителям и детям в организации безопасного пребывания молодых людей в интернет-пространстве. В рамках соглашения учителя более 5000 школ станут слушателями курсов «Принципы безопасности детей в Интернете», организованных национальной полицией. Кроме того, испанская полиция задействует свои профили в различных социальных сетях, чтобы информировать и просвещать молодых людей о правильном использовании Интернета, о его передовой практике и бдительности в отношении любых рисков или мошенничества.

На оперативном уровне национальная полиция внедряет агентов, специализирующихся на технологических преступлениях. Миссия этих сотрудников заключается в пресечении новых форм преступности, таких как кибератаки, взломы, мошенничество и детская порнография. Google же, в свою очередь, будет предоставлять полезную информацию, рекомендации, стандарты и инструменты безопасности через свой веб-сайт, сказано в соглашении.

Усилия государства по обеспечению прав несовершеннолетних в Интернете подкрепляются активной деятельностью неправительственных организаций (НПО). Так, активно действуют НПО: «Фундасьон Алиа», «Протехелес» и др. Их работа включает регулярные доклады, акции по привлечению внимания общественности, разработку программного обеспечения для фильтрации, отслеживания и блокирования вредной информации (программы «Флоренсио», «Сибералиа», «Алерта») и т. д. Однако, как показывает статистика, острота проблемы не снижается. Кроме детской порнографии, в фокусе общественности такие темы, как угрозы и домогательства в адрес несовершеннолетних, особенно в соцсетях, пропаганда образа жизни, приводящего к анорексии и булимии, наркотическая угроза. По данным «Фундасьон Алиа», на 2011 год Испания — вторая в мире (после США) страна по объёму хранящихся в Интернете архивов с детской порнографией.

Законодательное регулирование обработки персональных данных пользователей Интернета в Испании

В настоящее время в Испании нормативные положения о персональных данных в основном содержатся в двух нормативных актах: Регламент Европейского парламента и Совета ЕС 2016/679 от 27 апреля 2016 года о защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных, General Data Protection Regulation (GDPR) и Органический закон 3/2018 о защите личных данных и гарантии цифровых прав (известный как LOPDGDD).

Испания, как страна-член ЕС, в полной мере ратифицировала положения общего регламента о защите персональных данных. При этом также применяются внутренние правила популярных интернет-ресурсов (YouTube, Instagram, Facebook), политика регулирования персональных данных пользователей которых приведена в соответствие положениям GDPR.

Борьба с интернет-пиратством в Испании

Уголовный кодекс Испании предусматривает наказание в виде шести лет лишения свободы в отношении владельцев ресурсов, на страницах которых имеются ссылки, переадресующие на пиратский контент.

В 2016 году парламент Испании принял закон о внесении изменений в Уголовный кодекс, разработанный комиссией по вопросам интеллектуальной собственности и направленный на борьбу с веб-сайтами, на которых пользователи могут загружать музыку, кино, программы и иные материалы, защищённые законом об авторском праве. Именно испанские музыканты и артисты выступили инициаторами принятия данного нормативного акта. С момента вступления в силу данного закона у судебных органов появились полномочия для блокировки подобных интернет-сайтов. Жалобы на нарушения авторских прав рассматриваются специально созданной правительственной комиссией, по решению которой сайт будет закрыт. Также установлены штрафы в отношении лиц, которые занимаются рекламой или другим продвижением сайтов с нелегальным контентом. Размер подобных санкций может доходить до 300 тысяч евро.

Важно отметить, что действия положений закона не распространяются на потребителей контента, ограничиваясь исключительно ответственностью его распространителей.

Вместе с тем правоприменительная практика применения данного закона появилась лишь в 2018 году, когда суд Барселоны впервые обязал местных провайдеров ограничить доступ к двум пиратским сайтам – HDFull и Repelis за нарушение авторских прав голливудских киностудий Disney, 20th Century Fox, Universal, Warner Bros, Sony Pictures (на основании их обращений).

Правоприменительный опыт Испании по введению налога на отдельные публикации средств массовой информации

Интересен с точки зрения потенциального применения в законодательстве РФ опыт Испании по регулированию публикаций средствами массовой информации материалов, ранее опубликованных другими СМИ. Так, ежедневные печатные издания имеют право получать плату за каждую перепубликацию (репост) информации и даже публикацию ссылок на их материалы в Интернете. Данные положения предусмотрены гражданским кодексом и распространяются только на отдельные интернет-ресурсы, являющиеся СМИ, при этом не касаются «репостов» информации и размещения гиперссылок в социальных сетях, поскольку издания заинтересованы в распространении ссылок на свои материалы в соцсетях.

В ходе реализации данной законодательной инициативы, по подсчётам экспертов, испанские СМИ получают друг от друга более миллиарда евро в год. Нарушителям закона грозит штраф до 300 тысяч евро.

Указанная практика, получившая в Испании название «налог на Google» — не первый подобный опыт в законодательстве стран ЕС. С 2013 года в Германии действует закон, согласно которому Google LLC обязан отчислять 11% от своей прибыли СМИ за размещение ссылок на их материалы. Во Франции при этом Google обвиняли в неуплате налогов и попытках вывести налогооблагаемую базу в оффшорные зоны.

В России аналогичная практика отсутствует. При этом в отечественном правовом регулировании присутствует формулировка «налог на Google», которой принято называть иную модель регулирования.

Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 244-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» был введён так называемый «налог на Google», согласно которому иностранные поставщики интернет-услуг обязаны выплачивать Российской Федерации НДС, и обязанность по уплате которого добросовестно исполняется в том числе бенефициарами вышеуказанных социальных сетей. Согласно положениям Налогового кодекса РФ представляется возможным как прямое взимание налога с иностранной организации, так и взимание с налогового агента (представительства или посредника). Если у иностранной компании есть российское подразделение или контрагент в РФ, то они и несут ответственность за уплату налога вне зависимости от того, есть ли у них соответствующее соглашение с иностранными организациями.

Официальное введение цензуры в отношении вопросов независимости Каталонии

В 2017 году в Каталонии прошло голосование о выходе автономного сообщества из состава Испании, при этом правительством Испании изначально данный референдум признавался нелегитимным, а его результаты – незаконными. По результатам голосования парламент Каталонии утвердил резолюцию о провозглашении независимости автономного сообщества.

13 сентября 2017 года на основании акта Верховного суда Испании уполномоченными органами был заблокирован ресурс referendum.cat – официальный сайт референдума о независимости Каталонии. В дальнейшем практика блокировки расширилась до ограничения доступа к «зеркальным ресурсам» сайта референдума, а 23 сентября 2017 года суд издал постановление, обязующее всех интернет-провайдеров блокировать доступ к любому интернет-ресурсу, содержащему информацию о референдуме или призывы к независимости Каталонии.

Чтобы не допустить проведения референдума о независимости Каталонии, Верховный суд также поручил полиции провести спецоперацию в Центре телекоммуникаций и информационных технологий Каталонии, чтобы приостановить работу программ и приложений, которые могут позволить установить связь между различными избирательными участками для голосования или получения информации о голосах избирателей. В общей сложности было заблокировано более 140 ресурсов с призывами поддержать независимость автономного сообщества Каталония.

В декабре 2017 года все ранее заблокированные сайты были разблокированы.

Повышенный интерес к использованию цензуры в Испании возобновился в 2019 году вследствие повторных выступлений жителей Каталонии за независимость автономного сообщества. Правительство Испании приняло решение удалить контент, провоцирующий негативные настроения жителей как Испании, так и Каталонии на волне возникающих протестов. В настоящий момент принят ряд законопроектов в данной области, в частности, вступил в силу королевский указ-закон 14/2019 от 31 октября 2019 года («Цифровой указ»), который устанавливает возможность ограничения доступа пользователей к веб-страницам уполномоченными органами без решения суда, если такие страницы затрагивают общественный порядок или интересы национальной безопасности.

«Цифровым указом» дополняется 155-я статья Конституции Испании, на основании новой редакции которой власти Испании могут официально вводить цензуру в целях ограничения самоуправления Каталонии. В соответствии с положениями указа принимаются «срочные меры по соображениям общественной безопасности при цифровом администрировании, заключении контрактов в государственном секторе и телекоммуникациях». «Цифровой указ» изменяет несколько законов, в том числе общий указ о телекоммуникациях 2014 года.

Поскольку исходя из действовавшей до 2019 года модели регулирования цензуры, согласно которой цензура в Испании, за рядом исключений, не допускалась, данные изменения вызвали правовую неопределённость в общей тенденции интернет-регулирования на территории государства.

Так, отдельными законами Испании предусмотрена ответственность лиц, провоцирующих дискриминацию, ненависть или насилие в отношении групп или ассоциаций, дискриминацию за принадлежность к какой-либо этнической группе или расе, национальное происхождение, пол, сексуальную ориентацию, болезнь или инвалидность. В случае выявления преступления виновные лица могут быть наказаны лишением свободы на срок от одного до трёх лет.

Конституция при этом запрещает произвольное вмешательство государства в частную жизнь, семью, устанавливает свободу слова и тайну переписки. Законами Испании не предусмотрено никаких ограничений на доступ к Интернету, отсутствуют полномочия публичных органов власти по доступу к электронной почте или интернет-перепискам пользователей.

В то же время «Цифровым указом» уполномоченным органам Испании разрешено блокировать «угрожающие безопасности государства, затрагивающие общественный порядок и национальную безопасность» интернет-ресурсы без решения суда.

Также «Цифровым указом» предусмотрено «вмешательство органов правопорядка в регулирование Интернета в целях соблюдения общественного порядка, борьбы с сепаратистскими движениями в Каталонии».

Заключение

Законодательство Испании в области интернет-регулирования существенно не отличается от законодательной и правоприменительной политики других европейских государств, основной целью которой выступает защита прав своих граждан (в частности, детей), борьба с незаконным распространением контента и защита авторских прав создателей такого контента, а также действенный механизм регулирования публикаций новостных агрегаторов.

В 2019 году правительственными и судебными органами Испании были приняты жёсткие меры (внесение изменений в законодательство на конституционном уровне в виде официального введения цензуры, в том числе и в интернет-пространстве) по предотвращению попытки выхода Каталонии из состава Испании.

Правоприменительная практика выступила эффективным методом контроля за соблюдением прав граждан и предотвращением действий правонарушителей, а также эффективным способом сохранения суверенитета государства, в связи с чем данный опыт регулирования интернет-пространства интересен как с точки зрения возможности его применения в законодательстве РФ, так и в части общего исследования континентальной модели регулирования информационного пространства.

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: