В Роспотребнадзоре отметили рост числа жалоб на онлайн-образование: за 2024 год поступило более четырёх тысяч обращений, а за первую половину 2025 года их количество достигло уже 3,7 тысячи; по прогнозам ведомства, к концу года их станет ещё больше, сообщает «Парламентская газета».
Основные жалобы потребителей связаны с предоставлением недостоверной или неполной информации в заключаемых с исполнителем договорах. Другим серьёзным нарушением является включение в договор условий, ущемляющих права потребителей – в том числе положений, запрещающих потребителю расторгнуть договор.
Подобные нарушения происходят часто, отмечают в Роспотребнадзоре, особенно с организациями, предоставляющими платные образовательные услуги. Рост таких жалоб также связан с популярностью инфобизнеса: потребителям зачастую предлагают не образовательные услуги, а лишь консультации или информационные услуги, которые не регулируются так строго, как образовательные.
См. также: Общественный совет при Роскомнадзоре об экспертизе обучающих онлайн-курсов
В 2024 году Роспотребнадздор подал 190 исков в защиту прав потребителей в сфере онлайн-образования. Более 90% из них были удовлетворены. За первые шесть месяцев 2025 года уже подано 170 исков, и сумма взысканий с участием регулятора составила более 12 миллионов рублей. Из них 700 тысяч рублей пришлось на моральный вред.
Для повышения качества предлагаемых онлайн-программ и удаления с рынка образовательных услуг недобросовестных игроков в Торгово-промышленной палате предлагают лицензировать онлайн-курсы, которые создают блогеры.
Как писал D-Russia.ru, согласно паспорту приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», в 2025 году число обучающихся образовательных организаций, прошедших обучение на онлайн-курсах, должно составить 1,1 миллиона человек.
Возможности дистанционного образования ограничены, оно не может заменить работу в аудитории с педагогом. Это дополнение, одна из составляющих образовательного процесса, способная существенно усилить усвоение материала.
Так, онлайн-курсы предназначены для самостоятельной работы, онлайн-преподавание годится (если вообще годится) для практических занятий. Но заменить образование дистанционным образованием нельзя, причём чем меньше возраст учащегося, тем онлайн-обучение проблематичнее.
Суть дела хорошо поясняет поговорка из доинтернетовских времён: «Заочно учиться всё равно что заочно обедать».