По итогам заседания президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам 25 октября 2016 года были утверждены паспорта четырех приоритетных проектов в сфере образования, в том числе — «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».
Цель проекта — создать к 2018 году условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы, до 11 миллионов человек к концу 2025 года, говорится в документе.
Проект рассчитан на срок с 25 октября 2016 года по 1 февраля декабря 2021. Куратором проекта со стороны правительства назначена зампредседателя правительства Ольга Голодец, заказчиком выступает Минобрнауки РФ, руководителем проекта назначена заместитель министра образования и науки Людмила Огородова.
План достижения показателей проекта
Показатель | Тип показателя | Базовое значение | Период, год | ||||
2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2025 | |||
Число обучающихся образовательных организаций, прошедших обучение на онлайн-курсах для формального и неформального обучения, тыс. человек, в том числе: | основной | 35 | 140 | 1520 | 3050 | 6000 | 1100 |
— учащиеся общеобразовательных организаций, тыс. человек; | аналитический | 5 | 50 | 600 | 1500 | 2900 | 6000 |
— студенты профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, тыс. человек. | аналитический | 30 | 90 | 920 | 1550 | 3100 | 5000 |
Число обучающихся по основным или дополнительным образовательным программам, прошедших обучение на онлайн-курсах для формального образования с получением документа, подтверждающего результаты обучения, тыс. обучающихся. | аналитический | 2 | 20 | 100 | 200 | 300 | 1000 |
Количество онлайн-курсов, обеспечивающих освоение дисциплин (модулей) образовательных программ среднего, высшего и дополнительного образования, доступных для освоения в текущем году, единиц. | аналитический | 100 | 450 | 1500 | 2500 | 3500 | 4000 |
Реализация проекта должна обеспечить следующие результаты:
1. Создан информационный ресурс (портал), доступный всем категориям граждан и обеспечивающий для каждого пользователя по принципу «одного окна» доступ к онлайн-курсам для всех уровней образования и онлайн-ресурсам для освоения общеобразовательных предметов, разработанным и реализуемым разными организациями на разных платформах онлайн-обучения.
2. Создана система оценки качества онлайн-курсов и онлайн-ресурсов общего образования, сочетающая автоматическую и экспертную оценку, обеспечивающая формирование рейтинга.
3. Портал интегрирован с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА) и ГИС «Контингент«, за счет чего обеспечивается хранение и передача в электронном виде информации об образовательных достижениях (формирование цифрового портфолио).
4. Создано программное обеспечение с открытыми исходными кодами, повышающее качество онлайн-обучения и обеспечивающее достоверную оценку результатов обучения на платформах онлайн-обучения.
5. Приняты нормативные акты, позволяющие осваивать размещенные на портале курсы как части основных и дополнительных профессиональных образовательных программ.
6. Созданы обучающие онлайн-курсы в области образовательных технологий, обучение не менее 10 000 преподавателей и экспертов.
7. Создано и поддерживается 3500 онлайн-курсов за счет средств, привлеченных из разных источников.
Как отмечается в документе, достижение перечисленной совокупности результатов позволит снизить риски вложения средств в создание онлайн-курсов, вовлечь в создание онлайн-курсов широкий круг участников, образовательных и иных организаций, частных инвесторов, авторов, для создания и поддержки онлайн-курсов и онлайн-ресурсов для освоения общеобразовательных предметов привлекать средства образовательных организаций, частных инвесторов, заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Увеличение количества доступных курсов, повышение эффективности онлайн-обучения, расширение возможностей по освоению онлайн-курсов в системе формального образования позволит к 2025 году достигнуть увеличения количества обучающихся на онлайн-курсах более чем в 300 раз.