Почему российские программисты всё ещё такие крутые?

Об авторе: Анатолий Шалыто, профессор, д.т.н., Университет ИТМО.

Начну со старой байки: «На Западе говорят, что если у вас объёмная задача, идите в Индию, если трудная – в Китай, а с неразрешимой – в Россию». У нас в этом вопросе невозможное становится возможным. Однако не всегда это направление сохраняется, и вместо движения к IT-специалистам в Россию, бывает, что сами эти специалисты движутся в противоположном направлении, что только подтверждает их крутизну…

Так всё-таки, в чём причина, что российские программисты всё ещё такие крутые?

1. Ещё 29 января 1963 года президент США Дж. Кеннеди в «Специальном послании Конгрессу об образовании» относительно СССР, в частности, сказал: «Увлечение этой нации образованием, безусловно, достаточно, чтобы превзойти достижения любой другой нации или системы». Эта «прививка», сделанная давно, все ещё действует…

2. «Российская школа сильна за счёт остатков советской, которая использовала наследие мощнейшей русской школы конца 19 – начала 20 веков. Имперская система лицеев и гимназий имела настолько большой потенциал, что по инерции протащила советскую школу ещё 100 лет». Это не моё утверждение, но я полностью с ним согласен.

3. Первые олимпиады в СССР были математическими, и они проводятся уже давно (с 1936 года). Это были не просто соревнования талантов. Олимпиада – лишь верхняя часть математического айсберга, а под водой – целая сеть математических кружков. Именно здесь отбирались и взращивались таланты, будущие победители олимпиад. Кружки держались и держатся на сотнях и даже тысячах энтузиастов, учёных, студентов, аспирантов, которые вкладывали душу в работу с детьми. Поэтому можно сказать, что в стране существует культура проведения и участия в школьных олимпиадах.

4. При подготовке классных программистов у нас учат от общего к частному, а не наоборот, с изложением доказательств рассматриваемых положений и обучением проведения доказательств применительно к решению новых задач, что очень важно при обучении программированию. Вот что по этому поводу говорит легендарный тренер команд по программированию Университета ИТМО, наш выпускник Андрей Станкевич: «Культура доказательств, возможно, и есть наш секрет подготовки классных IT-специалистов». Большое число практических занятий, стажировки, а часто и работа в компаниях при жёстком контроле и отсутствии поблажек кому-либо позволяют эти знания трансформировать в профессиональные навыки.

5. Математика и решение олимпиадных задач позволяют особым образом структурировать мозги, а правильно использовать голову учат физмат школы. В стране по инициативе выдающегося математика академика Андрея Николаевича Колмогорова была создана система физмат школ, где преподавали лучшие учёные. Начиная с 1961 года в стране стали появляться физмат школы (в том году такой статус получила, например, школа № 239 в Ленинграде), а чуть позже (с 1963 года) – физмат школы-интернаты. Выпускники этих школ признают, что два года в них были определяющими в жизни, и, по сути, сформировали их личности. Там на высоком уровне проходили не только уроки математики и физики, но и многие другие предметы. От этих школ значительно больше прока, чем от IT-школ, в которых изучаются конкретные технологии и программные пакеты.

А теперь снова приведу мнение Андрея Станкевича: «Для развития мозга лучше математики и олимпиад классического формата ещё пока ничего не придумано!».

В мире подобные школы – редкость. Приведу примеры классных школ, в Нью-Йорке: Stuyvesant_High_School и Technical_High_School, в Лондоне: King’s Maths School. В Америке получают распространение школы типа STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics), в которых в последние годы были несколько изменены приоритеты, что привело к изменению аббревиатуры с METS на указанную.

6. Для талантливых учащихся обучение в школах, лицеях, интернатах, колледжах и университетах бесплатно, а дополнительное образование талантов также бесплатное или почти бесплатное (пример – https://www.239.ru/kruzhok).

Примеры серьёзного дополнительного образования. Для школьников: Санкт-Петербургский Центр математического образования – одно из известнейших в мире учреждений дополнительного образования школьников в области математики. Для студентов старших курсов, аспирантов и молодых специалистов: Computer Science Center – совместный образовательный проект компаний JetBrains и «Яндекс», предлагающий очное вечернее двух- и трёхгодичное образование в области IT в дополнение к университетскому. Максимальный показатель среди выпускников центра – 32 сданных курса за три года обучения. Всего для выпуска надо сдать не менее 12 курсов, включая обязательные хотя бы одного из направлений. Центр предлагает также и бесплатные онлайн-курсы. При центре существует Computer Science Club. Отличное дополнительное образование для взрослых можно получить также в «Школе анализа данных» «Яндекса» – это бесплатная двухгодичная программа для тех, кто хочет стать продвинутым специалистом по большим данным.

7. Образовательные учреждения (в том числе и дополнительного образования) находятся не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во многих других городах России, например, Новосибирске, Екатеринбурге и Челябинске.

8. В стране много физико-математических лицеев (например, Президентский физико-математический лицей № 239 и физико-математический лицей № 31 Челябинска, а также физико-математических школ для пятых-одиннадцатых классов. Существует также ряд специализированных учебно-научных центров (например, СУНЦ МГУ, школа им. А.Н. Колмогорова).

9. Известны также и другие школы для одарённых детей, такие, как например, Лаборатория непрерывного математического образования или лицей «Физико-техническая школа» им. Ж.И. Алферова.

10. Раннее (в некоторых случаях начиная с первого класса) приобщение детей к продвинутому обучению математике и программированию. Вот как это прокомментировал наш выпускник, кандидат технических наук, призёр чемпионата мира по программированию ICPC, директор представительства ICPC в регионе Северная Евразия Матвей Казаков: «Я часто слышу от коллег из Америки: «Ваши успехи связаны с тем, что вы начинаете учить детей программированию с пятого класса, а то и раньше». Ещё один его комментарий: «Россия и Северная Евразия находятся впереди планеты всей по вовлечению талантливой молодёжи в программирование и организации мероприятий в этой области, задавая высокую планку для других стран и регионов». Оказалось, что даже я к этому «приложил руку».

11. Наличие центров подготовки по олимпиадной математике, физике и программированию для дошкольников и учащихся первых-седьмых классов, таких, как, например, «РАЗ-ДВА-ТРИ!» (организатор – Константин Трошин) в Санкт-Петербурге.

12. Проведение олимпиад для младших школьников. Например, Университет ИТМО (организатор – чемпион мира по программированию 2004 года Павел Маврин) и центр «РАЗ-ДВА-ТРИ!» проводят Санкт-Петербургскую открытую олимпиаду по программированию для третьих-седьмых классов. Это значит, что к этой олимпиаде надо начинать готовиться самое позднее… со второго (!) класса. А ещё указанный центр проводит, например, Летнюю Математическую Школу.

13. В стране проходят летние школы не только по математике, но и по другим предметам, включая информатику. Одна из наиболее известных в этой области – Летняя компьютерная школа, которая проходит с 1999 года. Проводится две смены летом, а одна… зимой. При этом отмечу, что однажды Андрей Станкевич просил меня не звонить ему раньше 22 часов, так как до этого времени он укладывает детей спать. Я предполагаю, что так же поступают Ирина Винер и Татьяна Покровская. Думаю, что наших молодых футболистов никто спать не укладывает, и их результаты хорошо :-) известны… Да, и что-то я не слышал, чтобы профессора Гарварда этим занимались…

14. С 2015 года круглогодично работает образовательный центр для школьников «Сириус» в Сочи, который, в частности, проводит образовательные программы по математике, а с 2016 года – с «подачи» Андрея Станкевича ещё и по информатике.

15. Всероссийская олимпиада школьников по информатике охватывает всю страну и проводится с 1989 года в четыре этапа – школьный, муниципальный, региональный и заключительный. В 1988 году прошла первая Всесоюзная олимпиада по программированию, и она проводилась до 1991 года. При этом отмечу, что много лет существует центральная предметно-методическая комиссия всероссийской олимпиады школьников по информатике и информационно-коммуникационным технологиям. Приказом Министерства просвещения РФ № 86 от 22.02.2019 г. её председателем утверждён Андрей Станкевич. С того же времени он ежегодно назначается председателем жюри этой олимпиады и отвечает за отбор и подготовку команды России на Международную олимпиаду по информатике. Членами этой комиссии являются ещё двое наших выпускников – Георгий Корнеев и Павел Маврин, которые постоянно работают в нашем университете.

16. Прошла уже двадцать первая Всероссийская командная олимпиада школьников по программированию (ВКОШП) за 2020-2021 гг. Первая олимпиада была проведена в 2000-2001 гг. Бессменный председатель жюри этой олимпиады – также Андрей Станкевич.

17. Основное соревнование по программированию для студентов – это командный студенческий чемпионат мира ICPC, который сейчас начал проводиться в четыре этапа: отборочные туры, четвертьфиналы, полуфиналы и финал. В рамках одного из полуфиналов – в Северной Евразии (Northern Eurasia) – проходит чемпионат России. В этом коронавирусном 2021 году – перед офлайн-полуфиналом с 50-ю командами был проведён отборочный онлайн тур, в котором участвовало более трёхсот команд.

18. Для подготовки к этим соревнованиям уже более 20 лет два раза в год (зимой и летом) в Петрозаводском государственном университете «Клуб творчества программистов» проводит сборы команд университетов страны, а в последние годы и мира. В январе 2020 году прошли уже 38-е Международные зимние студенческие сборы по спортивному программированию, в которых приняли участие 47 команд из 33 вузов, 25 городов, 10 стран мира (России, Белоруссии, Казахстана, Польши, Румынии, Латвии, Украины, Южной Кореи, Японии, США). В рамках этих сборов также проводятся открытые международные соревнования на Кубок главы Республики Карелия по программированию среди студенческих команд.

В январе-феврале 2021 года в 40-х зимних сборах приняло участие 104 команды. Это самые крупные сборы за всю историю их проведения, так как онлайн-формат дал возможность участвовать большему числу команд, чем при очном формате. Кроме того, бренд Петрозаводских сборов привлёк большое число участников к чемпионату ICPC Winter Training Camp 2021, проведённому в рамках этих сборов, в котором участвовало 240 команд. Несомненно, сборы в Петрозаводске – основные в стране, но существуют и другие, например, Volga Camp, проводимые Ярославским ГУ и МИСиС, а также сборы Ижевского ГТУ.

19. В последние годы в рассматриваемой области активно работает «Центр развития ИТ-образования МФТИ». Он, в частности, проводит методическую и организационную работу со студентами и школьниками, а также с преподавателями, нацеленную на повышение уровня подготовки по информатике и программированию. Центр также организует Всероссийский фестиваль по искусственному интеллекту и программированию RuCode.

20. Общую картину соревнований за период 1996-2016 гг, в которых участвовали и побеждали российские студенты, даёт текст «Успехи студентов и выпускников кафедры «Компьютерные технологии» НИУ ИТМО на соревнованиях по программированию». Ещё большее представление о соревнованиях, проводимых в стране и мире, можно получить на портале SnarkNews, главным редактором которого является Олег Христенко.

21. Мною в свое время было инициировано создание «Всемирной школы программирования чемпионов мира из Университета ИТМО». Мероприятия, проведённые с 2010 по начало 2018 года, указаны здесь. В дальнейшем в этом вопросе больших успехов добился упомянутый выше «Центр развития ИТ-образования МФТИ». Этот центр, в частности, проводит Moscow Workshops ICPC.

22. Несомненно, на жизнь программистского сообщества страны существенное влияние оказывает платформа Codeforces и её основатель Михаил Мирзаянов. На этой платформе, существующей уже 10 лет, ежемесячно (!) проводится большое число соревнований по программированию.

23. При этом Codeforces, в частности, сотрудничает с Harbour.Space University в Барселоне, который предлагает уникальную возможность (полное освобождение от платы за обучение) тем, кто заинтересован в присоединении к молодой и динамично развивающейся команде по спортивному программированию. Это предложение распространяется на медалистов и лучших участников IOI, IMO, ICPC, а также участников с рейтингом на Codeforces выше 2000. Ключевое требование к поступающим: быть мотивированным учиться и/или работать в области спортивного программирования в долгосрочной перспективе. Интересно, что руководителя Harbour.Space University на спортивное программирование, как на фишку, которая может отличать это учебное заведение от других в Европе, навел… я.

24. В лучших IT-образовательных учреждениях страны молодые, талантливые и известные преподают более молодым, талантливым и пока ещё не так известным…

25. В таких учреждениях также обеспечивается возможность соударения умов обучающихся между собой и с преподавателями, что в своё время определило успех пушкинского лицея. Особый успех в образовании достигается, когда соударение умов сопровождается и занятиями наукой с публикациями «на виду».

26. В России существуют университеты, обеспечивающие высочайший уровень по крайней мере бакалавриата. Вот мнение по этому поводу выдающегося математика, лауреата Филдсовской премии, профессора Женевского университета, председателя наблюдательного совета матфака Массачусеткого технологического института (MIT), научного руководителя факультета математических и компьютерных наук СПбГУ Станислава Смирнова.

Вот что он сказал: «Меня часто спрашивают, стоит ли ехать в бакалавриат по математике за границу. Мой ответ «нет», и вот почему. Во-первых, для совсем молодого человека «врастание» в новую культуру может потребовать много энергии и времени, которые можно эффективно потратить на изучение математики, если учиться в хорошем университете на Родине, особенно учитывая тот стресс, который переживают многие при переходе от школьной жизни к студенческой. Если туда ехать, то вы половину энергии потратите на «врастание» в культуру новой страны – первые два года будут потрачены на это в ущерб занятиям математикой.

Во-вторых, хорошее образование – это не только хорошо продуманная программа и хорошие профессора, которые есть в мире более чем в 100 университетах. Но хорошее образование имеет и третью составляющую, которая даже более важна, чем две предыдущие – хорошие студенты, а они мало где есть, но есть в России.

Это связано с тем, что мы в своё время провели замечательный опыт – создали физмат школы, а потом научились этот опыт тиражировать. На Западе такие школы тоже стали появляться, но если они и есть, то обычно расположены только в очень крупных городах – таких, как Нью-Йорк, Лондон, Париж. У нас же очень хорошие физмат школы существуют не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Екатеринбурге, Челябинске, Саратове и других городах. Они не только дают прекрасные знания в рамках школьной программы, но и обеспечивают дополнительное образование, которое у нас лучше, чем в любой другой стране мира. Это все понимают, завидуют и копируют наш опыт».

Профессор считает, что если взять 100 самых подготовленных выпускников наших школ одного года выпуска, то они будут лучше, чем 100 таких же ребят в Америке, и не потому, что американцы глупее – им просто не повезло со школами.

Иметь способных сокурсников не менее важно, чем опираться на хорошую программу и обеспечивающих её хороших профессоров. Один из таких примеров – группа математиков Бурбаки, которые без помощи старших товарищей поставили и реализовали цель – создали полностью самодостаточную интерпретацию математики, основанную на теории множеств.

Университетов в мире, в которых не только хорошие программа подготовки и профессора, но и которые могут собрать критическую массу в 25 сильных студентов-математиков, по мнению Смирнова, в мире всего двенадцать: 1. ВШЭ; 2. СПбГУ; 3-4. Париж (в двух университетах); 5. Лион; 6. Кембридж; 7. Цюрих; 8. Будапешт; 9. МТИ; 10. Гарвард; 11. Пекин; 12. Шанхай. Приближается – Бонн.

По его мнению, с информатикой в мире примерно такая же картина, так как у нас есть «места», где осуществляется подготовка специалистов мирового уровня. Из зарубежных вузов Смирнов добавляет Стэнфорд, а из наших добавлю я – это, по крайней мере, Университет ИТМО и МФТИ.

От себя отмечу, что, конечно же, Смирнов упомянул только «верхушку айсберга» – классных в области математики и информатики российских университетов значительно больше: Новосибирский ГУ, Нижегородский ГУ, Саратовский ГУ и ряд других.

27. Теперь перейдем к классике :). Как известно, Печорин «внедрялся» «в жизнь честных контрабандистов», что весьма сложно, но когда эту роль сыграть получается, то «контрабандисты» становятся твоими друзьями, как и их родители, дедушки и бабушки, а иногда даже тещи… (автор имеет ввиду, в частности, «технику» агитации талантливых абитуриентов к поступлению на свой факультет и, шире, «внедрение» в среду своих студентов как важную часть педагогической работы – ред.)

28. Также очень помогает использование модели взаимоотношений с молодёжью, описанной Сэлинджером в романе «Над пропастью во ржи»: «Маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи… А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И моё дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Я понимаю, что это бред, но это единственное, чем бы я хотел заниматься». И я тоже хочу и в последнее время постоянно занимаюсь этим.

29. Отмечу также, что если относиться к молодым людям, как к своим детям, то потом к вам могут поступить учиться и их дети, сделав вас в некотором смысле дедом, ещё более близким, чем в случае, когда у ваших бывших аспирантов защищают диссертации уже свои ученики.

30. Америка по качеству школьного образования «не умная» страна, но так как богата, то процветает за счёт покупки мозгов и технологий со всего мира. Мне, например, обидно, что Трампу не дали завершить эксперимент по ограничению въезда в страну, в том числе и IT-специалистов. Хорошо было бы через некоторое время посмотреть, что стало бы с Кремниевой Долиной на «чистом» американском образовании. Я не исключаю, что изложенное было одной из важнейших причин того, что действующего президента стали банить в принадлежащих IT-гигантам соцсетях.

При этом хочу отметить, что к нам же, кроме гастарбайтеров, почти никто не едет, но мы как-то своими силами справляемся, и когда кто-то пишет, что «подавляющее большинство научных работ в IT-сфере – не уходит корнями в Россию», я отвечаю: «Да, действительно, они корнями не из России, но и у большинства американских работ корни тоже не американские».

31. Предрасположенность общества к IT в России связана с тем, что это одна из немногих специальностей, которая в хороших производственных условиях (даже когда на улице очень холодно) может «нормально кормить» весьма широкие «массы» внутри страны, не накладывая профессиональных ограничений (в отличие, например, от врачей) при переезде за границу, и является одним из немногих честных социальных лифтов.

32. В стране огромное олимпиадное сообщество, и очень важно, что в профильные вузы по результатам определённых олимпиад можно поступить без экзаменов, выполняя, правда, по предметам, определяемым вузом, установленные им же значения по ЕГЭ. Причем готовиться к этим олимпиадам можно, в том числе и дистанционно, из любой точки мира, что раньше было исключено.

33. Мало кто, особенно в молодом возрасте, помогает Альма-матер. А вот что по этому поводу думает наш недавний выпускник (он закончил обучение в 2017 году) – основатель IT-компании Serokell, доцент практики Арсений Cерока: «Я хотел быть учёным. И это желание никуда не делось. В компании мы стараемся заниматься проектами, которые будут уважаемыми в инженерной и научной сфере, чтобы работать не просто ради денег. И теперь, когда мы выросли, я понял, что хочу помогать ребятам, которые хорошо учатся и/или альтруистки решили пойти в науку. Так что мы уже достаточно продолжительное время спонсируем кафедру наряду с такими компаниями, как JetBrains, «Яндекс», Mail.ru Group, Data Art и «Тинькофф». Наряду с материальной поддержкой, как отмечено выше, сам Арсений, а также его сотрудники, помогают кафедре и иначе – преподают там.

34. Ещё меньше предпринимателей, тем более молодых, понимает, что в трудные для страны моменты ей надо помогать, но такие люди существуют, и один из них Максим Гаврилов, который учился у нас («Помог, потому что была такая возможность»: выпускник ИТМО отправил более 800 респираторов во Вторую больницу и закупил ноутбуки для школьников города»). В то время в этой больнице с тяжелой формой короновируса находился наш студент-первокурсник, мама которого, узнав о поступке Максима, восприняла сделанное им как личную помощь семье, за что, в частности, поблагодарила и нас.

35. По словам Евгения Бунимовича, Колумбийский университет в своё время заказал и опубликовал огромную книгу о нашей системе обучения математике. Особо американцев интересовало, как мы работаем с одарёнными детьми, а также наши олимпиады, признанные во всем мире.

Аналогичная история была и в Университете ИТМО. У нас в то время работал профессор Бертран Мейер из одного из лучших университетов мира – ETH (Цюрих), и он, в частности, готовил визит президента их университета к нам. При этом Бертран предупреждал, что об олимпиадах говорить не надо, так как их Начальника они не интересуют. И действительно, они сами по себе президента не интересовали, но он хотел узнать о подходах к поиску одарённых абитуриентов, и поэтому он и наш ректор из часа встречи минут сорок проговорили про… олимпиады.

То, о чём сказано выше, позволяет формировать в России программистскую элиту с хорошо работающими мозгами, которая достигает успехов в различных направлениях деятельности. Существенный вклад в это вносим и мы в Университете ИТМО, развивая у студентов головной, а не только спинной мозг, как это происходит во многих других местах.

А теперь о напастях, которые многие называют трендами. Они, по моему мнению, могут разрушить в том числе и всё то прекрасное, что перечислено выше. Подробно описывать их не буду – про каждое из них уже что-то написано, в том числе и мною.

1. Отношение к образованию, как к услуге («Кое-что об образовании»), а где появляется услуга, там же появляется и слуга («Комментарии»).

2. Легенда о том, что для успеха в жизни вряд ли стоит заканчивать университет, так как, во-первых, люди без такого образования могут гордо сказать: «Мы университетов не кончали», а, во-вторых, это может не являться преградой для приглашения в Стэнфордский университет для напутствия его выпускников, как, например, имело место в случае со Стивом Джобсом. Они также могут воспользоваться известным советом Михаила Булгакова: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут». Так, например, поступил Гарвард, вручив Биллу Гейтсу диплом об окончании этого университета, когда тому исполнилось 52 года. То, что Джефф Безос и Илон Маск имеют полноценное университетское образование упоминается редко…

3. Тем, кому так нравятся успешные люди без высшего образования, пусть почаще вспоминают малоизвестного широкой публике человека – Якова Зельдовича, который тоже университетов не кончал, что не помешало ему стать трижды Героем Социалистического Труда (за что давали столько звёзд, догадаться нетрудно). А ещё тем, кто не хочет долго учиться в школе, а тем более в университете, а получить Нобелевскую премию не прочь, можно поступить, как Леонид Канторович. Если это вам такой путь понравился – попробуйте, а о том, что получилось, напишите…

4. Отказ от преподавания сложных математических курсов даже для элитных IT-специалистов («Мысли, навеянные статьей об изучении функционального анализа будущими специалистами по прикладной математике и информатике»). Причем, это «улица с двусторонним движением»: студенты не хотят, а то и не могут их воспринимать, а организаторы учебного процесса понимают настроения студентов, а ещё учитывают, что учебная программа не резиновая, а всё новые и новые IT-предметы появляются…

Однако с этим согласны далеко не все толковые люди. Один из них – выдающийся спортивный программист, а теперь и известный учёный Максим Буздалов как-то сказал мне: «Я никогда не стеснялся, что закончил Университет ИТМО, так как у нас в программе были функциональный анализ и теория комплексной переменной». Вот так, со всеми вытекающими отсюда последствиями…

Специалисты по образованию говорят: «Не хотите закончить официантом – учите точные науки», а писательница Татьяна Толстая как-то сказала, что если вам учиться легко, то либо вы – очень способный, либо вас ничему не учат. И третьего не дано…

А вот что написал по этому поводу один из зрителей породившего этот текст видео (ссылку на видео см. ниже – ред.): «Как же мне адски обидно, что где-то жизни я свернул не туда и не выработал в себе вот этого фундаментального понимания и способности решать сложные задачи. Наверное, сейчас я бы не страдал так от комплекса неполноценности, сравнивая себя с другими успешными программистами из СНГ. Причем по меркам своего круга общения я шёл к успеху – физмат школа какая-никакая, ВМК МГУ, уехал в Финляндию работать программистом, но когда понимаешь, что кроме перекладывания формочек так ничему и не научился, несмотря на то, что с середины девяностых до середины десятых учился в российской образовательной среде, то хочется в петлю залезть от собственной тупости и лузерства. Видео замечательное, спасибо!».

«Смысл школьного образования – дать посильную, но напряжённую нагрузку, которая приводит к развитию ребёнка» (Григорий Медников, руководитель академических классов одной из Санкт-петербургских школ). Жизнь жёсткая штука, и если вам в школе в связи с новой этикой дают приз за 28 место при 28 участниках, то вы вряд ли так подготовитесь к жизни…

5. Некоторые считают физмат школы пережитком прошлого, с чем я категорически не согласен, но, к сожалению, даже туда, где имеет место элитарность по мозгам, проникает и элитарность по материальному положению родителей.

6. Следующая напасть – это неразделение сильных и слабых обучающихся в отдельные группы, так как по словам поэта ничего хорошего из этого не получится: «В одну телегу впрячь не можно / коня и трепетную лань…». Более того, говорят, что в привилегированных семьях на Западе для того, чтобы не подавлять лидерские качества, мальчиков отправляют учиться отдельно от девочек, которые развиваются быстрее. И, видимо, не случайно в штабе революции – Смольном, раньше был Институт благородных девиц! А тем временем в Америке азиатские дети часто занимаются математикой так, что их хотят отделить от обычных детей, чтобы не подавлять последних…

7. Как было отмечено в первой части этого текста, сильные мира сего в СССР для обеспечения мозгами оборонной промышленности и науки создали в стране сеть физмат школ: стране были нужны математики и физики, а потом и программисты. Затем под разными предлогами (они, в частности, были рассадником либерализма) физмат школы стали сокращать. Например, 1975 году в Ленинграде ликвидировали одну из таких школ, а её номер отдали другой школе.

8. В сложившихся условиях нельзя допустить, чтобы элита превратилась в секту, а снобизм торжествовал. За более чем двадцать лет работы с талантливой (в моем понимании, элитной) молодёжью я лишь однажды столкнулся с чем-то подобным. Это привело к написанию текста с указанием имени и фамилии «героя», что я обычно не делаю. Интересно, что даже в этом случае вызывающее поведение молодого человека было направлено не против однокурсников, а более старших окружающих его людей. Видимо, когда тебя окружают таланты, снобизм уменьшается, проходит или не развивается вовсе.

9. Раннее трудоустройство. Вот что пишет упомянутый выше Арсений Серока: «В конце второго курса меня позвали в проект, который показался мне достаточно интересным, и я к нему присоединился. Но, забегая вперед, сразу скажу, что лучше во время учёбы не работать. По крайней мере, тем, кто учится на нашей кафедре «Компьютерные технологии» Университета ИТМО, потому что есть шанс упустить важную информацию, которую потом нагнать будет непросто. Как мне кажется, идеальная стратегия: учиться в течение семестра, а летом профессионально стажироваться».

10. Кратковременные курсы, как замена университетского образования («О шестимесячных и не только»). При этом отмечу, что Китае появилась «субкультура никчёмных», мне кажется, что теперь во всем мире ей под стать создаётся «субкультура никчёмных IT-специалистов». И снова Арсений Серока: «За что я безумно благодарен своей кафедре – так это за разностороннее обучение. У нас были математика, физика и тонны программирования. Всё это было очень сложно, но заставляло крутиться шестерёнки в голове. Благодаря этому мне проще работать с реальными задачами, потому что привык к нагрузкам, умею учиться и много работать. Я на себе проверил, что лучше закалиться в учёбе, на сложных предметах натренировав мозг, а уже потом работать».

11. Превалирование компетенций над знаниями, а тем более – мозгами. Недавно я присутствовал на митапе компании Arrival Live, на котором утверждалось, что им, в отличие от многих других, нужны люди, обладающие не компетенциями, а мозгами. Выступавшие утверждали, что их коллектив уже обладает нужными им компетенциями, и если новичок обладает мозгами, то они с ним легко поделятся компетенциями. Такой подход создатель этой компании Денис Свердлов, с нашей помощью опробовал при создании первого в мире 4G-коммуникатора Yota, и ему, видимо, он понравился. Практически такого же мнения придерживается и упомянутый выше Арсений Серока, который на вопрос: «Когда принимаешь человека на работу, на что ты смотришь?», ответил: «У меня критерий простой: умеет ли он быстро учиться».

12. Мозги плохо формализуемый, но очень дорогой товар. «Андрей Станкевич как-то рассказал мне, как ему удалось похудеть. На это я заметил, что он может стать чемпионом мира по похуданию. Андрей ответил: «И не только», что в очередной раз доказал, недавно впервые пробежав полумарафон с неплохим временем. После этого я поинтересовался причиной этого, и он мне выдал секрет, который сохранял долгие годы: «У меня есть мозг!». Конечно, это был секрет Полишинеля, но объяснение мне понравилось. Если и у вас есть нечто подобное, то постарайтесь использовать это нечто правильно….

13. Я тоже сталкивался с тем, что одному очень толковому руководителю (Андрею Ильичу Мильскому из НПО «Аврора») нужны были не наши (мои и моего учителя – Артюхова) компетенции, а мозги, о чём он сам сказал нам, когда Артюхов попросил объяснить, что ему от нас надо. Вот что по этому поводу было написано мною почти 20 лет назад: «Валерий Леонидович спросил Мильского: «Андрей Ильич, а что, собственно, надо?». И я услышал ответ, который я никогда не слышал ни до, ни после этого разговора: «Мозги нужны!». Он был редким человеком, которому понадобилась такая чистая и абстрактная субстанция, как мозги, хотя он и не был паталогоанатомом, а одним из советских начальников отделов, которым обычно, в лучшем случае, нужны были специалисты».

14. Недавно при устройстве на работу в несколько финских компаний оказалось, что мой ученик, обладающий не только классными мозгами, но и невероятной ответственностью и огромным трудолюбием, не обладает нужными компетенциями, и это при том, что он PhD не только Университета ИТМО, но и Университета Aalto в Хельсинки. Я убеждён, что через пару-тройку недель он стал бы звездой в любой из этих компаний, но принимавшие его на работу люди оказались не «астрономами», смотрящими в небо, а «землепашцами», которые смотрят под ноги, так как хотели нанять сотрудника с компетенциями, позволяющими ему продуктивно начать работать уже… завтра («Продержится ли «Яндекс»?»). А то, что Стивен Хокинг советовал «cмотреть на звёзды, а не себе под ноги» – неважно, так как, во-первых, надо знать, кто это, а во-вторых, мало ли, что он там ещё говорил…

15. В продолжение сказанного в предыдущем пункте. Прекрасного во всех отношениях выпускника престижного московского технического вуза не взяли на работу в несколько московских компаний по причине over qualify – слишком хорош для нас. Раньше я эту хрень слышал только в Америке, как одну из причин для отказа для приёма на работу, но там есть традиция брать на работу по принципу «тютелька в тютельку», а у нас-то какие традиции в приёме на работу в частные компании? По моему мнению, очень странно, когда в большой компании для объявленной позиции человек на самом деле не подходит по указанной причине, а интервьюеру даже в голову не приходит связаться с кем-то в компании, кто мог бы предложить поступающему другое место, чтобы компания стала сильнее? Однако, это over qualify для «землепашцев» – их никто не уполномочивал смотреть дальше своего … носа, и они с этим успешно справляются. В результате молодой человек стал профессиональным писателем, и ни минуты не жалеет о том, что всё так получилось.

16. Недавно я услышал, что образование – это фабрика, на которой создаётся человек будущего. При этом мозги, естественно, не упоминаются, так как они развиваются в ненужных некоторым физмат школах, а существенное внимание предлагается уделять Soft Skills (своё, и не только своё, мнение по этому поводу я изложил в тексте «Можно ли научить стать успешным?»).

Мне кажется, что обучающимся на IT-специальностях Soft Skills преподавать нужно, но… факультативно, так как принудительно обучать им, например, IT-магистрантов, которые практически все поголовно работают, а особенно тех, кто получает 200-300 тысяч рублей в месяц, вряд ли :-) целесообразно, так как они «ногами» могут проголосовать против и этих предметов, и магистратуры в целом. Кстати, тому, «что такое хорошо и что такое плохо» Маяковский предлагал учить не магистрантов, а… крошек.

17. Скажу ещё несколько слов по этому поводу. Большинство людей нельзя научить тому, что им несвойственно, или они не хотят делать. Сколько не говори им, что на каждое письмо надо отвечать, это практически никогда не имеет никакого эффекта (кто отвечал – продолжает отвечать, кто не отвечал – не начинает), и не потому, что они об этом не знают: включи это в билет на экзамене – человек ответит правильно, но будет ли он после этого отвечать на письма? Уже давно об этом писал Ямамото Цунэтомо (1659-1719): «Правила написания писем требуют, чтобы Вы всегда отвечали письмом на письмо – пусть даже Ваш ответ будет длиной в одну строчку». Сегодня отвечать можно даже не одной строчкой и даже не одним словом, а одним знаком… И каков результат? А как вы думаете, если вам на лекции сообщат, что человеку надо перезванивать, тем более, если вы обещали, то вы сразу начнёте это делать, если не делали раньше? Да и вообще, мне как-то объяснили, что наш человек обычно ждёт не советов, а участия, сочувствия и одобрения. В этой логике применительно к рассмотренным примерам ваше поведение лучше одобрить – «отпустить грехи»: не ответили или не перезвонили, и правильно сделали – вы же на работе были заняты, и не важно, что при этом, как, например один мой знакомый, непрерывно играли в шахматы и из-за эйфории блица не могли от него оторваться… Но участие и сочувствие – это сфера уже другой деятельности, которая, правда, в последнее время стала ещё и научной… А теперь приведу утверждение, с которым я полностью согласен: из всех качеств кандидата на первом месте – порядочность. Только пусть мне кто-нибудь расскажет, как ей на занятиях обучить, а при приёме на работу проверить?

18. Указанных выше скилов сегодняшним «идеологам» от образования мало, так как там, где упоминаются компетенции, первым номером появляются не знания и/или мозги, а ещё одна байда: Skills Set – набор навыков… В современном образовании в последнее время используются четыре термина: знания, навыки, умения и компетенции. Расскажу, как я понимаю происходящее. «Знания» сегодня многие воспринимают почти как «память» – человек, например, помнит название и смысл тех или иных теорем. При этом многие считают, что даже такими «знаниями» засорять голову нецелесообразно, так как они считают, что всегда смогут получить их из Интернета. Возможность его отключения по каким-либо причинам в не засорённую ничем голову обычно не приходит. Навыки можно разделить на две группы: навыки доказывания и практические навыки. Навыки первой группы формируются изучением, а второй – упражнениями. Их освоение, особенно первых, весьма трудное занятие… Умения формируется на базе навыков. Компетенции в современной трактовке включают в себя не только профессиональные знания, но и Soft Skills, а, возможно, и вторую составляющую образования – воспитание: многим непонятное или неприятное слово.

19. Мне кажется, что знаний, практических навыков и умений в рамках хорошего обучения недостаточно: например, знание теоремы Пифагора и способность её применять – это одно (условно – прикладной бакалавриат), а вот ещё и умение её доказать – это совсем другое дело (условно – «нормальный» бакалавриат). Другими словами, для доказательства нужны мозги, а для всего остального достаточно головы. При этом нужно помнить, что у человека в запасе всегда есть ещё и спинной мозг…

20. Итак, если человек не только знает некоторую теорему, но и умеет ее применять, он обычно считает, что не обязан знать, как она была доказана, а тем более кем! Интересно, что если на матмехах и медицинских факультетах университетов читают историю соответствующих наук, то у информатиков этого нет несмотря на то, что историю информатики читать значительно проще, чем историю указанных предметов, так как она значительно менее продолжительная.

Когда я поведал Андрею Станкевичу о том, что сегодняшние олимпиадники не слышали фамилию Вирта, Андрей ответил: «Паскаль» (язык программирования – ред.) покинул олимпиады, а Вирт – головы молодых людей». Так и плодим «Иванов, не помнящих родства» – на этот раз в профессиональной сфере…

21. Формирование культурного облика человека в широком смысле – задача, которая может быть решена, в первую очередь, только самим человеком с помощью семьи, школы, а затем и университета. До тех пор, пока Микеланджело, Рафаэль, Леонардо и Данателло воспринимаются многими молодыми людьми только как черепашки-ниндзя из… канализации Нью-Йорка, приходится «печально глядеть на наше поколенье». Причем слово «наше» следует трактовать весьма расширительно…

22. С компетенциями почти всегда рядом «образовательные траектории». О том, что может получиться при их применении в IT-образовании, а особенно при обучении математике, написано здесь: «Кое что об образовании».

23. А там, где есть «образовательные траектории», тут же рядом появляются и «образовательные программы» вместо «кафедр». Например, в статье о Л.М.Гольденберге (профессоре Института связи им. М.А.Бонч-Бруевича) приведена фотография, иллюстрирующая уже забытое в некоторых местах понятие «кафедра» – коллектив единомышленников. На фотографии порядка сорока зрелых людей, которые, по крайней мере, раз в месяц собирались вместе. Кроме того, приглашались, и они всегда приходили, совместители, которые из-за этого не могли сильно отдалиться от коллектива постоянно работающих на кафедре сотрудников. Сегодня более моден термин «образовательная программа», на которую преподавателей (откуда Бог пошлёт) набирает её руководитель. Отмечу, что проведение заседаний специалистов, реализующих образовательную программу, не типичны. При этом непонятно, что мешает кафедре реализовывать образовательные программы, как это всегда было раньше. «Кафедра» и «образовательная программа» имеют те же отличия, что традиционный для России репертуарный театр по сравнению с антрепризой (чёсом, или халтурой – в российской терминологии), характерной для Запада. Театр обычно существует долго, антреприза – как получится…

24. Любовь сверх меры к дистанционному обучению (в народе – к «удалёнке»), которое даже я однажды назвал «дистанционным образованием», хотя известно, что «образование – это воспитание плюс обучение», а воспитывать дистанционно ещё практически никто не научился («Хорошее дистанционное образование, или Максим на хайпе»), «О дистанционном образовании сегодня»). По мнению И.С. Ашманова удалёнка приводит к тому, что, те, например, кто имеет хоть какие-то навыки, делают зацикленное видео себя, сидящего за компьютером, выставляют его для учителя, а сами занимаются своими делами. Удалёнка приводит к тому, что отличники становятся хорошистами, а все остальные двоечниками, практически не учатся». Однако что бы я по этому поводу не писал, онлайн-обучение наступает, и вместо отдельных курсов в России уже открываются онлайн-бакалаврские и онлайн-магистерские программы, которые имеют государственную аккредитацию, а некоторые – ещё и дают отсрочку от армии.

25. Ви́дение себя Китаем или Индией при формировании контрольных цифр по подготовке IT-«специалистов» («Как учил Суворов», «Не числом, а умением»), что плохо корреспондируется в жёстким контролем знаний и умений выпускников. При этом хочу отметить, что даже несмотря на то, что Индия может себе позволить выявлять более 400 000 заболевших короновирусом в день, а также выпускать уйму IT-«специалистов», это не делает её великой компьютерной державой, даже несмотря на то, что индусы руководят рядом IT-гигантов. По моему мнению, чем больше выпускается плохих программистов, тем больше появляется плохих продуктов, которых лучше не иметь совсем, чем иметь такие, пользуясь которыми часто приходится вспоминать их создателей и не только… Конечно, продукты бывают и хорошие – не угадаешь…

26. Нам надо определиться, кого мы должны готовить: спецназ, регулярную армию, стройбат или так нужное в военное время народное ополчение из стоящих на лыжах бойцов с банданой на голове и ружьём в руках. В сильном государстве они нужны все, но сегодня у нас, как отмечено выше, в мировом разделении труда есть ниша – трудно решаемые задачи, а они требуют трудно создаваемых молодых специалистов, с которыми надо быть очень деликатными и которых нельзя терять ни в каких смыслах, не то вместе с ними потеряем и указанную нишу, а в IT-Индию всё равно не превратимся… Интересно, что многих мы уже теряем по-новому, когда они остаются в России и за хорошие деньги делают то, что представляет собой иностранную коммерческую тайну и по этой причине не может быть использовано даже в качестве темы выпускной квалификационной работы. При этом, к сожалению, часто мы имеем дело не с российской гостайной, о которой может быть рассказано в соответствующей госкомиссии или диссертационном совете…

27. Любовь к конспирологии – к экзотическим названиям в образовательных учреждениях. Несколько лет назад вместо легендарного «Физмеха» в Санкт-Петербургском Политехе появился «Институт прикладной математики и механики», но потом кто-то вспомнил (и я в том числе), что «человек без истории, как дерево без корня», и недавно в Политехе вновь появился «Физмех» («Пути Господни»). Думаю, что со временем и наш факультет «Информационные технологии и программирование» Университета ИТМО будет переименован в факультет «Компьютерные технологии» – так называлась легендарная кафедра, команды которой семь раз побеждали на чемпионатах мира по программированию ICPC.

28. Ещё о конспирологии. Ну скажите, как без Интернета понять, для кого предназначена «Санкт-Петербургская школа физико-математических и компьютерных наук». Для школьников или, всё-таки, студентов? По названию кажется, что для школьников, но не зря в народе говорят: «Кажется – перекрестись». Всё «встанет на свои места», но как-то вверх ногами, если вспомнить о принципе зеркальности – школы не хотят быть школами, а хотят быть лицеями, и в некоторых из них есть кафедры; подразделения университетов не хотят быть факультетами, а хотят быть школами; кафедры делают себе харакири и вместо них появляются образовательные программы… В общем, как у Пушкина: «Не хочу быть чёрной крестьянкой, / Хочу быть столбовою дворянкой». Чем это закончилось в сказке о рыбаке и рыбке, известно… Интересно, что, например, MIT не переделал себя в университет, а в Тринити-колледже (Кембридж) ничего не меняется веками. Нет, вспомнил – меняется: в столовой стеариновые свечи… поменяли на электрические.

29. Мобильность вместо научных школ, и её последствия для России («Мобильность или научные школы»). Приведу фрагмент из этого текста: «У нас в стране был выдающийся математик Л.Д. Фаддеев. У него была знаменитая школа по математической физике, в которой только докторов наук было пятнадцать. Когда «народ поехал», уехали и они все. За ними на три года по гранту уезжал в Германию и сам основатель школы. Грант закончился, и он вернулся на «развалины», потому что ученики уехали не по грантам, а на постоянную работу. Теперь Людвиг Дмитриевич скончался… В общем, получается, как в известной детской загадке: «А» и «Б» сидели на трубе. «А» – упала, «Б» – пропала. Что осталось на трубе?». Ничего не осталось… Вот вам и «идеи, взгляды, традиции, мнения, нормы», возникающие в наших условиях в результате «мобильности». Теперь фрагмент на эту же тему из другого моего текста «Лучше бы не помогали»: «Связи с университетом, где был аспирантом, я не теряю – последние четыре года удалённо руководил небольшой группой, с участниками которой мы написали довольно много статей в рамках гранта РФФИ, но сейчас ребята сами уехали работать за границу». Какой-то перпетуум-мобиле получается: один становится здесь учёным и из страны уезжает, потом он помогает нескольким молодым людям стать учёными, и в результате не только сам не возвращается, но и они уезжают…». Кстати, народный учитель РФ С.Е. Рукшин, поздравляя меня с днём рождением, написал: «Пока у нас есть люди, понимающие, что у кафедральной системы и научных школ есть преимущество репертуарного театра перед гастрольным чёсом актерской антрепризы – у образования и науки есть надежда!».

30. Указанный «двигатель» работает в основном на бюджетные деньги, так как самые способные люди, отъезд которых крайне нежелателен для страны, получают образование бесплатно. Я уже давно предлагал в стране ввести социально-ориентированное платное образование, когда за него платят не родители, а сами дети (кроме определенных категорий) после окончания обучения и только как часть зарплаты («Так быть не должно»). В своё время я даже «заикнулся» об этом помощнику президента РФ А.Р. Белоусову (ныне первый вице-премьер – ред.), который ответил, что эта схема может быть коррупционной…

31. Однажды я своими ушами слышал, как Д.А. Медведев сказал: «Уехал миллион человек – ну, что делать?», потом было интервью с ним, где вместо миллиона уже прозвучало меньшее число уехавших – 550 тысяч. В 2019 году Дмитрий Анатольевич сказал, что «необходимо делать всё, чтобы специалисты оставались в стране, особенно специалисты, которых мы учим». Видимо, всё уже и сделано, так как в 2021 году государственное информагентство сообщило, что «в Кремле не считают трагичной ситуацию с оттоком учёных».

32. Всеобщая цифровизация, которая при относительно небольшом числе классных IT-специалистов в стране может выйти боком – как отмечено выше, лучше продукт не иметь, чем иметь плохо работающий. Уже сегодня считается, что доля виртуальной экономики на планете составляет более 80% в виде нематериальных активов. При этом новой эпохе неважно производство, и доля в 20% будет сокращаться с тенденцией цифровизации всего и вся. «Это страшно, но факт». И ещё. Индия вошла в цифровизацию раньше нас, но оказалось, что сделала это очень неэффективно. А если и других это получится так же? Например, по мнению упомянутого выше И.С. Ашманова, «цифровизация образования несёт дополнительные риски для школьников. Например, кто-то предлагает выкладывать образовательный контент в TikTok – это же модно. Однако там всякая гадость будет находиться на расстоянии одного клика от выложенного вами скучного образовательного контента. Сделать контент вирусным – таким, чтобы дети при этом не смотрели своих кумиров, у которых миллионы подписчиков, а смотрели ваш контент, скорее всего, невозможно». «А ещё дети портят себе глаза», – добавил Ашманов. И ещё от него. «Информатику первую пару лет надо преподавать в школе в основном на бумаге, рассказывая основные понятия, алгоритмы и структуры данных, так как сейчас происходит её вырождение, когда все начинается с обучению навыкам – набиранию текста в Word, а информатика не про это, а про умение мыслить алгоритмически». Мне уже давно говорил Паша Маврин, о котором говорилось выше, что в его время на уроках информатики учили программировать, а теперь… Ещё про цифровизацию. «Был проведён опрос граждан о том, как они относятся к цифровым социальным рейтингам – таким, как проводятся в Китае. Оказалось, что граждане против, и решили это результат не публиковать, так как он оказался не в тренде!» (И.С. Ашманов).

33. Огромная любовь к нейронным сетям, которые, бывает, классно работают, и «человек уже в некоторых областях сдал им свои позиции». Здесь во многом имеет место ситуация, подготовленная отсутствием доказательств в процессе обучения, которая описана выше, так как если нейросети хорошо работают (в некоторых областях, возможно, пока), то какая разница, почему они так работают. Многие ссылаются на то, что и с человеческим мозгом такая же ситуация. Однако мозг создан не рукотворно, а я не могу себе представить ни одного рукотворно созданного объекта (самолёта, корабля, реактора, ракеты и т.д.), при неправильной работе которого нельзя было бы определить причину аварии, которую после этого гарантированно можно было бы устранить… Интересно, устроят ли родственников погибших и/или начальство ответы типа: «Так получилось…» или «Недообучили…».

34. «Конкурентноспособность» как забытый термин («Много они понимают…»).

35. Значение и роль олимпиадников, включая победителей всемирных соревнований школьников, и особенности, студентов, многие всё время стараются принизить, рассказывая про них даже мне, общающемуся с ними практически каждый день уже 23 года, о том, что они такие-сякие. И даже, если это хотя бы частично и так, то надо помнить, что есть и другое мнение, высказанное, например, Г. Бакуновым из «Яндекса»: «Даже если они в начале плохие инженеры, то классные решатели задач, и это тоже очень важный навык». Отрицательные мнения о подавляющем большинстве классных ребят в основном распространяют люди, у которых нет сложных задач, и последнее они даже не скрывают – им просто не нравится, что очень толковые молодые люди, почему-то :-), не хотят заниматься рутиной… Я, конечно, понимаю, что на работе, работу не выбирают, но это у нас, а, например, в компании Facebook, говорят, что выбирают…

36. При этом мало кто из руководителей понимает, что надо стараться, чтобы на работе талантливые люди, по возможности, занимались, чем они хотят, а не только тем, что им в лучшем случае нравится, так как, по словам Пола Грэма, «стоит предпочесть десяток людей, влюблённых в свое дело, десяти тысячам, которым оно просто нравится».

37. На олимпиадах мозг привыкает работать в стрессе. «Я все ещё решаю все контесты на большом адреналине» (П. Маврин, чемпион мира 2004 года). Противники олимпиад могут не беспокоиться – в этом жанре в последнее время находится всё меньше и меньше студентов, желающих усиленно тренироваться в течение нескольких лет с не предсказуемым наперёд результатом. Куда больше народу нравится участвовать в хакатонах – и конкуренция меньше, а денег и пиццы бывает больше. У школьников дело обстоит иначе – ведь, как отмечено выше, по результатам определённых олимпиад в классные университеты без экзаменов поступить можно…

38. Вопрос об ЕГЭ в школах требует особого обсуждения.

39. Мне однажды рассказал серебряный призер чемпионата мира по программированию 2016 года Антон Ковшаров, что до поступления в наш Университет он жил в деревне в 200 километрах (!) от Перми, прослушал в Интернете лекции Станкевича, увлёкся программированием, и пошло, поехало… Из сказанного следует, что из глубинки он выбирался на основе информации из Интернета, но в школе у него учителя были, а сейчас же министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев заявляет: «Огромное число сельских школ не обеспечены учителями. Здесь никакие миллиарды не помогут… Таких денег нет, чтобы привезти учителей в сельские школы, дать им жильё, обеспечить полный комплект квалифицированных учителей в сельских школах – таких возможностей нет». В общем, как говорят в TikTok: «И всё, уже всё»!

40. Преграды на пути образования («О борьбе с идиотизмом», «Юбилейное»), а теперь и просветительской деятельности. При этом в проекте постановления Минпросвещения, в частности, говорится, что просветители должны быть старше 18 лет и иметь как минимум двухлетний опыт в образовательной сфере. Это, в частности, закрывает путь в просветительство многим чемпионам мира…. Кроме того, предполагается, что просветительская деятельность должна осуществляться на основании договоров об оказании услуг (опять услуги!). Также совершенно непонятны и ограничения на просветительскую деятельность в организациях образования. Например, если пригласить нобелевского лауреата прочитать лекцию о своих научных достижениях на фестивале науки, то, согласно проекту постановления, ему нужно будет предоставлять справку об отсутствии судимости, социально опасных заболеваний и т.д. Этот проект, почему-то :-), не понравился ассоциациям IT-компаний, президиуму РАН, её президенту академику Александру Сергееву, депутату Государственной Думы, коммунисту Валерию Рашкину, его сторонникам и многим другим людям…. Будем надеяться, что «научное сообщество «драматизирует ситуацию», и что, по словам главы Минобрнауки Валерия Фалькова, препятствовать работе российских учёных с зарубежными никто не намерен. Интересно, что всё это происходит на фоне возрождения общества «Знание», чья деятельность, хочется надеяться, будет направлена на просветительство.

На этой оптимистической ноте я заканчиваю этот текст… Тем более, что у меня появилась вера в победителей Всероссийской олимпиады школьников по информатике :-).

Откуда взялся этот текст

В апреле 2021 года мне предложили сняться в видео на тему «Феномен русских программистов» на канале Елизаветы Осетинской «Русские норм!». Я был горд этим и написал тезисы своего выступления. После съёмок по этим тезисам примерно месяц писал этот текст, а после просмотра видео дописал написанное. Кроме этого, я написал ещё один текст: «Комменты к видео о феномене русских программистов».

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться:

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь