Какие возможности открываются для бизнеса с развитием аналитики на основе данных с чеков – рассказали в среду в Москве на пресс-конференции компании – оператора фискальных данных «Платформа ОФД».
Из 3,86 миллиона касс в стране 1,35 миллиона (около 33%) подключено к «Платформе ОФД» – это и крупный ретейл (примерно 400 тысяч касс), малый и средний бизнес, а также ИП, плюс электронная коммерция.
Накопив данные о 150 миллиардах чеков за девять лет, компания начала внедрять для своих клиентов аналитические модели собственной разработки на основе open source. AI-агенты действуют как «умный помощник» руководителя. ИИ находит аномалии, объясняет их причины и генерирует рекомендации.
В ряде случаев ОФД для аналитики использует не только свои чековые данные, но и обогащает их данными телеком-операторов. Используются обезличенные персональные данные и обобщённые, пример – количество мужчин определённого возраста, проживающих на определённой территории.
Так, анализ чеков показал, что покупатели протеиновых батончиков являются также активными покупателями кофе. Перенос рекламы из фитнес-залов в премиальные кофейни и ЗОЖ-блоги дал компании – продавцу батончиков рост продаж на 65% за год.
Анализ спроса на йогурты по дням недели и вкусам позволил оптимизировать производство и логистику, что повысило маржинальность на 7% и сократило просрочку на 30% за месяц, в годовом сравнении.
ИИ с чековыми данными позволили связать всплеск продаж кровельных материалов с выдачей разрешений на строительство и погодой. Заблаговременное увеличение отгрузок сократило время доставки заказов клиентам на 40% и увеличило долю рынка одного из его участников, воспользовавшегося аналитикой «Платформы ОФД», на 5% за год.
Кроме того, можно в целом изучать спрос населения на ту или иную категорию товаров и услуг. Так, в 2025 году в стране растёт потребление гостиничных услуг, услуг фитнес-центров, и падает число покупок онлайн-курсов, при том, что цена последних растёт. Из этого можно сделать выводы – об обелении рынка развлекательных услуг и туризма, или же о росте популярности развлечений среди россиян. Что касается образовательных услуг – напрашивается вывод о том, что падает интерес к низкокачественным онлайн-курсам и растёт интерес к качественному образованию.

По группам непродовольственных товаров отмечается снижение числа покупок – особенно в офлайн-торговле – при росте средней цены. Это может свидетельствовать о переходе россиян к накоплениям и сбережению денег.

«Платформа ОФД» утверждает, что не работает с персональными данными покупателей. Из ПД в распоряжении оператора имеются только ИНН владельцев касс – предпринимателей. Но и эти данные оператор фискальных данных, согласно указаниям ФНС, не имеет права раскрывать, т.е. не может указать в своей аналитике, что определённая торговая сеть продала такой-то объём такого-то товара.
Также на мероприятии была представлена классификация бизнесменов с точки зрения их готовности к инновациям. Были опрошены несколько сотен клиентов компании, оказалось, что 35% представителей малого бизнеса — «прагматичные автоматизаторы», для которых ключевой ценностью является экономия времени и упрощение рутины. Еще 8% — «экспериментаторы», являющиеся драйверами инноваций. Однако 30% – «выживающие скептики», их бизнес на грани устойчивости, и нет средств на инновации. Ещё 27% – «осторожные традиционалисты», которые работают по привычной схеме и не хотят ничего менять.