Недоверие к СМИ, пандемия фейков, разворот украинских кол-центров на Европу – итоги форума «Диалог о фейках»

На форуме «Диалог о фейках» в среду в Москве поднималось множество разнообразных тем – распространение дезинформации в Сети, влияние искусственного интеллекта на образование и Интернет, кибермошенничество и пр. Часть мероприятий посетил и корреспондент D-Russia.ru.

Приводим основные тезисы.

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова сказала, что ложь в Интернете приобрела характер пандемии. По её словам, западный мир создает фейки, осуществляет психологические операции, организует информационные войны и провокации, манипулирует общественным сознанием через ИИ. Нынешняя ситуация характеризуется также исторически минимальным уровнем доверия к традиционным СМИ.

Захарова призвала сверяться с первоисточниками, развивать критическое мышление (которое, по словам другого спикера — Екатерины Соколовой из ВШЭ, утрачено ещё с появлением Интернета — ред.), и не доверять «ангажированным нейросетям».

См. исследование «Тренды дезинформации в российском сегменте»

Замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Александр Шойтов назвал СМИ, соцсети и звонки мошенников главными сферами применения дипфейков. Цель создателей дипфейков для обмана – социальная напряжённость, экстремизм, мошенничество.

Работа по предупреждению злонамеренного использования генеративного ИИ идёт в двух направлениях. Первое – маркировка контента, второе – это выявление вредоносных фейков и борьба с ними.

Неожиданным было выступление Владимира Тодорова, продюсера по документальному контенту онлайн-кинотеатра Okko. Намекнув на имеющиеся источники в украинских кол-центрах, он рассказал, что эти центры начали переориентацию на граждан ЕС – в частности, на Польшу, Сербию и Балканы в целом, страны Восточной Европы. Это связано с тем, что российское законодательство слишком ужесточилось, мошенникам стало сложно, а в Европе банковские приложения «на уровне 2005 года», и не всегда есть даже подтверждение платежей кодом.

Он также подчеркнул, что попасться на удочку мошенников может каждый, поскольку против ряда людей ведется целенаправленная проработка, со сбором множества персональных данных и с использованием дипфейков. К примеру, Тодорова попытались развести на деньги, взломав Telegram-аккаунт его отца. А отца, в свою очередь, взломали через его врача – якобы от имени врача ему пришла ссылка, оказавшаяся фишинговой.

Тодоров советует договориться с близкими о проверочном вопросе, который и покажет, с кем человек имеет дело в Сети. Например, вопрос о любимой футбольной команде – мошенники не смогли правильно ответить на этот вопрос, после чего Тодоров понял, что аккаунт отца взломали. Причём договориться о проверочном вопросе нужно лично, не через мессенджер.

Кроме того, Тодоров предостерёг о новом опасном тренде использования дипфейков на сайтах знакомств – роботы, сгенерированные ИИ девушки, вытягивают у собеседников неприличные фото и начинают после этого шантажировать жертву.

Директор проекта «Защитник» оператора МТС Андрей Бийчук представил карту распространения разных мошеннических схем, из которой следует, что самой популярной всё ещё является звонок от якобы оператора связи с целью продлить договор. И эта схема всё ещё работает, люди продолжают попадать на крючок мошенников.

(с) МТС
(с) МТС

См. также: АНО «Диалог»: правительство США затягивает рассмотрение дела по иску о незаконном изъятии доменного имени

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь