Начало эксперимента по использованию НСУД и созданию цифрового профиля запланировано на май

3022

Минкомсвязь предложила провести с мая 2019 года по март 2020 года эксперимент по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах; соответствующий проект постановления правительства опубликован на портале общественных обсуждений

Как говорится в пояснительной записке, эксперимент направлен на рост эффективности обмена сведениями в электронной форме между физическими лицами, банками, государственными органами (в том числе при оказании гражданам банковских услуг) посредством использования создаваемых компонентов национальной системы управления данными (НСУД), а также создаваемой в рамках единой системы идентификации и аутентификации инфраструктуры Цифрового профиля.

Цифровой профиль

Инфраструктура Цифрового профиля должна обеспечить:

  • доступ к сведениям о гражданах, содержащимся в госинформсистемах, и обмен такими сведениями в электронной форме между физическими лицами, коммерческими организациями, государственными органами;
  • функционирование платформы управления согласиями субъектов персональных данных на обработку персональных данных.

Напомним, федеральным проектом «Цифровое государственное управление» до конца 2020 года предусмотрены следующие мероприятия, направленные на создание инфраструктуры Цифрового профиля:

  • Разработка концепции защищенного цифрового профиля гражданина и юридического лица. Разработка на основе концепции методических указаний по созданию цифровых профилей гражданина и юридического лица.
  • Модернизация существующих механизмов и программной архитектуры ЕСИА в целях создания инфраструктуры (платформы), обеспечивающей обмен информацией между государством, гражданами, а также коммерческими и некоммерческими организациями, в т.ч. с согласия гражданина (инфраструктура «Цифровой профиль»).
  • Расширение перечня сведений, хранящихся и обновляемых в ЕСИА.
  • Обеспечение обновления сведений в ЕСИА из государственных информационных системы онлайн.
  • Обеспечение возможности создания цифровых профилей гражданина и юридического лица, в том числе создать необходимую инфраструктуру.
  • Разработка алгоритма наполнения профилей и верификации данных в них.
  • Подготовка документации по обеспечению наполнения и верификации цифровых профилей.
  • Создание подсистемы информирования заявителя о движении данных о нем (возможность узнать кто, когда и зачем запрашивал сведения, возможность управлять правами на предоставление сведений, права на «цифровой ID»).
  • Обеспечение наполнения и верификации данных цифровых профилей гражданина и юридического лица, с возможностью предоставления соответствующей информации третьим лицам с согласия гражданина.

В ходе эксперимента предполагается разработать информационно-технологические компоненты НСУД и механизмы методологической поддержки процессов управления данными, а также намечена их апробация на данных, предоставляемых органами государственной власти, участвующими в эксперименте.

Аналогично предполагается создание инфраструктуры Цифрового профиля и апробация ее функциональных возможностей.

В проекте постановления указаны этапы проведения эксперимента, их сроки и ответственные за их исполнение. Правом на определение регионов, которые примут участие в эксперименте, наделяется Минкомсвязь.

Напомним, НСУД – проект создания единой информационной среды, которая позволит повысить эффективность принимаемых государственных решений за счёт интеграции актуальных данных из множества государственных систем, реестров и баз данных.

Национальная система управления данными будет интегрирована с основными элементами инфраструктуры электронного правительства, государственными справочниками и классификаторами (такими, как федеральная информационная адресная система, классификатор ОКВЭД и пр.). НСУД также станет интерфейсом доступа к данным, которые создаются государственными органами в процессе их деятельности: о материальных объектах, их правовой истории и эксплуатации, изменениях статусов юридических и физических лиц, движении товаров, результатах оказания госуслуг и так далее.

Инфраструктура Цифрового профиля создаст возможность автоматизированного получения данных о гражданах посредством «единого окна». Утверждается, что реализация проекта станет основой для повышения эффективности бизнес-процессов, приведет к сокращению издержек, связанных с бумажным документооборотом, оптимизации управления рисками, а также улучшению клиентского опыта в области предоставления как государственных, так и иных услуг гражданам.

В процессе эксперимента организуется обмен следующими сведениями

Наименование сведенийФедеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды РФ, иные органы и организации, являющиеся обладателями сведений
Сведения, необходимые для проведения эксперимента в части разработки инфраструктуры Цифрового профиля и апробации его функциональных возможностей путем его использования при организации доступа к сведениям о клиентах банков – физических лицах при заполнении анкеты на кредитный продукт и (или) получении кредита
Сведения о фамилии, имени и отчестве граждан РФ, указанные в паспортах граждан РФМинистерство внутренних дел РФ
Сведения о поле граждан РФ, указанные в паспортах граждан РФМинистерство внутренних дел РФ
Сведения о датах рождения граждан РФ, указанные в паспортах граждан РФМинистерство внутренних дел РФ
Сведения о страховых номерах индивидуальных лицевых счётов граждан РФПенсионный фонд РФ
Сведения об идентификационных номерах налогоплательщиковФедеральная налоговая служба
Сведения о сериях и номерах паспортов граждан РФ, указанные в паспортах граждан РФМинистерство внутренних дел РФ
Сведения о датах выдачи паспортов граждан РФ, указанные в паспортах граждан РФМинистерство внутренних дел РФ
Сведения об органах, выдавших паспорта граждан РФ, указанные в паспортах граждан РФМинистерство внутренних дел РФ
Сведения о кодах подразделений, указанные в паспортах граждан РФМинистерство внутренних дел РФ
Сведения о местах рождения, указанные в паспортах граждан РФ, в том числе сведения о странах, регионах, населенных пунктах рождения указанные в паспортах граждан РФМинистерство внутренних дел РФ
Сведения о гражданстве граждан РФ, в том числе дате вступления, наличии двойного гражданства и иные сведения о гражданствеМинистерство внутренних дел РФ
Сведения об адресах регистрации граждан РФМинистерство внутренних дел РФ
Сведения о свидетельствах о рождении граждан РФ, в том числе о странах выдачи, сериях, номерах, номерах актовых записей, датах выдачи, местах государственной регистрации свидетельств о рождении граждан РФФедеральная налоговая служба
Сведения о водительских удостоверениях граждан РФ, в том числе о странах выдачи, сериях, номерах, датах прекращения действия, датах выдачи, органах, выдавших водительское удостоверение, разрешенных категориях вождения и иные сведения о водительских удостоверениях граждан РФМинистерство внутренних дел РФ
Сведения о паспортах граждан РФ, удостоверяющих личность граждан РФ за пределами РФ, в том числе о сериях, номерах, датах прекращения действия, датах выдачи, органах, выдавших такой паспорт, и иные сведения о паспортах граждан РФ, удостоверяющих личность граждан РФ за пределами РФМинистерство внутренних дел РФ
Сведения о работодателях граждан РФ, которые указываются в извещении о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лицаПенсионный фонд РФ
Сведения о юридических адресах работодателей граждан РФ, указанных в статусе налогового агента в справках о доходах и суммах налога физических лиц по форме 2-НДФЛФедеральная налоговая служба
Сведения о датах начала и окончания работы граждан РФ, которые указываются в извещении о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лицаПенсионный фонд РФ
Сведения о стаже работы граждан РФ в разрезе работодателей, указанные в извещении о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лицаПенсионный фонд РФ
Сведения о суммах выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованного лица, указанные в извещении о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лицаПенсионный фонд РФ
Сведения о доходах и соответствующих вычетах по месяцам налогового периода граждан РФ, указанные в Приложениях к справкам о доходах и суммах налога физических лиц по форме 2-НДФЛФедеральная налоговая служба
Сведения о государственных регистрационных знаках транспортных средств граждан РФМинистерство внутренних дел РФ
Сведения о свидетельствах о регистрации транспортных средств граждан РФ, в том числе сериях и номерах таких свидетельств, категориях транспортных средств, VIN номерах транспортных средств, номерах шасси/рам транспортных средств, номерах кузовов транспортных средств, марках транспортных средств, моделях транспортных средств, годах выпусков транспортных средств и иные сведения о свидетельствах о регистрации транспортных средств граждан РФМинистерство внутренних дел РФ
Сведения, содержавшиеся в кадастре недвижимости и реестре прав, в составе Единого государственного реестра недвижимости, относящиеся к гражданам РФ – физическим лицамФедеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Сведения, необходимые для проведения эксперимента в части автоматизации сбора сведений об избирателях при составлении и уточнении списков избирателей
Сведения из документа, удостоверяющего личность заявителяМинистерство внутренних дел РФ
Сведения о регистрации заявителя по месту жительства или месту пребыванияМинистерство внутренних дел РФ
Сведения о гражданах, призванных на срочную военную службуМинистерство обороны РФ
Сведения о гражданах, содержащихся в местах лишения свободыФедеральная служба исполнения наказаний
Сведения о признании гражданина недееспособнымВерховный Суд РФ
Сведения о заключении брака, смерти, перемены фамилии, собственного имени, отчестваФедеральная налоговая служба
Сведения, необходимые для проведения эксперимента в части повышения качества формирования сегмента федеральной информационной адресной системы
Адресные сведения, содержащиеся в федеральной информационной адресной системеФедеральная налоговая служба
Сведения из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимостиФедеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Сведения, необходимые для проведения эксперимента в части автоматизированного формирования и ведения реестра объектов статистического наблюдения, форм и показателей
Сведения статистического наблюденияФедеральная служба государственной статистики
Сведения о первичных показателях ведомственных форм статистического наблюденияМинистерство сельского хозяйства РФ
Перечень обособленных подразделений юридических лицФедеральная налоговая служба
Уставы бюджетных и автономных учрежденийФедеральная налоговая служба
Адресные сведения, содержащиеся в федеральной информационной адресной системеФедеральная налоговая служба
Сведения о нецентрализованных формах федерального статистического наблюдения и показателях в формате, предусмотренном для осуществления загрузки в Реестр форм статистического наблюдения и статистических показателейМинистерство сельского хозяйства РФ

Обсуждение документа продлится до 11 марта.

Справка

В феврале 2018 года глава Росстата Александр Суринов на годовой коллегии ведомства рассказал, что программа «Цифровая экономика» определяет переход официальной статистики на модернизированную технологическую основу через создание федеральной системы управления данными. Ядром этой системы должна стать цифровая аналитическая платформа. Цель создания платформы – максимально снизить отчётную нагрузку на респондентов, сделать процесс сбора данных «незаметным» и необременительным для бизнеса и населения. Сегодня сбор данных от респондентов осуществляется в рамках огромного количества нормативно-правовых актов, которые издаются на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В марте 2018 правительство поручило Минэкономразвития, Минфину, Минкомсвязи представить до 26 апреля 2018 года согласованные предложения по построению национальной системы управления данными на базе Росстата с учётом мероприятий, предусмотренных программой «Цифровая экономика Российской Федерации».

О национальной системе управления данными говорил в октябре на «ПРОФ-IT.2018» замглавы Минэкономразвития Савва Шипов. По его словам, понадобится создать систему мастер-данных, в которой будут храниться сведения обо всех первичных данных, которые содержатся в государственных реестрах. Необходимо унифицировать все формы отчетности, договорится, что мы не собираем одну и ту же информацию разными органами по нескольку раз. Сбор данных при этом должен происходить через подключение к информационным системам. Также понадобится придание реестровым данным юридического значения. В конечном итоге мы должны выйти на архитектуру управления изменениями.

О концепции управления изменениями пишет в своей статье для D-Russia.ru и директор департамента государственного управления министерства экономического развития Российской Федерации Павел Малков.

В июле 2018 для общественного обсуждения был опубликован проект закона, устанавливающего основы систематизации и гармонизации информации в РФ; уполномоченными органами, отвечающими за систематизацию и гармонизацию должны стать Минфин и Минкомсвязь соответственно. Документ пока находится в разработке.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться: