Минфин России опубликовал на портале общественных обсуждений проект закона, устанавливающего основы систематизации и гармонизации информации в РФ; уполномоченными органами, отвечающими за систематизацию и гармонизацию должны стать Минфин и Минкомсвязь соответственно.
О работе над документом сообщила на конференции «Цифровая экономика: прорыв в будущее» директор департамента информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса министерства финансов Елена Чернякова. Законопроект призван систематизировать и гармонизировать юридически значимую информацию госорганов, а также справочную, статистическую и прочую информацию.
Законопроект также «регулирует отношения, связанные с созданием и использованием информационных ресурсов и гармонизацией содержащейся в них информации».
В настоящее время, отмечают в министерстве, в Российской Федерации отсутствует нормативно закрепленные подходы по систематизации и гармонизации информации, что приводит к следующим проблемам:
- дублирование информации в различных информационных ресурсах;
- наличие противоречий между информационными ресурсами;
- недостаточность позиций информационных ресурсов;
- отсутствие систематических и своевременных работ по совершенствованию и актуализации информационных ресурсов.
Проектом федерального закона:
- определяются правовые основы и принципы систематизации и гармонизации информации в Российской Федерации;
- определяются виды объектов систематизации;
- регулируются отношения, связанные с созданием и использованием информационных ресурсов и гармонизацией содержащейся в них информации;
- определяются особенности формирования, ведения и применения информационных ресурсов и систематизации информации;
- определяются методы гармонизации информационных ресурсов и общие требования к гармонизации информации;
- устанавливается ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере систематизации и гармонизации информации;
- определяются уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области систематизации и гармонизации информации.
Систематизация информации – упорядочивание объектов систематизации по сходству или различию присущих им признаков, в результате которого осуществляется формирование и ведение информационного ресурса.
Объекты систематизации – информация об объектах и субъектах правоотношений и связанных с ними юридических фактах, а также технико-экономическая, социальная и информация, описывающая (характеризующая) предметы и явления окружающего мира.
Гармонизация информации – приведение информации в соответствие с доверенным источником путем применения установленных настоящим Федеральным законом методов гармонизации информации.
Законопроектом предусматривается создание федеральной государственной информационной системы «Единая нормативно-справочная информация», Всероссийского реестра информационных ресурсов, Совета по систематизации и гармонизации информации в РФ.
ФГИС «Единая нормативно-справочная информация»
Система «Единая нормативно-справочная информация» будет формировать и вести Всероссийский реестр информационных ресурсов, доступ к информации в которой должен быть обеспечен с сайта ФГИС для органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.
Также система будет обеспечивать формирование и ведение регламентных информационных ресурсов, содержащих технико-экономическую и социальную информацию; размещение, актуализацию и распространение вспомогательных информационных ресурсов; организацию электронного документооборота между уполномоченными органами в сфере систематизации и гармонизации информации, органами государственной власти и органами местного самоуправления при согласовании проектов соответствующих нормативных правовых актов и пр.
Всероссийский реестр информационных ресурсов
Реестр будет содержать общедоступную информацию о федеральных информационных ресурсах, государственных информационных ресурсах субъектов Российской Федерации, муниципальных информационных ресурсах. Информацию о ресурсах должны предоставлять высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и главы местных администраций.
Каждому информресурсу в реестре будет присвоен уникальный номер.
В составе реестра будет образован терминологический справочник наименований позиций информации, содержащейся в информационных ресурсах, и справочник кодифицированной информации, содержащейся в информационных ресурсах.
Информационные ресурсы, сведения о которых отсутствуют во Всероссийском реестре информационных ресурсов, не могут быть использованы в целях:
- формирования и (или) ведения информации о юридически значимых действиях, осуществляемых в рамках оказания государственных и муниципальных услуг, выполнения государственных и муниципальных функций;
- получения посредством информационного взаимодействия информации из иных информационных ресурсов;
- предоставления посредством информационного взаимодействия информации в иные информационные ресурсы.
Систематизация информации: Минфин
Уполномоченным органом в сфере систематизации информации документ предлагает назначить Минфин. Он будет, например:
- согласовывать проекты нормативных правовых актов РФ, муниципальных правовых актов, регламентирующих формирование, ведение и применение регламентных информационных ресурсов;
- вести Всероссийский реестр информационных ресурсов;
- обеспечивать деятельность Совета по систематизации и гармонизации информации в РФ;
- устанавливать правила систематизации информации.
Гармонизация информации: Минкомсвязь
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций становится уполномоченным органом в сфере гармонизации информации и осуществляет контроль в сфере систематизации и гармонизации информации в Российской Федерации.
Полный перечень его полномочий:
- координирует деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере гармонизации информации, в том числе мероприятия по актуализации информационных ресурсов;
- осуществляет создание, развитие и эксплуатацию федеральной государственной информационной системы «Единая нормативно-справочная информация»;
- осуществляет методическое руководство:
созданием и эксплуатацией государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих формирование и ведение информационных ресурсов;
обеспечения юридической значимости информации, содержащейся в информационных ресурсах;
применения методов гармонизации информационных ресурсов;
соблюдения требований к гармонизации информационных ресурсов;
- осуществляет мониторинг работ по гармонизации информации;
- согласовывает проекты нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, регламентирующих формирование, ведение и применение информационных ресурсов;
- устанавливает порядок размещения и актуализации в федеральной государственной информационной системе «Единая нормативно-справочная информация» второстепенных информационных ресурсов;
- рассматривает проекты правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления по категорированию информационных ресурсов;
- иные предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в его исполнение нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочия.
- минимизация количества объектов систематизации, позволяющая удовлетворить потребность в систематизированной информации в целях осуществления государственного и муниципального управления, выполнения функций органов государственной власти и органов местного самоуправления, предоставления и оказания государственных и муниципальных услуг;
- полное и всеобъемлющее описание объектов систематизации, не допускающее их дублирование;
- уникальное терминологическое определение позиций объектов систематизации и использование указанного определения во всех информационных ресурсах;
- обеспечение максимальной гармонизации формируемой информации;
- запрет на повторное формирование ранее сформированного значения позиции объекта систематизации;
- обеспечение адаптивных для физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления сроков гармонизации информации, содержащейся в информационных ресурсах;
- ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за соблюдение требований законодательства Российской Федерации в сфере систематизации и гармонизации информации.
Объекты систематизации
Документом предусмотрены, в частности, следующие виды объектов систематизации:
1) юридически значимая информация, образуемая в результате свершения юридически значимых действий органами государственной власти и органами местного самоуправления в рамках:
- регистрации имущества и имущественных прав;
- регистрации актов гражданского состояния физических лиц;
- регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- выдачи гражданам РФ основных документов, удостоверяющих личность;
- присвоения наименований географическим объектам и адресов;
- ввода в хозяйственный оборот продукции, использование которой в хозяйственном обороте требует ее предварительной регистрации (учета);
2) общеупотребимая классифицированная технико-экономическая и социальная информация;
3) нормативная справочная информация, формируемая и используемая в целях ведения информационных ресурсов;
4) статистическая, отчетная и иная документированная информация, представляемая физическими и (или) юридическими лицами или формируемая органами власти.
Вступление закона в силу
Согласно проекту, закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
В течение года со дня вступления закона в силу правительству Российской Федерации, федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления следует привести свои нормативные правые акты, регламентирующие формирование, ведение и применение информации и информационных ресурсов, в соответствие с законом.
До дня вступления в силу приведенных в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, регламентирующих формирование, ведение и применение информации и информационных ресурсов, формирование, ведение и применение федеральных информационных ресурсов, государственных информационных ресурсов субъектов Российской Федерации и муниципальных информационных ресурсов осуществляется в соответствии нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, утвержденными до вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как поясняет министерство, законопроект подготовлен во исполнение пункта 1.3 Плана мероприятий по формированию методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствованию и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов, утвержденного заместителем председателя правительства Российской Федерации А.В. Дворковичем 31 июля 2014 г. № 4970п-П10, а также пункта 46 плана законопроектной деятельности правительства Российской Федерации на 2018 год, утвержденного распоряжением правительства Российской Федерации от 23 декабря 2017 г. № 2925-р.
Обсуждение документа продлится до 16 июля.