Минфин и Минкомсвязь займутся систематизацией и гармонизацией информации в РФ — законопроект

3493

Минфин России опубликовал на портале общественных обсуждений проект закона, устанавливающего основы систематизации и гармонизации информации в РФ; уполномоченными органами, отвечающими за систематизацию и гармонизацию должны стать Минфин и Минкомсвязь соответственно.

О работе над документом сообщила на конференции «Цифровая экономика: прорыв в будущее» директор департамента информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса министерства финансов Елена Чернякова. Законопроект призван систематизировать и гармонизировать юридически значимую информацию госорганов, а также справочную, статистическую и прочую информацию.

Законопроект также «регулирует отношения, связанные с созданием и использованием информационных ресурсов и гармонизацией содержащейся в них информации».

В настоящее время, отмечают в министерстве, в Российской Федерации отсутствует нормативно закрепленные подходы по систематизации и гармонизации информации, что приводит к следующим проблемам:

  • дублирование информации в различных информационных ресурсах;
  • наличие противоречий между информационными ресурсами;
  • недостаточность позиций информационных ресурсов;
  • отсутствие систематических и своевременных работ по совершенствованию и актуализации информационных ресурсов.
Когда мы посмотрели данные даже бюджетных организаций (казалось бы, они самые дисциплинированные) и сравнили их с данными в ЕГРЮЛ, то обнаружили, что на 70% эта информация не билась с информацией в ЕГРЮЛ – несмотря на то, что у нас по закону ЕГРЮЛ – первичный источник данных о юридическом лице. Почему? Потому что нет требования принести выписку из ЕГРЮЛ – только когда что-то нужно... То есть обновлять свои данные в ЕГРЮЛ не нужно. Все, что не пользуется спросом, не обновляется, соответственно, данные умирают. Какими-то всплесками появляются данные по их обновлению, все это несистемно, отсюда – все наши дальнейшие проблемы. Более того, так как никто этим ЕГРЮЛ не пользуется, чтобы потом сформировать сведения о юрлицах как участниках правоотношений, у всех названия юрлиц разные – в том статусе, когда их формировали в том или ином информационном ресурсе. Итого, мы тратим очень много денег на информресурсы, имеем в них разрозненную базу данных – и пользоваться этим, к сожалению, зачастую не можем, а потом еще и говорим человеку – иди, все-таки, принеси выписку из ЕГРЮЛ – несмотря на всевозможные сервисы.Елена Чернякова

Проектом федерального закона:

  • определяются правовые основы и принципы систематизации и гармонизации информации в Российской Федерации;
  • определяются виды объектов систематизации;
  • регулируются отношения, связанные с созданием и использованием информационных ресурсов и гармонизацией содержащейся в них информации;
  • определяются особенности формирования, ведения и применения информационных ресурсов и систематизации информации;
  • определяются методы гармонизации информационных ресурсов и общие требования к гармонизации информации;
  • устанавливается ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере систематизации и гармонизации информации;
  • определяются уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области систематизации и гармонизации информации.
Основные термины законопроекта

Систематизация информации – упорядочивание объектов систематизации по сходству или различию присущих им признаков, в результате которого осуществляется формирование и ведение информационного ресурса.

Объекты систематизации – информация об объектах и субъектах правоотношений и связанных с ними юридических фактах, а также технико-экономическая, социальная и информация, описывающая (характеризующая) предметы и явления окружающего мира.

Гармонизация информации – приведение информации в соответствие с доверенным источником путем применения установленных настоящим Федеральным законом методов гармонизации информации.

Законопроектом предусматривается создание федеральной государственной информационной системы «Единая нормативно-справочная информация», Всероссийского реестра информационных ресурсов, Совета по систематизации и гармонизации информации в РФ.

ФГИС «Единая нормативно-справочная информация»

Система «Единая нормативно-справочная информация» будет формировать и вести Всероссийский реестр информационных ресурсов, доступ к информации в которой должен быть обеспечен с сайта ФГИС для органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.

Также система будет обеспечивать формирование и ведение регламентных информационных ресурсов, содержащих технико-экономическую и социальную информацию; размещение, актуализацию и распространение вспомогательных информационных ресурсов; организацию электронного документооборота между уполномоченными органами в сфере систематизации и гармонизации информации, органами государственной власти и органами местного самоуправления при согласовании проектов соответствующих нормативных правовых актов и пр.

Всероссийский реестр информационных ресурсов

Реестр будет содержать общедоступную информацию о федеральных информационных ресурсах, государственных информационных ресурсах субъектов Российской Федерации, муниципальных информационных ресурсах. Информацию о ресурсах должны предоставлять высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и главы местных администраций.

Каждому информресурсу в реестре будет присвоен уникальный номер.

В составе реестра будет образован терминологический справочник наименований позиций информации, содержащейся в информационных ресурсах, и справочник кодифицированной информации, содержащейся в информационных ресурсах.

Информационные ресурсы, сведения о которых отсутствуют во Всероссийском реестре информационных ресурсов, не могут быть использованы в целях:

  • формирования и (или) ведения информации о юридически значимых действиях, осуществляемых в рамках оказания государственных и муниципальных услуг, выполнения государственных и муниципальных функций;
  • получения посредством информационного взаимодействия информации из иных информационных ресурсов;
  • предоставления посредством информационного взаимодействия информации в иные информационные ресурсы.

Систематизация информации: Минфин

Уполномоченным органом в сфере систематизации информации документ предлагает назначить Минфин. Он будет, например:

  • согласовывать проекты нормативных правовых актов РФ, муниципальных правовых актов, регламентирующих формирование, ведение и применение регламентных информационных ресурсов;
  • вести Всероссийский реестр информационных ресурсов;
  • обеспечивать деятельность Совета по систематизации и гармонизации информации в РФ;
  • устанавливать правила систематизации информации.

Гармонизация информации: Минкомсвязь

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций становится уполномоченным органом в сфере гармонизации информации и осуществляет контроль в сфере систематизации и гармонизации информации в Российской Федерации.

Полный перечень его полномочий:

  • координирует деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере гармонизации информации, в том числе мероприятия по актуализации информационных ресурсов;
  • осуществляет создание, развитие и эксплуатацию федеральной государственной информационной системы «Единая нормативно-справочная информация»;
  • осуществляет методическое руководство:

созданием и эксплуатацией государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих формирование и ведение информационных ресурсов;

обеспечения юридической значимости информации, содержащейся в информационных ресурсах;

применения методов гармонизации информационных ресурсов;

соблюдения требований к гармонизации информационных ресурсов;

  • осуществляет мониторинг работ по гармонизации информации;
  • согласовывает проекты нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, регламентирующих формирование, ведение и применение информационных ресурсов;
  • устанавливает порядок размещения и актуализации в федеральной государственной информационной системе «Единая нормативно-справочная информация» второстепенных информационных ресурсов;
  • рассматривает проекты правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления по категорированию информационных ресурсов;
  • иные предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в его исполнение нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочия.
Принципы систематизации и гармонизации информации в РФ
  • минимизация количества объектов систематизации, позволяющая удовлетворить потребность в систематизированной информации в целях осуществления государственного и муниципального управления, выполнения функций органов государственной власти и органов местного самоуправления, предоставления и оказания государственных и муниципальных услуг;
  • полное и всеобъемлющее описание объектов систематизации, не допускающее их дублирование;
  • уникальное терминологическое определение позиций объектов систематизации и использование указанного определения во всех информационных ресурсах;
  • обеспечение максимальной гармонизации формируемой информации;
  • запрет на повторное формирование ранее сформированного значения позиции объекта систематизации;
  • обеспечение адаптивных для физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления сроков гармонизации информации, содержащейся в информационных ресурсах;
  • ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за соблюдение требований законодательства Российской Федерации в сфере систематизации и гармонизации информации.

Объекты систематизации

Документом предусмотрены, в частности, следующие виды объектов систематизации:

1) юридически значимая информация, образуемая в результате свершения юридически значимых действий органами государственной власти и органами местного самоуправления в рамках:

  • регистрации имущества и имущественных прав;
  • регистрации актов гражданского состояния физических лиц;
  • регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • выдачи гражданам РФ основных документов, удостоверяющих личность;
  • присвоения наименований географическим объектам и адресов;
  • ввода в хозяйственный оборот продукции, использование которой в хозяйственном обороте требует ее предварительной регистрации (учета);

2) общеупотребимая классифицированная технико-экономическая и социальная информация;

3) нормативная справочная информация, формируемая и используемая в целях ведения информационных ресурсов;

4) статистическая, отчетная и иная документированная информация, представляемая физическими и (или) юридическими лицами или формируемая органами власти.

Вступление закона в силу

Согласно проекту, закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

В течение года со дня вступления закона в силу правительству Российской Федерации, федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления следует привести свои нормативные правые акты, регламентирующие формирование, ведение и применение информации и информационных ресурсов, в соответствие с законом.

До дня вступления в силу приведенных в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, регламентирующих формирование, ведение и применение информации и информационных ресурсов, формирование, ведение и применение федеральных информационных ресурсов, государственных информационных ресурсов субъектов Российской Федерации и муниципальных информационных ресурсов осуществляется в соответствии нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, утвержденными до вступления в силу настоящего Федерального закона.

Как поясняет министерство, законопроект подготовлен во исполнение пункта 1.3 Плана мероприятий по формированию методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствованию и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов, утвержденного заместителем председателя правительства Российской Федерации А.В. Дворковичем 31 июля 2014 г. № 4970п-П10, а также пункта 46 плана законопроектной деятельности правительства Российской Федерации на 2018 год, утвержденного распоряжением правительства Российской Федерации от 23 декабря 2017 г. № 2925-р.

Обсуждение документа продлится до 16 июля.

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: