Для общественного обсуждения опубликован разработанный Минпромторгом законопроект о штрафах за нарушение национального режима при осуществлении закупок, в том числе минимальной доли закупок товаров российского происхождения должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией
Как сказано в пояснительной записке, в настоящее время действуют запрет, ограничения допуска иностранных товаров для участия в закупках, а также установлена обязательная минимальная доля закупок российских товаров (национальный режим).
При этом административная ответственность за нарушение национального режима не установлено.
Минпромторгом России был проведен анализ имеющихся в открытых источниках решений ФАС России и территориальных органов ФАС, а также решений судов на предмет споров, связанных с нарушением национального режима. Так, установлено, что практика рассмотрения и применения административной ответственности имеется в рамках статьей КоАП РФ о нарушении требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В документе перечислены основные нарушения.
- Неустановление национального режима, если это предусмотрено одним из соответствующих постановлений правительства РФ.
- Ненадлежащее установление национального режима (требования к содержанию документов, их составу и другие):
- требование об указании страны происхождения установлено не в соответствии с редакцией Закона № 44-ФЗ действующей на момент размещения извещения об осуществлении закупки;
- ненадлежащее установление требований к товарам;
- установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в аукционе информации о стране происхождения предлагаемых товаров без установления запрета и ограничений;
- не определен исчерпывающий перечень документов, предоставляемых участниками закупки в качестве подтверждения соответствия требованиям, установленным одним из постановлений Правительства Российской Федерации.
- Ненадлежащим образом сформирован лот закупки, в частности, объединение в один лот товаров, включенных в перечень к постановлению правительства РФ, которым установлен национальный режим, и не включенных в него.
- Неразмещение в Единой информационной системе в сфере закупок обоснования невозможности соблюдения запрета, ненадлежащее обоснование.
- Неправомерное отклонение заявки при применении национального режима.
- Неправомерное установление ограничений, запретов.
Таким образом, факты применения мер административной ответственности к заказчикам за нарушения национального режима имеются, при этом применяются общие статьи КоАП РФ в зависимости от этапа закупочного процесса, в связи с чем Минпромторг предлагает ввести дополнительные части о нарушении национального режима, установленного статьей 14 Закона № 44-ФЗ (госзакупки), в уже имеющихся статьях о нарушения законодательства о контрактной системе в КоАП РФ.
Для заказчиков, осуществляющих закупки по Закону № 223-ФЗ (закупки госкомпаний), предлагается дополнить статью 7.32.3 КоАП РФ в части административной ответственности за неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок сведений о закупках товаров российского происхождения, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
В целях установления переходного периода предлагается определить дату вступления в силу соответствующего федерального закона с 1 января 2023 года.

















