Для обсуждения опубликован проект постановления правительства РФ «Об установлении экспериментального правового режима (ЭПР) в сфере цифровых инноваций и утверждении программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по предоставлению транспортных услуг по перевозке грузов, пассажиров и багажа с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств на территориях отдельных субъектов Российской Федерации».
В нём, в частности, сказано, что ЭПР для высокоавтоматизированных транспортных средств устанавливается на территориях Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Бурятии, Республики Крым, Республики Татарстан, Чувашской Республики, Забайкальского, Краснодарского, Красноярского, Приморского и Хабаровского краёв, Московской, Ленинградской, Амурской, Владимирской, Воронежской, Иркутской, Кемеровской, Курганской, Липецкой, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Ростовской, Самарской, Свердловской, Смоленской, Тверской, Томской, Тульской, Тюменской, Челябинской областей, Еврейской автономной области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Территории проведения эксперимента предлагается определить Минтрансу по согласованию с МВД, ФСО и регионами «в соответствии с инициативными предложениями» участников ЭПР.
Субъектами экспериментального правового режима являются ООО «Газпромнефть-Снабжение», ООО «Сбер Автомотив Технологии», ООО «НПО «СтарЛайн», ООО «Яндекс.Испытания».
Напомним, что более года назад подписан закон, определяющий сферы применения инновационных «регуляторных песочниц». Это особая правовая среда для тестирования новых продуктов, которая помогает снизить издержки бизнеса и ускорить реализацию перспективных идей. Правила, действующие в «песочнице», ограничены определённой территорией. Если экспериментальное регулирование докажет свою эффективность, его могут распространить на всю страну.
Возможность установления специального регулирования предусматривается для следующих сфер:
- безопасность дорожного движения;
- регулирование автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
- технический осмотр транспортных средств;
- обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- охрана здоровья граждан в Российской Федерации;
- использование воздушного пространства Российской Федерации и деятельность в области авиации;
- связь и регулирование обращения персональных данных.
Закон об экспериментальных правовых режимах президент подписал 31 июля 2020 года. Он вступил в силу 28 января 2021 года.
В марте в России утверждена программа экспериментального правового режима по беспилотному транспорту. Согласно программе ЭПР беспилотный транспорт «Яндекса» на улицах Москвы в городе Иннополис (Республика Татарстан) и федеральной территории «Сириус» сможет эксплуатироваться с водителем-испытателем в салоне, а без его присутствия в салоне – на территориях Иннополиса и инновационного центра «Сколково».
Первые испытания беспилотных автомобилей «Яндекса» начались в 2017 году. В сентябре пошлого года компания сообщила, что 170 машин проехали уже больше 14 миллионов километров по дорогам России, США и Израиля.
Как сообщили в Минэкономразвития, этот эксперимент, предлагаемый Сбером при содействии министерства, направлен на коммерческую эксплуатацию беспилотных автомобилей свыше чем в 40 регионах России.
В отличие от других экспериментов, данная программа предусматривает механизмы, позволяющие эксплуатацию в городах и пригородах не только легковых, но и грузовых беспилотных автомобилей. Участники эксперимента смогут гибко изменять районы эксплуатации в пределах регионов, установленных программой, что не допускается в рамках экспериментов «Яндекс» или на трассе М-11 «Нева».