Для общественного обсуждения представлен проект программы экспериментального правового режима (ЭПР) эксплуатации «высокоавтоматизированных карьерных транспортных средств», а именно беспилотных карьерных самосвалов, на территории месторождения Песчанка в пределах Билибинского района Чукотского автономного округа.
В рамках проекта установлены:
- три основных этапа эксплуатации высокоавтоматизированных карьерных транспортных средств;
- требования к безопасности такой эксплуатации, включая требования к техническому состоянию и оборудованию транспортных средств, оборудованию карьера и к персоналу, взаимодействующему с высокоавтоматизированными карьерными транспортными средствами.
Золотомедное месторождение Песчанка в Билибинском районе Чукотского автономного округа открыли в 1972 году. Из-за экономической нецелесообразности в силу значительной удалённости территории от индустриальных центров страны разработку месторождений ранее решили отложить. В настоящее время на месте ведутся работы по «созданию крупнейшего и самого современного горнопромышленного кластера России», сказано на инвестпортале Арктической зоны России.
Тестирование и ввод в эксплуатацию высокоавтоматизированного карьерного самосвала осуществляется субъектом ЭПР в три этапа.
На первом этапе эксплуатация транспортных средств в автоматизированном режиме управления осуществляется на тестовой площадке с обязательным присутствием водителя-испытателя за рулём самосвала при постоянном удаленном мониторинге движения диспетчером.
Второй этап начинается при условии успешной, без ДТП, эксплуатации высокоавтоматизированного карьерного транспортного средства на протяжении не менее 48 машино-часов и отсутствии причин, препятствующих переходу на следующий этап, сказано в проекте постановления.
На втором этапе эксплуатация самосвалов в автоматизированном режиме управления осуществляется в производственных условиях зоны эксплуатации (без участия вспомогательного оборудования) при постоянном мониторинге его движения диспетчером автоматизированной системы управления (из расчёта один диспетчер на 20 высокоавтоматизированных карьерных транспортных средств).
Не менее одного раза в смену каждое высокоавтоматизированное карьерное транспортное средство должно переводиться оператором в удалённый режим управления.
Переход к третьему этапу возможен при условиях:
- эксплуатация высокоавтоматизированного карьерного транспортного средства не менее 576 машино-часов без сбоев в работе в автоматизированном режиме управления и не менее 50 машино-часов без сбоев в работе в удалённом режиме управления;
- отсутствие ДТП с участием высокоавтоматизированного карьерного транспортного средства в автоматизированном режиме управления за последние 576 машино-часов его эксплуатации и в удалённом режиме управления за последние 50 машино-часов;
- субъектом экспериментального правового режима не выявлено технологических и (или) иных препятствий для перехода на третий этап.
На третьем этапе эксплуатация высокоавтоматизированного карьерного самосвала в автоматизированном режиме управления осуществляется в производственных условиях зоны эксплуатации (с участием вспомогательного оборудования) при постоянном мониторинге его движения диспетчером автоматизированной системы управления (из расчёта один диспетчер на 20 самосвалов).