Любопытство Gmail: не порок, но избавиться хочется

2109

Месяц назад Google прекратила сканировать электронную почту пользователей Gmail для подбора рекламных объявлений, подходящих, по мнению робота, владельцу почтового ящика. Правда, послабление касается лишь учащихся и преподавателей, подписанных на пакет «облачных» сервисов Google Apps для учебных заведений (в этот пакет кроме Gmail входят «Календарь», «Документы» и другие сервисы). Аналогичное изменение планируется также для пользователей платных пакетов Google Apps для бизнеса и госучреждений.

В этой истории любопытны, в первую очередь, мотивы компании. Если методика автоматического поиска в письмах пользователей ключевых слов для подбора рекламы совершенно не вредит приватности, как всегда уверяли и уверяют нас в Google, тогда зачем избавлять от этой процедуры студентов?

«Мы знаем, что доверие можно заслужить защитой приватности и максимальными мерами безопасности», – объясняет Google свое решение прекратить сбор данных из писем студентов и преподавателей и безвозвратно удалить уже накопленные сведения. Обычным пользователям такая забота о неприкосновенности личной переписки со стороны компании, в выручке которой доля рекламы составляет почти 90%, не светит.

D-russia.ru попробовал разобраться в маневрах Google в отношении пользовательской корреспонденции и методике ее анализа.

«Когда чужой мои читает письма»

Мы учинили проверку сканеру от Google и устроили ловушку для робота в свежезаведенном почтовом ящике. На входящее письмо Gmail реагирует моментально: рекламные объявления, которые сочтены подходящими, появляются сразу же, при чтении письма. К примеру, отправив письмо, в котором упоминался холодильник, автор незамедлительно получил россыпь рекламы бытовой техники. (Справедливости ради – при большом почтовом архиве вклад каждого отдельного письма в подбор объявлений невелик и проявляется не столь отчетливо, робот действует по-умному).

Хотя Google и поручает «чтение» чужих писем роботу, этические проблемы у компании все равно возникают. Вот пример.

Контекстную рекламу, которую Google показывает на сторонних сайтах, компания обещает не связывать без согласия пользователя «с такими деликатными категориями, как расовая принадлежность, религиозные взгляды, сексуальная ориентация или медицинские сведения». Но на своих собственных сайтах показывает без проблем.

Увидев, с какой готовностью робот набросился на «холодильник», мы перешли к более серьезным вещам – с тестируемого адреса отправилось письмо со словами «я беременна». И пожалуйста, Google тут же принялся рекламировать средство от растяжек. А сообщение, в котором говорилось о походе к дантисту, стало поводом показать рекламу стоматологических клиник и зубной пасты.

Нашло экспериментальное подтверждение и то, что Gmail сканирует входящие сообщения, отправители которых пользуются другими почтовыми сервисами и под правилами Google не подписывались. В ходе тестирования отправленное с другого почтового сервиса письмо было беззастенчиво прочитано системой, выдавшей порцию притянутой к его содержанию рекламы.

Дело о нарушении тайны переписки: граждане против роботов

Свое право извлекать выгоду из анализа личной переписки пользователей Google отстаивает в судах. Первый иск против Google по обвинению в нарушении тайны переписки был подан в США в 2010 году и затем он был объединен с аналогичными исками в одно производство с перспективой сделать иск коллективным, т.е. касающимся интересов всех граждан США, использующих сервисы Google.

Разбирательство интересно, во-первых, линией защиты Google и их оценкой судом, и во-вторых, действиями, предпринимаемыми Google на фоне процесса.

Для защиты Google сослалась на некий прецедент судебного разбирательства 1979 года, связанного с перехватом телефонных переговоров: «Человек не имеет оснований ожидать приватности информации, которую он добровольно передал третьей стороне».

По мнению Google, анализ электронных писем для последующего показа рекламы является стандартной процедурой для почтового сервиса, ничем по сути не отличаясь от проверки на спам и вирусы. Даже обыкновенная сортировка и поиск по архиву писем самим пользователем станут невозможными, если суд примет позицию истцов, предупредила компания. Однако этот сомнительный довод ответчика суд отклонил.

Ключевой момент дела – действовала ли компания с согласия пользователей. Суд констатировал невнятность формулировок правил использования сервисов и политики конфиденциальности Google, которые, по мнению суда, не только не дают пользователям ясного представления об обработке сообщений, но, напротив, скрывают факт такой обработки.

В апреле этого года Google замечания учла, добавив в условия использования на редкость откровенный пункт: «Наши системы автоматически анализируют ваш контент (в т.ч. электронные письма), чтобы предоставлять информацию, полезную вам».

Пользователи других сервисов должны знать о сканировании почты Gmail, поскольку этот факт общеизвестен, считает компания, так что их согласие на обработку писем подразумевалось самим фактом отправки сообщения. Суд первоначально отклонил и этот довод Google, но при рассмотрении ходатайства компании против придания иску статуса коллективного в марте 2014 года признал, что пользователи других сервисов вполне могли знать о правилах Google – например, из многочисленных публикаций СМИ (количество которых D-Russia.ru в настоящий момент увеличивает).

В итоге статус коллективного иску присвоен не был. Основанием для отказа стала практически нереализуемая необходимость определять в индивидуальном порядке, соглашался ли каждый конкретный пользователь на анализ своих сообщений в рекламных целях.

Это решение делает перспективы истцов туманными, поскольку судиться в одиночку накладно, а сумма компенсации в случае успеха вряд ли будет существенной, отмечает ArsTechnica.com.

До рекламы пользователь должен дорасти

Пакет Google Apps, в который входит доступ к почтовому сервису Gmail, предназначен для развертывания внутри организаций с целью обеспечения корпоративной почты, совместной работы с документами, планирования мероприятий и пр. Бесплатной версией пакета для образовательных учреждений, по данным Google, пользуются более 30 миллионов учащихся, преподавателей и сотрудников учебных заведений по всему миру.

Почта пользователей пакета Google Apps для образовательных учреждений также подвергалась сканированию. Возможно, именно продолжающееся судебное разбирательство подтолкнуло Google отменить анализ почтовых сообщений учащихся. Обеспокоенность практикой Google в отношении переписки учащихся, в том числе и несовершеннолетних, выразили также правозащитники.

В общем, проще было сделать для школ исключение. Его и сделали, отключив по умолчанию рекламу для пользователей образовательной версии Google Apps. Однако «рекламное» сканирование переписки идет как ни в чем не бывало – независимо от того, было включено отображение объявлений или нет. Добытые таким образом сведения возможно использовать за пределами Gmail, в других сервисах компании. Ну, а кроме того – рано или поздно школьник вырастет, и досье на него пригодится рекламному роботу.

Однако меркантильную заинтересованность в таком анализе переписки Google отвергает. Как заявил представитель Google на видеоконференции, посвященной отмене сканирования почты школьников, компания не собиралась извлекать прибыль из подписчиков образовательного пакета. С этой позицией спорят истцы (среди них двое учащихся), по мнению которых, компания на основе собираемых данных создавала профили пользователей для использования в коммерческих целях вне почтового сервиса.

Переписка пользователей платных пакетов для коммерческих организаций и госучреждений тоже подвергается автоматическому сканированию на предмет выявления ключевых слов для рекламы, но Google пообещала прекратить и это безобразие. Вероятно, лишь на время: представитель компании не исключил возможности использования содержимого электронных писем в будущем для каких-то иных, пока неизвестных целей.

Как спрятаться от робота

В общем, картина вырисовывается следующая: если пользуешься Gmail сам или им пользуются твои партнеры по переписке, будь готов к тому, что любые сообщения станут отправной точкой для рекламы. Робот не в состоянии отличить интимные письма от деловых, так что вы рискуете получить рекламу весьма разнообразных товаров и услуг – медицинских препаратов, детских колясок, сайтов знакомств и медицинских сервисов. Робота стесняться нечего, это верно. Но не всегда обойдешься любопытством робота: стоящий у вашего монитора компетентный человек – супруг или коллега – легко сообразит, почему Google советует вам адвоката, специализирующегося на делах о взыскании алиментов.

Есть возможность отключить в настройках профиля персонализацию рекламы как в сервисах Google, в том числе и Gmail, так и на сторонних веб-сайтах. Реклама останется, но – безадресная, она не будет подбираться на основе данных учетной записи пользователя и его предпочтений, вычисленных роботом. Причем, как показало наше тестирование, отключение персонализации удаляет накопленные на основе поисковых запросов и посещенных сайтов данные о предпочтениях.

И все же полностью отключить использование электронной почты для подбора рекламы эта функция не позволяет. Вместо выбора объявлений на основе всех писем в ящике пользователю будет демонстрироваться реклама, подходящая к контексту текущего просматриваемого письма.

Благодаря апрельскому анонсу Google, появился и второй способ избежать рекламного анализа переписки в Gmail – подписаться на пакет Google Apps. Правда, бесплатную подписку для частных лиц Google закрыла в 2012 году.

Радикальный способ предохранения – не заводить учётку Google вообще. Причем именно не заводить, удаления учетной записи вполне может оказаться недостаточно: право человека быть забытым Европа едва начала отстаивать, и без особого успеха, зато при противодействии правительства США. После Сноудена кто поручится за то, что ваши данные не останутся у Google в загашнике.

Вместо эпилога

Gmail – пример характерный, но не самый наглядный. Если у вас есть Android-устройство с GPS-приемником, загляните любопытства ради сюда и вспомните, где бывали последние несколько месяцев. Маршруты вашего передвижения по дням должны отразиться на Google Maps, поскольку опция включена по умолчанию. Все абсолютно законно, сделано с вашего согласия.

Словом, проявляйте осторожность. Точно так же, как ее необходимо проявлять при обращении, например, с керамическим кухонным ножом.

Фото (с) joyreactor.cc

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться:

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Интересная статья! Понравилось в конце неожиданное сравнение с керамическим ножом)

комментарии закрыты.