Первым вопросом повестки дня заседания правительства в среду стало рассмотрение концепции создания и функционирования национальной системы управления данными (НСУД).
Во вступительном слове премьер Дмитрий Медведев отметил, что формированием НСУД правительство занимается в рамках проекта «Цифровое государственное управление» программы «Цифровая экономика РФ».
«Рассчитываем, что полностью система заработает в 2022 году, для этого подготовительная работа будет завершена до конца этого года. Нужно подготовить законодательные решения, провести специальный эксперимент, протестировать эту инфраструктуру. Совместно с ЦИК будет апробирован механизм электронного голосования. Есть планы провести подобный эксперимент в сентябре, в единый день голосования, оценить эффективность этих инструментов, для того чтобы их впоследствии использовать», сказал Медведев.
Напомним, НСУД – проект создания единой информационной среды, которая позволит повысить эффективность принимаемых государственных решений за счёт интеграции актуальных данных из множества государственных систем, реестров и баз данных.
Национальная система управления данными будет интегрирована с основными элементами инфраструктуры электронного правительства, государственными справочниками и классификаторами (такими, как федеральная информационная адресная система, классификатор ОКВЭД и пр.). НСУД также станет интерфейсом доступа к данным, которые создаются государственными органами в процессе их деятельности: о материальных объектах, их правовой истории и эксплуатации, изменениях статусов юридических и физических лиц, движении товаров, результатах оказания госуслуг и так далее.
На сегодняшний день в РФ существует более 800 информационных государственных ресурсов; уже девять лет функционирует система межведомственного электронного взаимодействия; в ГИС хранится более 80 Пб информации, в течение следующих пяти лет ожидается удвоение этого объёма.
Однако сведения, содержащиеся в важнейших государственных ресурсах, зачастую недостоверны, устарели или просто некачественны. Это сказывается на качестве и эффективности работы с данными, а значит, создаёт риски для информационной безопасности, мешает принятию обоснованных решений, затрудняет предоставление качественных государственных услуг.
Поэтому и необходимо описать, структурировать эти данные, определить правила доступа к ним. Нужно выстроить систему, которая позволила бы и властям, и бизнесу, и каждому гражданину страны получать достоверную информацию. НСУД позволит повысить доступность и качество государственных данных, обеспечить их полноту, актуальность, непротиворечивость и связанность.
Минкомсвязь с привлечением других ведомств проведет в 2019-2020 годах пять экспериментов по построению НСУД.
Эксперименты призваны подтвердить правильность выбора методологии управления различными типами государственных данных и компонентов единой платформы НСУД. По итогам планируется уточнить требования к защите информации и, при необходимости, отдельные положения Концепции о НСУД.
Первый эксперимент – это формирование федерального регистра избирателей. В настоящее время на территории России зарегистрировано 108,4 млн избирателей и еще 2 млн – за ее пределами. Регистр ведется путем физической передачи сведений на машинно-читаемых или бумажных носителях от нескольких ведомств, после чего они сводятся органами местного самоуправления. На передачу и обобщение сведений отводится до 90 дней. Это обусловлено низким уровнем автоматизации всего процесса, что значительно увеличивает сроки обновления данных и административную нагрузку. Результатом эксперимента станет автоматический сбор сведений для федерального регистра избирателей из имеющихся информационных ресурсов.
Другой эксперимент – формирование цифрового профиля гражданина. Он позволит передавать бизнесу данные о гражданине из государственных информационных ресурсов, но только на основе цифрового согласия самого гражданина.
Третье направление – эксперимент с Федеральной информационной адресной системой (ФИАС). Он нацелен на отработку контроля качества адресного реестра и его обогащения кадастровыми номерами. ФИАС является эталонным источником адресных данных для государства, бизнеса и населения. Органы власти России обязаны пользоваться ФИАС при оказании услуг и формировании юридически значимых документов. Однако на текущий момент высокая трудоемкость ведения реестра и низкая дисциплина исполнения регламентных процедур затрудняют актуализацию сведений и, как следствие, получение качественных данных. Для обогащения ФИАС такими данными необходимо наладить более эффективное автоматизированное взаимодействие с информационными ресурсами Росреестра, Росстата, Минюста, Росавтодора. Ожидается, что в рамках эксперимента удастся обеспечить регулярную (не менее одного раза в три дня) передачу сведений от участников эксперимента в ФИАС.
В рамках четвертого направления будут сформированы паспорта муниципальных образований на основе информационных ресурсов Росстата, Федерального казначейства, ЦИК и Минэкономразвития. Эксперимент планируется осуществить не менее чем в трех пилотных регионах.
Наконец, пятым экспериментом станет создание цифровой аналитической платформы (ЦАП). Сейчас каждый ФОИВ пользуется своей статистической системой. Это приводит к дублированию сбора информации от респондентов. Цель создания ЦАП – сделать процесс такого сбора необременительным для бизнеса и населения. В рамках эксперимента планируется сформировать единое информационное пространство сбора статистической информации Росстата и Минсельхоза и исключить дублирование.
Первые результаты экспериментов планируется получить к концу третьего квартала 2019 года, а полностью их завершить до второго квартала 2020-го.
Также НСУД, очевидно, необходима как национальное хранилище данных, используемых для создания (обучения) систем искусственного интеллекта.