Коллекторы просят о доступе к должникам через портал госуслуг – государство не соглашается

7106

Президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Эльман Мехтиев в интервью РИА Новости сообщил, что профессиональные коллекторские агентства надеются получить доступ к госуслугам для рассылки уведомлений россиянам после того, как будет принят новый законопроект в сфере взыскания; в законопроекте, однако, пункта о Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), посредством которой граждане заходят на сайт gosuslugi.ru, нет.

Напомним, в мае 2019 стало известно, что обращение НАПКА к законодателям за разрешением использовать ЕСИА для доступа к персональным данным граждан встретило возражения у председателя Госдумы. «Коллекторские агентства, работающие с банками, получают необходимую информацию о должнике – договор, сумму задолженности, контакты. Предоставление коллекторам доступа к ЕСИА нарушит права граждан в сфере защиты их персональных данных», — заявил тогда Вячеслав Володин.

Законопроект, на который надеется глава НАПКА (разработан Минюстом и пока не внесён в Думу), описывает среди прочего обязательный досудебный порядок возврата просроченной задолженности. Требование о возврате просроченной задолженности может быть подано кредитором в суд «только после направления должнику такого требования и получения отказа должника в исполнении требования либо неисполнения требования в 30-дневный срок после его получения либо неполучения ответа в тот же срок», — говорится в документе.

Такое требование «направляется должнику заказанным (так в оригинале – ред.) письмом с уведомлением о вручении или вручается должнику под расписку или направляется кредитором на адрес электронной почты должника (если такой адрес представлен должником …) либо иным способом, предусмотренным соглашением между кредитором и должником».

Возможно, именно в формулировку «иным способом» коллекторы собираются «вписать» возможность использовать ЕСИА для доступа к данным должников. «Мы надеемся, что многие вещи станут возможными после принятия этого законопроекта», — говорит президент ассоциации коллекторов Мехтиев.

Действующий закон, описывающий деятельность коллекторов, принят в июле 2016 года.

Доступ к ЕСИА

Доступ к ЕСИА потребовался членам НАПКА ради актуальных телефонных номеров должников, следует из письма организации в Думу. Коллекторы хотели бы наряду с кредитными организациями пользоваться единой информационной системой проверки сведений об абоненте.

Законопроект о такой системе, как писал D-Russia.ru, внесён в Госдуму летом 2018 года и до сих пор прошёл лишь первое чтение (в марте 2019). Он имеет одной из декларированных целей «недопущение требований кредитора вернуть просроченную задолженность от лиц, не имеющих никакого отношения к долгам предыдущего владельца SIM-карты».

Предполагается, что ЕИС смогут пользоваться ЦБ, банки и другие финансовые организации, участие в ней сотовых операторов станет обязательным, а согласие абонента на передачу информации не потребуется. База будет содержать информацию о физических, юридических лицах и ИП, владеющих сотовыми номерами, оператора ЕИС назначит правительство по согласованию с ЦБ.

Кроме требования о досудебном уведомлении в законопроект вводится ещё одно новое понятие — «автоматизированный интеллектуальный агент («робот-коллектор») – инструмент для отправки голосовых сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, который применяет систему генерации речи и поддерживает различные произвольные сценарии разговоров с должниками или иными лицами в зависимости от хода ведения диалога, получаемой от должников или иных лиц в ходе осуществления диалога информации».

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: