Количество случаев хищения денежных средств у граждан в третьем квартале 2022 года по сравнению с таким же периодом прошлого года снизилось на 10,3%, до 229,8 тысячи, в то же время общий размер ущерба, нанесённый злоумышленниками, вырос на 23,9%, почти до 4 миллиардов рублей, следует из «Обзора отчётности об инцидентах информационной безопасности при переводе денежных средств», опубликованного Банком России в среду.
По итогам прошлого года и с начала 2022 года доля социальной инженерии в общем количестве технологий хищений у граждан снижалась. Тем не менее в июле — сентябре наблюдалась обратная динамика, особенно при оплате товаров и услуг в Интернете. За время пандемии потребители привыкли к онлайн-покупкам, и киберпреступники продолжают этим пользоваться. Для обмана людей они создают поддельные сайты финансовых организаций или известных магазинов, отмечают в ЦБ.

Интенсивность использования мошенниками социальной инженерии, когда человек самостоятельно переводит деньги жулику или сообщает ему данные банковской карты, обратно пропорциональна размеру средств, которые банки возвращают клиентам: в третьем квартале 2022 доля возврата составила 3,4% (134,3 миллиона рублей) от общей суммы хищений. Для сравнения, в третьем квартале 2021 года было возвращено 7,7% — тогда доля социальной инженерии составила в мошенничествах 41,0%, тогда как в 2022 – 54,1%. Причина в том, что обманутый мошенниками человек формально оказывается сам же и виноват из-за нарушений требований банков.
«Сейчас банки по закону не обязаны возвращать деньги в таких случаях. Банк России вместе с участниками рынка и экспертами предлагает изменить законодательство, чтобы люди могли рассчитывать на возврат денег даже тогда, когда они были введены в заблуждение и поэтому перевели средства на счета злоумышленников. Такой законопроект уже рассматривается в Госдуме», — отметил директор департамента информационной безопасности Банка России Вадим Уваров.

В третьем квартале Банк России инициировал блокировку 3932 противоправных сайтов, а всего за девять месяцев — более 10 тысяч, что почти на 68% больше, чем годом ранее.
Также в третьем квартале ЦБ инициировал блокировку более 280 тысяч телефонных номеров, которые использовались для противоправных действий. Это превышает аналогичный показатель прошлого года в 10 раз.

См. также: Телефонное мошенничество как часть украинской проблемы – исследование Сбера >>>