Об авторе: Юлия Смирнова, председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург занимает лидирующие позиции среди регионов России в области цифровой трансформации в таких сферах, как здравоохранение, социальная сфера и ЖКХ. Город успешно внедряет удобные и доступные цифровые сервисы для жителей и органов власти, зачастую формируя тренды на федеральном уровне.
Приоритетным направлением развития безопасности в городе остаётся обеспечение личной безопасности и контроля за общественным порядком во дворах, кварталах и подъездах. На конец 2024 года в городе работает более 102 тысяч городских камер видеонаблюдения – системой охвачены все 18 районов города.
Основная часть камер – более 48 тысяч – размещена на входах в парадные многоквартирных домов. За спальными районами, парками, скверами и местами массового пребывания людей наблюдают еще 33 тысячи камер, а на объектах социальной инфраструктуры расположено около 6500 камер. Кроме того, в городскую систему видеонаблюдения интегрированы более 14 тысяч сторонних видеокамер на объектах социальной и транспортной инфраструктуры, в местах массового пребывания людей.
Только за 2024 год количество наблюдающих за Санкт-Петербургом камер увеличилось на 11 тысяч: большая часть из них – более шести тысяч – установлена при входе в городские парадные, около пяти тысяч камер появилось на фасадах, рекламных тумбах, детских площадках, остановочных павильонах, парках и скверах.
Новым акцентом 2024 года стало обеспечение безопасности детей в общественных пространствах – запущен проект по комплексному оснащению подключёнными к видеоаналитике камерами видеонаблюдения детских и спортивных площадок, на первом этапе проекта размещена тысяча видеокамер с обзором таких площадок и подходов к ним. Следующим этапом в 2025 году планируется размещение еще 1450 видеокамер, что позволит значительно расширить зону мониторинга и повысить уровень безопасности на территории. Теперь заинтересованные органы могут получать информацию о состоянии детского и спортивного оборудования, резиновых покрытий, а также выявлять курящих людей.
Активно внедряются инновации: в минувшем году тестировались аналитические алгоритмы, позволяющие в автоматическом режиме распознавать объекты незаконной торговли. Эта технология заметно снизила нагрузку на работников контрольных органов по мониторингу городских территорий, и в наступившем году уже организована её промышленная эксплуатация. А на базе открытого в минувшем году Технопарка СПб ГКУ «Городской мониторинговый центр» разработчики оборудования в области городской безопасности могут протестировать своё оборудование в условиях городской среды. Если оборудование покажет свою эффективность – оно может быть внедрено в городские проекты.
Для поддержания системы оповещения населения Санкт-Петербурга в постоянной готовности дважды в год проводятся комплексные проверки Региональной системы оповещения населения (РСОН), с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации оповещения до населения. Количество операторов связи, с которыми заключены соглашения о взаимодействии по обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации на территории Санкт-Петербурга, в 2024 году достигло 22.
Центр обработки вызовов 004 и портал «Наш Санкт-Петербург» – центральные элементы оперативного взаимодействия с петербуржцами по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Служба 004 принимает звонки в круглосуточном режиме, каждое сообщение от жителя регистрируется в электронной карточке событий, после чего передаётся в специализированные организации, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В ноябре прошедшего года поступил 16-миллионный звонок с начала работы службы 004, а всего за минувший год ей обработано 944,5 тысячи вызовов, по которым зарегистрировано 811,5 тысячи сообщений – 52% из них направлено на портал «Наш Санкт-Петербург». Служба 004 направляет на него для решения сообщения неаварийного характера, а посетители портала имеют возможность в электронной форме сообщить о городских проблемах, проконтролировать проводимые работы, получить рассылку с информацией об избранных объектах городской инфраструктуры и об адресах домов, где отключены коммунальные ресурсы.
Количество посетителей портала постоянно растёт – только в прошлом году их стало больше на 14%, а всего за год с помощью портала в сфере ЖКХ оперативно решено более полумиллиона проблем. Этому способствовала и развёрнутая на портале рекуррентная нейросеть, которая дообучалась раз в полгода, подстраиваясь под изменяющиеся условия работы с классификатором.
Для оптимизации работы сотрудников органов власти и внутригородских муниципальных образований в 2024 году разработан проект корректировки классификатора портала. Часть категорий, требующих длительных сроков отработки, изменения адресных программ благоустройства или выделения дополнительных денежных средств из бюджета Санкт-Петербурга, в этом году будет переведена в раздел «Предложения» – это позволит более точно приоритезировать поступающие обращения.
МФЦ Петербурга остаются популярным способом взаимодействия граждан и государства. За 2024 год в МФЦ поступило около 15 миллионов обращений граждан через все точки взаимодействия. Среднее время ожидания в очереди составило 5 минут 4 секунды, а уровень удовлетворённости качеством оказания услуг в МФЦ составляет 99,82%.
Петербург стал победителем конкурса «Лучший МФЦ России» сразу в двух номинациях – «Лучшая крупная региональная сеть МФЦ» и «Лучший проект». Такой успех на престижном федеральном конкурсе – заслуженная оценка усилий по комплексному развитию петербургских многофункциональных центров.
См. также: МФЦ Санкт-Петербурга запустили сервис выдачи библиотечных книг посетителям >>>
В ходе плановой модернизации в 2024 году были отремонтированы два МФЦ, в том числе старейший МФЦ Северной столицы на Невском проспекте – он получил дизайн от Ольги Родыгиной, победителя регионального конкурса молодежного дизайна и искусства «St. Petersburg Young Design 2022».
Постепенно центры госуслуг трансформируются в общественно-деловые пространства, добавляются новые сервисы: петербуржцы могут сделать фотографии, копии документов, получить посылку, посетить выставки прямо в МФЦ; развивается предоставление услуг в медицинской сфере (запись на диспансеризацию, услуги добровольного медицинского страхования). Уделяется внимание интеграции очного и цифрового взаимодействия граждан с государством – в 67 МФЦ Петербурга создано 105 рабочих мест для оформления услуг в электронном при консультационной помощи специалистов.
См. также: В МФЦ Петербурга появились рабочие места для обучения граждан работе с ОС Astra Linux >>>
Развивается партнёрство с современными цифровыми платформами: например, после оформления документов уведомления о статусе обращения в МФЦ приходят в сообщениях социальной сети «ВКонтакте». Этот проект реализован в рамках внедрения клиентоцентричных подходов в работе МФЦ, именно он получил высокую оценку Министерства экономического развития России в номинации «Лучший проект» – важно, чтобы взаимодействие граждан с государством становилось проще и доступнее.
Санкт-Петербург активно включился в работу по реализации федерального проекта «Государство для людей». В рамках проекта в России были открыты лаборатории пользовательского тестирования – это ключевой инструмент в реализации принципов клиентоцентричного подхода в госуправлении. Сейчас действуют две федеральные и девять региональных лабораторий, одна из них – в Санкт-Петербурге. Петербургская Лаборатория пользовательского тестирования открылась в июне 2023 года. Она создавалась как совместный проект АНО «Аналитический центр при Правительстве РФ» и Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра. Помимо этого, в 2023 году Санкт-Петербург стал участником ряда пилотных проектов – ведётся постоянная работа по расширению спектра направлений для внедрения новых подходов, формированию принципиально иной культуры взаимодействия государства и человека.
В 2024 году на основании проведённых в лаборатории исследований и с учетом выданных рекомендаций был упрощён процесс оформления парковочных разрешений для петербуржцев, проживающих в зоне платной парковки. Ранее для получения документа требовалось согласие всех собственников, которое можно было подтвердить лично в МФЦ либо оформить у нотариуса. Теперь собственник может дать согласие онлайн – на региональном портале госуслуг – и личный визит в таком случае не требуется.
См. также: В Санкт-Петербурге заработал чат-бот для поиска эвакуированного автомобиля >>>
Также в 2024 году по поручению губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова была проработана жизненная ситуация «Возвращение гражданина с СВО». Комитет по информатизации и связи и подведомственные Комитету СПб ГКУ «МФЦ» и СПб ГКУ «СПб ИАЦ» создали интуитивно понятный электронный сервис для участников СВО и членов их семей. Сервис позволяет индивидуально подобрать государственные услуги на основе прохождения профилирования с возможностью комплексной подачи заявлений при заполнении единой электронной формы на региональном портале госуслуг. В результате реализации ЖС было сокращено количество документов, участвующих в предоставлении услуг (с 69 до 32 документов), и уменьшилось общее время назначения мер поддержки (с 25 до 22 дней).
Кроме этого, в Петербурге была реализована еще одна значимая жизненная ситуация, «Мой дом – объект культурного наследия», объединившая 11 государственных услуг. В результате проделанной работы на портале госуслуг Санкт-Петербурга появился удобный информационный сервис, с помощью которого жители домов-памятников могут узнать достоверную и исчерпывающую информацию о госуслугах, связанных с объектами культурного наследия, и сразу заполнить нужное заявление.
АНО «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации», методолог проекта, высоко оценил работу Санкт-Петербурга – в 2023 году город вошел в топ-10 субъектов Российской Федерации с высоким уровнем внедрения принципов клиентоцентричности, а в октябре 2024 года получил приз за особый вклад в развитие проекта «Государство для людей». На ежегодном форуме «Клиентоцентричность в государственном управлении-2024» команда Санкт-Петербурга была отмечена наградой «За особый вклад в развитие проекта «Государство для людей».
См. также: Популярность «муниципальных» чат-ботов зафиксировали в Петербурге >>>
Принцип клиентоцентричности помогает порталу госуслуг Санкт-Петербурга из года в год поддерживать статус Северной столицы как одного из наиболее информационно развитых регионов России и демонстрировать высокие показатели удовлетворённости качеством оказания государственных услуг и сервисов. В 2024 году 93% петербуржцев довольны работой портала, на котором реализованы 335 электронных услуг, 87 доступных платежей, более 100 полезных публикаций в Базе знаний и проактивные рекомендации для 20 жизненных ситуаций. Пользователи могут выбрать свою жизненную ситуацию и получать полезные уведомления через чат-боты на портале и в Telegram.
В 2024 году были реализованы значимые проекты, направленные на упрощение доступа граждан к государственным и муниципальным услугам. Среди них – механизм подачи электронного «комплексного запроса», позволяющий семьям с детьми через единую форму на портале оформлять сразу несколько социальных пособий и выплат без необходимости повторного предоставления одних и тех же документов. Для удобства взаимодействия граждан с государством создан сервис записи на онлайн-консультацию с представителями органов власти в МФЦ. Реализован также механизм использования нескольких электронных подписей для оформления одного заявления, что, например, позволяет гражданам, являющимся совладельцами жилья, подавать заявление на выдачу парковочных разрешений без личного присутствия.
Развитие других подсистем Единой системы госуслуг Санкт-Петербурга позволило модернизировать ряд цифровых решений – продолжены переход на отечественное ПО (Astra Linux) для обеспечения безопасности данных жителей региона, обновлен интерфейс мобильного приложения «Госуслуги в Санкт-Петербурге», добавлены новые функции, включая отображение данных о родственниках, возможность фильтрации льготных лекарств и усовершенствование записи на приём к врачу. Кроме того, разработаны региональные витрины данных «Сведения о специалистах в области ветеринарии» и «Государственные услуги Санкт-Петербурга».
С 2020 года в Санкт-Петербурге проделана большая работа в сфере здравоохранения с целью создания единой медицинской регистратуры для граждан. Более 74% записей на прием к врачу осуществляется дистанционно – для этого петербуржцы могут воспользоваться Единым порталом государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), порталом «Здоровье петербуржца», Службой 122, порталом госуслуг Санкт-Петербурга. Доля консультаций, проводимых врачом с пациентом по видеоконференцсвязи, составляет 67,8%. С помощью Службы 122 можно вызвать врача на дом, уточнить статус ранее созданной заявки по вызову врача, получить консультацию и записаться на вакцинацию от COVID-19, записаться на приём к врачам-специалистам, диспансеризацию, инструментальные исследования. Также реализован исходящий обзвон петербуржцев с помощью голосового помощника «Виктория» – с его помощью ведётся проактивная запись на диспансерное наблюдение, поступают напоминания о предстоящей записи к врачу, а в 2024 году запущен пилотный проект исходящего обзвона для приглашения и записи горожан на вакцинацию от пневмококковой инфекции.
Помимо этого операторы Службы 122 консультируют граждан по вопросам работы исполнительных органов государственной власти, подведомственных им организаций и вопросам поступления на военную службу по контракту. С каждым годом количество обработанных обращений возрастает – в 2024 году обработано 16,7 миллиона обращений горожан, из которых почти 14 миллионов вызовов – при помощи искусственного интеллекта.
Положительный опыт работы голосового помощника «Виктория» в Службе 122 позволил внедрить технологии искусственного интеллекта в работу других горячих линий различных учреждений Санкт-Петербурга. Например, голосовой помощник используется в работе Службы 117 – он консультирует по вопросам службы в армии по контракту, информирует петербуржцев о наличии льготных лекарств в фармацевтической справочной службе «Здоровье города», предоставляет информацию о порядке выплаты компенсаций за жилищно-коммунальные услуги и т.д.
См. также: Как нейросети преображают Северную столицу >>>
В 2024 году было продолжено развитие мини-приложения во «ВКонтакте» «Я здесь живу». Этот мини-апп входит в экосистему «Цифровой Петербург», разработчики которой оцифровывают открытые городские данные и создают на их основе различные сервисы. На сегодняшний день в приложении реализовано 16 сервисов, наиболее популярные из них – «Красивые места», «Детские сады», «Мой дом». За 2024 год аудитория приложения выросла более чем в два раза – до 400 тысяч пользователей, – а архитектура самого мини-аппа была обновлена. В минувшем году в приложении реализованы:
- уникальные уведомления по адресу – отключение ресурсов, досуг на выходные, красивые места, напоминания о вакцинациях для питомцев и пр. Уведомления интегрированы в домовые чаты «Госуслуги.Дом» на 15 тысяч домов;
- сервис «Развитие территории» рассказывает о благоустройстве района, где живёт пользователь, и всего города. Доступна информация о ремонте дорожных покрытий, реконструкции, земляных и других работах, количестве работ в районе и по городу, а на карте указаны виды работ в пределах 3 км от указанного адреса. В карточке объекта есть фотография, а также данные о номере ордера, названии и виде работ, информация о заказчике, исполнителе, периоде работ;
- сервис «Школы», помогающий подобрать городскую школу по интересующим критериям – виду, специализации, близости к дому, – покажет свободные места в школах и расскажет, когда и как подавать документы на зачисление;
- сервис «Торговля и услуги», который позволяет предпринимателям города подобрать площадь для аренды под любые нужды, посмотреть законность размещения коллег по цеху, направить заявку на участие в аукционе. В октябре 2024 года сервис получил премию «Цифровой ТОП» издания «Деловой Петербург»;
- сервис «Раздельный сбор» для поиска ближайшего пункта приёма отходов и ознакомления с правилами утилизации отходов. В 2024 году он получил игровые механики в виде эко-дневника – жители могут увидеть вклад за сдачу каждого килограмма бумаги или стекла;
- возможность увидеть, какой избирательный участок закреплён за домом, и изучить инструкции по изменению участка во время проведения выборов.
Благодаря обновлению архитектуры приложения стало возможным масштабирование проекта в регионы: в декабре 2024 года мини-приложение «Я здесь живу» стало доступно жителям Самарской области. Договорённость была закреплена в меморандуме, подписанном на форуме «ИТ-Диалог 2024» между Комитетом по информатизации и связи Санкт-Петербурга и департаментом информационных технологий и связи Самарской области. Пользователи самарской версии приложения получили доступ к сервисам «Афиша событий», «Красивые места», «Мой питомец» и «Новости», а также подсервису «Фальсификации при выборе управляющих компаний».
Получают развитие и отраслевые сервисы. В сфере образования создан цифровой профиль для 100% обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования (578 928 человек), созданы и развиваются сервисы портала «Петербургское образование»:
- «Личный кабинет родителя», где родители могут найти всю нужную информацию о образовательных услугах и школьной жизни своего ребёнка;
- суперсервис «Зачисление в школу», упрощающий запись ребёнка в школу и предоставляющий автоматические уведомления о необходимости регистрации на портале «Петербургское образование». При зачислении ребёнка автоматически создаётся электронный дневник, который активируется в школе;
- «Культурный дневник школьника» – афиша культурных мероприятий, где предложения подбираются по возрасту и интересам ребёнка с возможность записи на мероприятие через портал;
- «Навигатор дополнительного образования», позволяющий легко записать детей на дополнительные кружки и секции. Оплата возможна с использованием социального сертификата прямо на платформе;
- «Универсальный лицевой счёт», объединяющий все платежи за образовательные и дополнительные услуги в один счёт, что позволяет родителям удобно отслеживать и оплачивать все услуги через уникальный идентификатор;
- «Зачисление в летние лагеря», переводящий процесс записи в городские лагеря дневного пребывания полностью в электронный формат.
В сфере ЖКХ цифровые решения помогают улучшить качество уборки и оперативно устранять недочёты: теперь уборку города можно контролировать в режиме реального времени с помощью видеокамер. Расширены возможности системы для контроля зимней уборки – теперь она охватывает новые территории, которые находятся в ведении Комитета по транспортной инфраструктуре и его подведомственных организаций.
Все городские автобусы Санкт-Петербурга, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении, оснащены системами безналичной оплаты проезда. Протяжённость инфраструктуры всех видов транспорта, приспособленной для движения автономного транспорта, достигла 166,4 километра.
См. также: Виртуальную транспортную карту «Подорожник» начали тестировать в Петербурге >>>
Активно развивается «Цифровой сервис на потребительском рынке Санкт-Петербурга» – портал для подачи заявок на торговые места на городских ярмарках и рынках. Процесс – регистрация, заполнение анкеты, загрузка документов и отслеживание статуса заявки – полностью переведён в онлайн. Время подачи и рассмотрения заявки сокращено до 8 часов для ярмарок и до 22 часов для рынков. Сервис обеспечивает прозрачность, удобство и ускоряет начало бизнеса для предпринимателей.
В городе планомерно продолжается работа по развитию информационной инфраструктуры – ведётся подключение новых объектов к единой мультисервисной телекоммуникационной сети (ЕМТС) исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. Это уникальный проект Санкт-Петербурга, гарантирующий независимость работы сети передачи данных от коммерческих операторов связи и её доступность для городских учреждений даже при чрезвычайных ситуациях.
См. также: QR-коды с информацией о вышках сотовой связи появились в Санкт-Петербурге >>>
ЕМТС непрерывно развивается с 2002 года и охватывает весь город, объединяя государственные системы города и сервисы в единый комплекс. Пользователи сети – правительство города, районные администрации, подведомственные организации, школы, колледжи, детские сады, больницы и поликлиники, библиотеки, музеи и многие другие социально значимые организации Петербурга. Сегодня общая протяжённость проводных каналов – почти 6 тысяч километров, к сети подключено 6610 зданий исполнительных органов государственной власти и подведомственных учреждений, ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, объектов Петербургского метрополитена.
В составе ЕМТС активно развивается беспроводной сегмент – транкинговая радиосвязь стандарта TETRA, основная система радиосвязи Петербургского метрополитена для взаимодействия машинистов и диспетчеров и оперативная радиосвязь всех городских диспетчерских служб и органов охраны правопорядка. Для обслуживания более четырёх тысяч абонентов используются 133 базовые станции.
См. также: В метро Санкт-Петербурга начали тестировать оплату по биометрии >>>
В 2024 году Комитетом по информатизации и связи была продолжена работа по развитию распределённого регионального центра обработки данных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. Он был дооснащён техническими средствами отечественного производства – телекоммуникационным оборудованием, коммутаторами, вычислительной техникой, серверами и системами хранения данных, обновлён парк межсетевых экранов для повышения эффективности защиты информационных систем и в соответствии с требованиями регуляторов в области информационной безопасности. Машинный зал одной из площадок был пополнен дополнительными холодными коридорами (их количество увеличилось в 2,5 раза), обеспечено бесперебойное электропитание и аварийное энергоснабжение.
На единой платформе центра обработки данных размещены более 160 информационных систем, включая государственные информационные системы, порталы, сайты, также там хранится архив городской системы видеонаблюдения.
См. также: Как «быстрая цифра» меняет госсектор >>>
Созданное в 2021 году Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Служба сопровождения программных комплексов» ведёт сопровождение государственных информационных систем на неконтрактной основе. Помимо экономии бюджетных средств деятельность учреждения позволяет усилить режим информационной безопасности за счёт сопровождения информационных систем сотрудниками некоммерческой организации, подчиненной городу. На сегодняшний день учреждение сопровождает 37 ГИС, а также семь отдельных подсистем в различных сферах – от ЖХК, благоустройства города и туризма до строительного комплекса. В 2024 году на базе учреждения создана региональная служба технической поддержки единой медицинской информационной системы, внедряемой на данный момент в медицинских организациях города.
Программные роботы в системе исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга начали применяться в октябре 2022 года. С их помощью решается задача автоматизации шаблонных процессов и сокращения времени, которое тратят государственные служащие на выполнение операционной работы. На этапе пилотирования специалисты Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра проанализировали бизнес-процессы в органах власти и сформировали технические задания, затем – разработали правила внедрения, подготовили сценарии работы, произвели установку и запуск компонентов. После оценки первых результатов и внесения корректировок возможности роботизации стали широко применяться в различных органах власти.
К концу 2024 года на основе отечественной платформы для автоматизации бизнес-процессов было создано и запущено более 100 программных роботов для 35 исполнительных органов власти Санкт-Петербурга. Роботы взяли на себя рутинные задачи государственных служащих – сверку документов, контроль исполнения, формирование отчетов и писем, внесение данных, рассылку уведомлений и другие. Благодаря использованию этой технологии удалось значительно сократить количество ошибок, связанных с человеческим фактором, в типовых рабочих процессах. Роботы помогают обрабатывать обращения граждан, конвертировать архивные аудиозаписи в нужный формат, участвуют в распознавании номерных знаков автомобилей. Только за 2024 год технологии роботизации позволили сэкономить около 300 тысяч человеко-часов.
За период реализации проекта в Санкт-Петербургском информационно-аналитическом центре сформировался центр экспертизы, объединивший профессиональных разработчиков программных роботов, с готовностью делящихся знаниями и опытом с коллегами из других регионов. В итоге в 2024 году проект «Цифровая трансформация бизнес-процессов в органах власти Санкт-Петербурга», в рамках которого были представлены решения программной роботизации органов власти, завоевал престижную премию ComNews Awards в номинации «Лучшее цифровое решение в государственном секторе».