Все 11 вузов-участников проекта «Яндекса» и НИУ ВШЭ по использованию студентами искусственного интеллекта (ИИ) поддержали применение ИИ-технологий для подготовки «дипломов» (правильно – дипломных проектов, или, в современной терминологии, выпускных работ – ред.), сообщает ВШЭ.
По словам опрошенных студентов, применявших ИИ в дипломных работах, они воспринимают ИИ как вспомогательный инструмент. Чаще всего нейросети применяют, чтобы структурировать тексты (60% ответов) и литературные обзоры (51%). Умеренный вклад ИИ в работу отметили 45% опрошенных. На всех этапах работы к этим технологиям обращались 17% студентов. Только 4% учащихся избегали помощи ИИ.
Проект «Яндекса» и НИУ ВШЭ по использованию студентами ИИ запущен в 2024 году для студентов НИУ ВШЭ; в 2025 году его участниками стали также ИТМО, КФУ, НГТУ, ННГУ, СибГМУ, СКФУ, ТГУ, ТюмГУ, УрФУ и Университет правительства Москвы. ИИ-навыки получили и применили более 500 студентов разных специальностей.
«Яндекс» (через Yandex Cloud) дал вузам бесплатный доступ к семейству языковых моделей YandexGPT 5. Защищая дипломы, студенты делились, какие именно задачи решали с помощью нейросетей и как будут использовать их далее в работе. Сформированная комиссия оценивала способность студентов «критически работать с искусственным интеллектом».
По словам декана факультета технологического менеджмента и инноваций ИТМО Андрея Анфиногентова, результат участия вуза в проекте доказал, что «ИИ не заменяет гуманитарное мышление, а усиливает его». «Наши студенты-выпускники потратили меньше времени на рутину и больше - на креативные решения, что критически важно для будущих управленцев и инноваторов», – добавил представитель ИТМО.
Врио ректора УрФУ Илья Обабков выделил, что ИИ – новая, сквозная технология, «которую, безусловно, стоит понимать и применять» и опыт которой нужен в том числе сотрудникам вуза.
«Яндекс» же, по словам главы направления стратегического развития высшего образования в «Яндекс образовании» Кирилла Баранникова, хочет и дальше «помогать вузам находить оптимальные способы интеграции современных технологий».
Использование ИИ для подготовки выпускной работы – важный, даже необходимый этап обучения студентов. Опыт работы корреспондента D-Russia.ru в составе госкомиссии по приёму выпускных работ студентов одного из московских университетов свидетельствует о непонимании выпускниками ограниченности ИИ-сервисов как типичном, даже массовом явлении. Зачастую выпускники не могут определить понятие «искусственный интеллект», не знают, что результаты работы ИИ-системы носят вероятностный характер и, как следствие, некритично относятся к этим результатам.
Обучать в вузах грамотному применению ИИ-сервисов совершенно необходимо вне зависимости от специальности.
См. также:
- Народный чёрный ящик >>>
- ИИ противопоказан опытным разработчикам свободного ПО – исследование >>>
- «Антиплагиат» сообщил о технологии распознавания написанных ИИ текстов >>>
- В КНР объявлено об интеграции ИИ в систему образования >>>
- Инструменты генеративного ИИ снижают у пользователей способность мыслить критически – СМИ >>>
Фото (с) ВШЭ