На прошлой неделе Школа коммуникаций НИУ ВШЭ и РОМИР представили исследование «Информационные технологии в восприятии россиян».
Перед исследователями не стояла задача получить ответ на какой-либо определённый вопрос, цель была лишь произвести наблюдения.
Предмет наблюдений – современное отношение граждан России к информационным технологиям – действительно рассмотрен. Цифр много, под 40 слайдов презентации и 100+ страниц отчёта. Что с этим делать на практике, непонятно, расчёт на то, что «хороший пас не пропадает», как говорят футболисты.
Действительно, имеем материал для выводов. Например: проникновение ИИ в традиционные «человеческие» сферы деятельности заметно по сравнению результатов исследования 2024 и 2025 в части используемых гражданами России технологий. Выясняется, что программировать, набирать тексты и строить таблицы за год мы стали существенно меньше, хотя, казалось бы, в стране цифровизация и дефицит программистов. Вероятная причина: среди респондентов пользователей ИИ-сервисов за год стало на 12 п.п. больше. Зачем писать самим, пусть ИИ пишет и код на С++, и рефераты.

Сводить изучение к наблюдению допустимо и в более точных, чем социология, науках. Кибернетическое понятие «чёрный ящик» означает объект, не подлежащий вскрытию, но допускающий эмпирическое (математико-статистическое, в частности) изучение его поведения: на вход подали сигнал, на выходе получили реакцию, собрали статистику, обработали и, если повезёт, что-то поняли. Примерно так гуманитарии из ВШЭ и РОМИРа поступили с народом, выясняя его отношение к IT.
Из любопытного. Сограждане сегодня не делают различий между IT и ИИ. Информационные технологии в их представлении = ИИ, а ИИ = обученная нейросеть.
(Нейросетями сами же исследователи обрабатывали, анализируя контекст, взятые из соцсетей и прочих цифровых мест массивы текстов, где упоминаются «GPT», «гигачат» и т.п. Проведён также онлайн-опрос 2500 респондентов в возрасте 18-65 лет из восьми субъектов РФ. Результаты 2025 года сопоставлялись с результатами предыдущего года.)
Далее, народ технологий если и боится, то меньше, чем год назад. Часть страхов несущественна, даже рудиментарна (потеря работы, «ИИ заменит живых врачей» и т.п. вплоть до бунта машин; объяснение несущественности опустим для экономии времени). На первом месте всё же, к чести чёрного ящика будь сказано, опасения обоснованные.
Главное из них – «деградация мышления и ухудшение образования». Про образование, к сожалению, неприятная правда. ИИ – супершпаргалка, он способен решать олимпиадные задачи, из-за чего олимпиады уже отменяют. Что с этим делать, понятно не вполне, хотя рецепты появляются, о них ниже.
Ещё любопытна предпринятая исследователями классификация нас, граждан, в зависимости от нашего отношения к ИИ: профи (читай: айтишники) и пользователи –повседневные, критичные, безразличные, тревожные. Дело не в самой квалификации, а в собранных для каждой категории данных, см. картинку.

Об угрозе ИИ-сервисов качеству обучения школьников и студентов. Эта угроза уже реализовалась, и она очень серьёзна. Ломается вся система «лекции + учебники + практические занятия + курсовые\лабораторные + экзамены + защита дипломного проекта = квалификация», без принципиальных изменений дожившая до наших дней со средневековья. В докладе ВШЭ прозвучал хотя и общий, но перспективный рецепт: учить студента использованию ИИ-сервисов. ИИ сам «чёрный ящик», как им пользоваться – целая прикладная наука, которую предстоит создать.
Известно о ещё одном рецепте, который готовится применить другой университет. Качественные студенты старших курсов могут живьём, в аудиториях, без всякого ИИ, обучать младших. Метод не новый, вполне эффективный, известен с прошлого века. Лекцию даже толковый третьекурсник не прочтёт, но семинар проведёт успешно, ещё и сам изучит предмет глубже. Беда в том, что в России способные внедрить этот метод университеты можно пересчитать по пальцам одной руки. ВШЭ в их числе.
В заключение. Главная опасность ИИ состоит в вероятностной природе получаемых с его помощью результатов. Правду сообщает нам ИИ-модель или нет, неизвестно, и нет надёжного, как сопромат, метода расчёта ИИ-конструкций. Пока это так, наблюдать за происходящим остаётся полезным занятием.