Конференция «Цифровая трансформация системы образования: импортозамещение в сфере IT» состоялась в четверг в Москве – представители регуляторов говорили о необходимости выполнения школами требований постановления правительства № 1236 (запрет закупок импортного ПО при наличии отечественных аналогов), о новых отечественных программных разработках. При этом представленный на конференции опрос учителей показал, что знает и умеет пользоваться российским ПО только каждый четвёртый преподаватель, а на подавляющей части школьных компьютеров до сих пор установлена американская Windows.

Директор департамента цифрового государственного управления Минцифры Сергей Цветков рассказал, что совместно с министерством образования и науки готовит методические рекомендации для вузов, попавших под американские санкции – чтобы помочь организациям провести аудит технической инфраструктуры, программного обеспечения и собрать готовое коробочное решение, которое будет работать и на отечественном ПО, и на отечественном оборудовании.
По его словам, в реестре российского ПО сейчас находится около 10 решений для вузов, которые «позволяют управлять комплексно и целиком». По слову «школа» в реестре находится около 150 решений.
Минцифры прорабатывает идею о возмещении затрат разработчикам ПО для образовательных организаций, но только на те продукты, которые востребованы вузами и школами – чтобы «возмещать только то, что востребовано, а не просто раздавать деньги на поддержку».
Цветков также рассказал о планах обучения учителей отечественным программным решениям, но без конкретики.

И.о. директора ФГАУ «Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования» (осуществляет методическую поддержку цифровой трансформации для образовательных учреждений) Минпросвещения России Людмила Бокова сообщила, что в настоящее время идёт обсуждение концепции государственной информационной системы «Моя школа». Она будет представлять собой единую платформу для всех образовательных учреждений и регионов.
В ГИС будут интегрированы электронный школьный дневник, журнал, расписание, облако для хранения файлов, библиотека контента и пр. Её пользователями станут преподаватели, родители, ученики и поставщики контента. Регистрация на платформе будет доступна через ЕСИА.
Предполагается использование отечественного ПО для создания этой платформы, а также использование, по словам Боковой, «стеков», связанных искусственным интеллектом – для формирования больших массивов данных.
Бокова также напомнила о начавшемся в 15 регионах эксперименте с внедрением цифровой образовательной среды и запуске отечественной ВКС для школ «Сферум».

Цифровая трансформация школ, по словам Боковой, происходит в нескольких направлениях – это создание интернет-инфраструктуры (100 Мбит в секунду для городов, 50 Мбит — для села), развитие материальной базы школ (сетевое оборудование, презентационное оборудование, компьютеры и пр.), ПО, контента, а также видеонаблюдение. Закупаемое ПО, напомнила Бокова, должно соответствовать постановления правительства № 1236. Оборудование также должно по возможности быть отечественным.
Техническая база школ должна быть обеспечена фильтрами для защиты детей от опасного контента в Сети (436-ФЗ).
Напомним, что контракт на обеспечение Интернетом школ в 2021 году с использованием единой сети передачи данных заключён с «Ростелекомом», сумма – более миллиарда рублей.
Представленное на конференции исследование «Академии АйТи» показало, что 89% школ используют Windows, 72% готовы переходить на отечественное ПО, но высказывают опасения о совместимости с прикладным ПО и техподдержкой.
Исследование составлено по итогам опроса пяти тысяч преподавателей разных предметов из разных регионов РФ.

На вопрос, используются ли в школе российские ОС (Astra Linux, «Альт Образование», Ред ОС, Rosa Linux), утвердительно ответили 16%.

Около половины (48%) опрошенных положительно отнесутся к внедрению российского ПО в школах, но при условии, что будет организовано регулярное качественное обучение работы с ним, 24% ответили «положительно» без всяких условий, 18% нейтрально, по 5% — затруднились ответить и отрицательно.
Среди сложностей внедрения российского ПО чаще всего учителя называли трудности с совместимостью ОС и прикладных программ (47%), техподдержкой и обновлениями (22%), сложности в освоении нового ПО (7%).

Представлявшая исследование заместитель директора по инновациям ГК «Аплана» Анна Ушакова сообщила, что одним из препятствий на пути перехода школ на отечественно ПО учителя отдельно назвали то, что всё ПО для проведения экзаменов (ЕГЭ, ОГЭ, проверочные работы) работает только с Windows.

Об этой же проблеме говорил и Денис Давыдов – замдиректора по ИКТ средней общеобразовательной школы № 416 Петродворцового района Санкт-Петербурга, которая перешла на отечественный софт.
Выступающие на конференции также поднимали такие проблемы, как отсутствие единой экосистемы в образовательном процессе (разные шрифты, форматы), отсутствие аналогов ряда зарубежного ПО, проблемы сертификации учителей для работы с отечественными ОС. Кроме того, упоминались проблемы оборонного сектора, который требует навыков работы с отечественными программами – а молодых людей со школьной скамьи учат работать только на зарубежном ПО, тогда как «оборонка» по требованию закона работает только с российским.
Фото (с) Татьяна Костылева