Министерство связи и массовых коммуникаций РФ разместило на портале для общественных обсуждений проект постановления правительства «Об установлении ограничения допуска программных средств и информационных продуктов вычислительной техники, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и дополнительного требования к участникам закупок услуг, связанных с использованием программных средств и информационных продуктов вычислительной техники».
Постановлением утверждаются правила формирования и ведения реестра отечественного программного обеспечения. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по проведению экспертной оценки документов, используемых для формирования и ведения реестра отечественного ПО назначается Минкомсвязь.
Минкомсвязь совместно с Министерством иностранных дел и Минэкономразвития должны в течение шести месяцев подготовить и представить в правительство предложения по предоставлению ПО из государств – членов Евразийского экономического союза равных условий с ПО из реестра.
Также документ содержит два списка:
1. Перечень программных средств и информационных продуктов вычислительной техники, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2. Перечень услуг, связанных с использованием программных средств и информационных продуктов вычислительной техники, к участникам закупок которых для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливается дополнительное требование.
При госзакупке ПО, включенного в первый перечень, заказчик обязан ограничиться софтом из реестра отечественного ПО — или обосновать, почему это невозможно. (Требования к обоснованию невозможности или нецелесообразности указанного ограничения проектом постановления не предусматриваются, поскольку их целесообразно определить в порядке обоснования закупок, говорится в сопроводительной записке к проекту.)
При закупке услуг из второго перечня дополнительным требованием к участникам закупок является преимущественное использование ПО из реестра и (или) ПО с открытыми исходными кодами.
Чтобы попасть в реестр, ПО должно быть доступно в свободной продаже и не содержать сведений, составляющих государственную тайну. Сведения о правообладателе программного обеспечения должны быть внесены в реестр аккредитованных организаций.
Что касается правообладателей, то исключительное право на ПО должно принадлежать одному или нескольким из следующих лиц (правообладателей):
- Российской Федерации;
- субъекту Российской Федерации;
- муниципальному образованию;
- российской некоммерческой организации, высший орган управления которой формируется прямо и (или) косвенно Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и (или) гражданами Российской Федерации и которая не признается контролируемой иностранным лицом российской организацией;
- российской коммерческой организации, в которой суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образования, некоммерческих организаций, указанных в абзаце пятом настоящего подпункта, и граждан Российской Федерации составляет более 50 процентов и которая не признается контролируемой иностранным лицом российской организацией;
- гражданину Российской Федерации.
Общая сумма выплат по лицензионным и иным договорам в пользу иностранных лиц, контролируемых ими российских организаций, агентов, представителей иностранных лиц и контролируемых ими российских организаций должна быть менее 30% от выручки правообладателя ПО от реализации программного обеспечения за календарный год.
Правообладатель, желающий разместить данные о своем продукте в реестре, подает заявление (подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью) в уполномоченную организацию через официальный сайт (после аутентификации с помощью ЕСИА).
Организация проверяет заявление в течение 10 рабочих дней и затем (в случае одобрения) регистрирует его, размещает на официальном сайте и передает на рассмотрение экспертного совета. Экспертный совет рассматривает заявление в течение тридцати рабочих дней со дня регистрации заявления, подготавливает и утверждает заключение — насколько ПО соответствует требуемым критериям.
Не позднее рабочего дня, следующего за днем утверждения экспертного заключения, уполномоченная организация размещает экспертное заключение в открытом доступе на официальном сайте и передает экспертное заключение в уполномоченный орган.
Уполномоченный орган принимает решение о внесении сведений о программном обеспечении в реестр в течение 10 рабочих дней со дня утверждения экспертного заключения. После чего не позднее рабочего дня вносит ПО в реестр.
Если в уже внесенном в реестр продукте появляются изменения, правообладатель должен об этом сообщить, поскольку это может являться основанием для удаления ПО из реестра.
В случае принятия постановления Минкомсвязь России прогнозирует увеличение налоговых поступлений от российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также создание новых высокопроизводительных рабочих мест в указанных организациях.
Сопроводительная записка к законопроекту >>
Как сообщал D-Russia.ru, в октябре прошлого года комиссия Госдумы по нормативно-правовому обеспечению развития наукоемких технологий стратегических информационных систем поддержала проект поправок, запрещающих госзакупки иностранного софта при наличии российских аналогов.
Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров тогда выступил против инициативы. «Если мы будем вводить такие запреты, то мы в течение очень быстрого времени получим закрытие зарубежных рынков для наших производителей, для закупок госорганов и так далее», — отметил Никифоров.