Где взять инженеров – президент России на совете по науке и образованию

227

Вопросы обеспечения приоритетных направлений научно-технологического развития инженерными кадрами обсуждались в четверг заседании совета по науке и образованию с участием президента Владимира Путина, среди поручений – обновить программы по математике и естественно-научным дисциплинам, наладить постоянный обмен наиболее эффективными практиками, повысить уровень подготовки преподавателей и др.

Тезисы выступления президента

России нужны специалисты, способные генерировать уникальные решения, в том числе для новых, только формирующихся индустрий, готовые использовать передовые методы проектирования и конструирования, сказал президент.

См. также: Указ о приоритетных направлениях научно-технологического развития и перечне важнейших наукоёмких технологий – что есть про «цифру» >>>

Необходимо настраивать действующие и создавать новые механизмы сотрудничества регионов, системы образования, отечественных компаний и предприятий.

Важно наладить постоянный обмен наиболее эффективными практиками. Прежде всего речь о шагах по созданию единой, сквозной системы подготовки технических кадров – от школы до университета. Такой позитивный, востребованный опыт есть у значительной части регионов с высокой концентрацией промышленности. Надо его активно распространять.

Необходимая база знаний математики и естественных наук формируется именно в школе, причём уже в 5–9 классах. Эксперты считают, что это важнейший период для подготовки будущих специалистов.

Уровень преподавания этих дисциплин должен быть высоким – не в отдельно взятых учебных заведениях, школах-лидерах, а по всей стране. Для этого, как уже не раз говорилось, нужно увеличивать численность учителей-предметников, повышать качество их подготовки.

Важно, чтобы математика, естественно-научные дисциплины увлекали ребят. Сейчас же многие из них зачастую уже в самом начале обучения теряют интерес к таким предметам. Но это, конечно, не значит, что у наших ребят нет соответствующих талантов, способностей освоить эти знания. Одна из причин, как говорят сами педагоги, в содержании программ начальной и основной школы.

Нужно комплексно обновить программы по математике и естественно-научным дисциплинам, сбалансировать объём учебного материала, сделать его доступным, понятным и, что самое главное, интересным для школьника. «Прошу заняться решением этих задач Российскую академию наук, Российскую академию образования, ведущие отечественные образовательные и научные организации», – сказал президент.

Бюджетные места в вузах по инженерным специальностям не должны растворяться в общей массе, а распределяться строго под задачи производств и отраслей, в том числе тех, которые будут создаваться с нуля в рамках нацпроектов технологического лидерства.

В короткие сроки надо выстроить все механизмы распределения контрольных цифр приёма, довести их до конкретных учебных заведений. В первую очередь бюджетные места должны получать вузы и колледжи с высокими результатами по подготовке кадров, то есть лидеры, а это прежде всего достойная заработная плата выпускников и трудоустройство их по специальности.

На порядок нужно увеличить долю практического обучения современным инструментам проектирования, конструирования, которые уже используются на конкретных предприятиях.

Следует убрать устаревшие, порой просто архаичные курсы, программы, не отвечающие потребностям экономики.

Необходимо вводить индивидуальные учебные планы для студентов, работающих по будущей специальности, и использовать гибридные форматы обучения, которые не должны сказываться на основательности, фундаментальности образования.

Нужно предусмотреть возможность поэтапного профессионального образования. Это означает, что при завершении определённого цикла студент вправе пройти аттестацию с присвоением ему определённой квалификации, при желании – пойти работать, а затем продолжить обучение по программам базового или специализированного высшего образования. Такие же возможности должны быть и у выпускников техникумов, колледжей, которые захотят стать инженерами, получить высшее образование в будущем.

Надо создавать условия для постоянного наращивания компетенций рабочих, инженеров и, конечно, самих преподавателей технических дисциплин. Технологии, оборудование, станки, программное обеспечение быстро развиваются, обновляются, в том числе появляются конкурентные отечественные решения и системы. По оценкам экспертов, в повышении квалификации нуждаются от трети до половины уже работающих инженеров и техников.

Нужно серьёзно повышать требования к поступающим в педагогические вузы абитуриентам по таким направлениям, как математика, физика, биология, химия, в целом добиваться высокого уровня педагогической и предметной подготовки будущих учителей.

Во всех технических вузах необходимо ввести педагогические курсы, чтобы будущие математики, физики, инженеры при желании бесплатно могли дополнительно освоить профессию преподавателя, учителя. При этом для таких студентов необходимо предусмотреть и выплату повышенных академических стипендий.

Правительству поручено обновить пятилетний прогноз потребности экономики в кадрах.

Льготные образовательные кредиты по субсидируемой из федерального бюджета ставке три процента должны предоставляться только по приоритетным для государства направлениям подготовки и специальностям.

Необходимо разработать эталонные учебные программы по инженерным специальностям, обеспечить обмен между учреждениями образования и лучшими лекциями по фундаментальным и специальным дисциплинам. Создать своего рода интеллектуальный фонд России в области инженерного образования.

Надо выстраивать систему стажировок в реальном секторе экономики.

Нехватка специалистов стала критической

В заседании совета участвовали 47 человек. На момент написания этого текста стенограмма на Kremlin.ru, и без того заметно превышающая по объёму обычный размер такого рода публикаций, ещё дополнялась.

Очевидно, проблема нехватки специалистов в стране дошла до чрезвычайной остроты, и продолжает усугубляться.

Комментируя выступление министра просвещения, Владимир Путин привёл цифры:

«За последние пять лет число участников ЕГЭ, выбирающих профильную математику и физику, …сокращается. Да, Вы упомянули о том, что число сдающих ЕГЭ по информатике увеличилось. Это действительно так: примерно на 8%, но сокращение сдающих по математике и физике составило примерно 14%. …Две трети победителей и призёров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников представляли всего четыре субъекта Федерации. При этом и здесь очень большой разрыв: 43% победителей и призёров – это Москва, 14% – Московская область, 8% – Татарстан и 7% – Петербург».

Отметим, что тема нехватки инженерных кадров регулярно поднимается на высшем уровне, см. например, текст, вышедший годом ранее.

См. также: Владимир Парфёнов: «Родившиеся 20 лет назад в большой доле не очень-то мотивированы на профессиональный успех» >>> 

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: