Руководитель Роскомнадзора Александр Жаров во вторник встретился с директором по общественной политике Facebook в Скандинавии, Центральной и Восточной Европе и России Томасом Мирупом Кристенсеном (Thomas Myrup Kristensen).
На встрече обсуждались вопросы взаимодействия компании с надзорным ведомством, в том числе исполнение норм вступающего в силу 1 сентября 2015 года 242-го федерального закона о локализации баз с персональными данными россиян на серверах, расположенных в России, сообщил Роскомнадзор.
Как рассказали «Ведомостям» близкий к надзорному ведомству человек и еще один собеседник, знакомый с рядом высокопоставленных чиновников Роскомнадзора, Кристенсен представил Жарову жесткую позицию: компания не считает нужным размещать данные российских пользователей на российских серверах.
По словам первого источника, Facebook считает это невыгодным экономически. А второй знает, что компания не считает информацию из аккаунтов своих пользователей персональными данными.
Как говорит человек, близкий к владельцам одного из крупнейших дата-центров в России, дата-центры не раз предлагали Facebook свои услуги, но безуспешно. Сотрудник другой компании, занимающейся размещением серверов, добавляет, что ни разу не слышал, чтобы Facebook проводил тендеры на строительство или аренду центра обработки данных.
Представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский возражает: на встрече c Жаровым представитель Facebook не заявлял об отказе устанавливать серверы в России. Детали встречи он не раскрывает.
Система хранения данных в Facebook и других социальных сетях устроена таким образом, что не позволяет локализовать данные по географическому признаку, рассказывают сотрудник крупной социальной сети и человек, близкий к одному из хостинг-провайдеров. По их словам, сети используют отдельные серверы для хранения разных категорий информации – комментариев, лайков и т.д. – и на каждом таком сервере хранится информация со всего мира. Все вместе эти элементы собираются уже в браузере каждого конкретного пользователя.
В плане-графике Роскомнадзора до конца 2015 года нет мероприятий, связанных с проверкой исполнения этого закона крупными интернет-компаниями, говорит Ампелонский. То есть Роскомнадзор не будет проверять, исполняют ли этот закон Facebook или Google, как минимум до 1 января 2016 года, уточняет он. Однако более 300 компаний ведомство всё же проверит.
Как писал ранее Экспертный центр электронного государства, часть зарубежных компаний уже пообещали, что исполнят требование о хранении данных в России. Это Samsung, Lenovo, Aliexpress, Ebay, PayPal, Uber, Booking.com и др. Об этом заявлял глава Роскомнадзора.
Напомним, что закон, вступающий в силу с 1 сентября, дает Роскомнадзору полномочия по ограничению доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства в области персональных данных.
















