Заместитель министра экономического развития Российской Федерации Максим Колесников в четверг выступил на панельной дискуссии форума «ПРОФ-IT.2023» в Новосибирске «ИИ: от научных изысканий к реальным экономическим эффектам» с докладом «О развитии искусственного интеллекта в России: основные вызовы и ответы на них в обновлённой национальной стратегии развития ИИ».
По поручению президента национальная стратегия развития ИИ обновлена и внесена в правительство, рассчитываем, что она будет утверждена до конца года, сказал Колесников.
Документ разработан с учётом трёх больших вызовов, стоящих перед страной в области ИИ:
- недостаточность вычислительных мощностей и необходимость их создания;
- развитие научной школы в области ИИ;
- темпы внедрения ИИ в отраслях экономики.
Перманентный характер носят следующие задачи:
- подготовка кадров;
- обеспечение инвестиций для стартапов;
- доработка нормативно-правового регулирования;
- преодоление международной изоляции России в сфере ИИ.
Вызов первый. Мы понимаем, что у нас уже сейчас есть очередь на свободные вычислительные мощности, которые в стране имеются – это порядка 0,5-0,6 экзафлопсов.
Мы определили, что к 2030 году для создания сильного, генеративного ИИ в стране нам необходимы экзафлопс. Это супербольшая и амбициозная задача. Понятно, что отдельной задачей само по себе будет появление этих мощностей, этих технологий у нас.
На начальном этапе для бизнеса, который будет такие мощности создавать, Минэкономразвития предлагает запустить льготное кредитование на закупку соответствующей компонентной базы суперкомпьютеров, а также подключить к энергоинфраструктуре по выгодным тарифам. Дополнительно предлагается снизить финансовую нагрузку на бизнес за счёт ускоренной амортизации оборудования.
Второй вызов – развитие ИИ при развитии сильной научной школы и исследовательских команд. Здесь основная проблема заключается в дефиците финансирования вычислительных мощностей для научных целей. Ну и ключевой показатель профессионализма учёных – публикации на международных конференциях (что в настоящее время проблематично вне зависимости от качества работ отечественных специалистов – ред.).
По итогам прошлого года такие публикации были у 400 граждан России, половина из них –сотрудники наших исследовательских центров. Ещё 19% приходится на бизнес и порядка 6% – на Российскую академию наук.
В рамках национальной стратегии Минэкономразвития намерено акцентировать внимание на поддержке исследовательских центров, в том числе на запуске шести новых отраслевых центров (конкурс будет объявлен «в самое ближайшее время»).
Дополнительно в программе научно технологического развития предлодено зафиксировать долю расходов на исследования с использованием технологий ИИ, а также квотирование затрат на исследования в области собственно ИИ.
Для поощрения профильных исследователей предусматриваются специальные аспирантские стипендии. Прорабатывается вопрос привлечения лучших мировых учёных из-за рубежа. Вообще, сохранение молодых кадров в науке – один из основных вызовов; нужно, чтобы они не разбегались по крупным компаниям, а оставались в науке и преподавали в университетах.
Третий вызов – необходимо активно повышать уровень внедрения ИИ в отраслях экономики и системе государственного управления. Россия сейчас занимает 12 место среди стран G20 по уровню внедрения ИИ, мы понимаем, куда расти, у нас амбициозная цель к 2030 году – чтобы уровень внедрения по основным отраслям приближался к 95%, сказал Колесников.
Среди барьеров для внедрения ИИ – отсутствие понимания у бизнеса эффектов от использования ИИ-технологий, недостаток типовых решений по доступной цене, невозможность привлечь лучших специалистов.
Для того, чтобы упростить внедрение ИИ для средних и крупных предприятий, следует привлекать экспертов федерального центра компетенций (его создание предусматривают новая стратегия и федеральный проект), которые будут помогать анализировать работу нескольких предприятий из одной сферы и предлагать типовые решения к внедрению.
По поручению президента в национальной стратегии предусмотрена система обязательств. В частности, внедрение ИИ-технологий станет условием для получения федеральной господдержки. А госкомпании должны будут предусмотреть использование ИИ в своих стратегиях цифровой трансформации.
Также продолжат работать традиционные меры поддержки – гранты от институтов развития.
Четвёртый вызов заключается в повышении качества образования для подготовки специалистов-практиков. К 2030 году нужно, чтобы каждый второй выпускник умел применять ИИ-модели на практике. Сейчас этот показатель значительно ниже. Причём по оценкам Альянса в сфере ИИ высокий уровень подготовки обеспечивают лишь 10 из 180 вузов, где готовят инженеров и математиков.
Основная цель – запустить новую программу подготовки, привлечь к преподаванию сильных учёных и сотрудников крупных компаний, вовлечь бизнес в открытие профильных, так называемых подшефных кафедр.
Начать это планируется в ряде вузов с 2025 года. В целом по оценкам Минэкономразвития профильных специалистов наша система образования должна [ежегодно] выпускать до 15 тысяч к 2030 году (показатель согласован с Минобрнауки).
Отдельная проблема, которая касается всего рынка инноваций – дефицит венчурных инвестиций. В 2022 их объём упал примерно в пять раз к год к году, при этом в рамках федерального проекта в прошлом году удалось поддержать грантами 250 проектов в области ИИ на сумму 3,5 миллиарда рублей, и 173 проекта по программе акселерации ещё на 137 миллионов рублей.
В рамках проекте национальной стратегии предусмотрен комплекс соответствующих мер для развития венчурного рынка. Во-первых, будет доработан механизм оформления сделок, так называемый договор инвестиционного товарищества, предусматривающий, что в инвестиционные товарищества смогут входить в том числе и физические лица. Во-вторых, планируется сократить налоговую нагрузку на инвесторов и ввести повышающий коэффициент при расчёте расходов на поддержку стартапов. В-третьих, предусматривается возможность учитывать неудачные инвестиции при расчёте налогов, а оценку финансового результата сделать портфельной.
Это, по замыслу Минэкономразвития, должно побудить крупный и очень крупный бизнес заходить в венчурные проекты.
Ещё один вызов связан с действующими нормативными барьерами при применении технологий ИИ. Проект национальной стратегии преледует, в честности, сделать Россию самой комфортной регуляторной юрисдикцией.
Предлагается сохранить гибридный подход к регулированию. Часть вопросов должна и уже решается кодексом этики ИИ, а часть, видимо, придётся регулировать на законодательном уровне – например, устанавливая меру ответственности за использование результатов, которые выдаёт та или иная генеративная модель.
Последний вызов касается международной кооперации в условиях санкций. Россия занимает 12 место в глобальном индексе по потенциалу присутствия на международном рынке. Понятно, что сейчас сказывается определённое санкционное давление – начиная от ограничения доступа к «железу» и вычислительным мощностям до попыток нашей изоляции на международных площадках.
Тем не менее Минэкономразвития делает акцент на продвижении технологий в дружественных государствах, что означает, в частности, открытии совместных дата-центров, проведении совместных исследований и разработок.
Все эти мероприятия заложены в национальную ИИ-стратегию, с её помощью мы должны ответить на все стоящие перед нами вызовы, сказал Колесников. Это позволит получить к 2030 году существенное увеличение вычислительных мощностей, создание трёх общих и 10 отраслевых больших фундаментальных моделей мирового уровня. Затраты бизнеса на разработку и внедрение ИИ должны достичь 3,6 триллиона рублей.
Кроме того, будет подготовлено порядка 70 тысяч студентов по профильным специальностям. Объём венчурных сделок вырастет до 100 миллиардов рублей, в России будут созданы качественные регуляторные условия, порядка 30 стран будут привлечены к сотрудничеству с Россией в области ИИ.
Сейчас Минэкономразвития совместно с Минцифры и с экспертами активно обсуждает параметры нового федерального проекта по ИИ, который будет составным элементом большого национального проекта «Экономика данных». Национальный проект должен быть утверждён до середины следующего года.