День Помпео

5550

В среду госсекретарь США Майкл Помпео (Michael Pompeo) сделал заявление для прессы, в котором объявил о программе администрации Трампа «расширения чистой Сети для защиты американских активов» и провозгласил «чистый Интернет» без «злонамеренных субъектов».

Программа названа «чистая Сеть» (Clean Network). Из текста документа следует, что очищение Сети достигается защитой «конфиденциальности граждан» и данных компаний «от агрессивных вторжений злонамеренных субъектов, таких, как Компартия Китая».

Программа состоит из пяти пунктов, и все они – антикитайские. Есть смысл их перечислить.

1. Чистые операторы (в оригинале – «Clean Carrier»). Китайские операторы не должны быть связаны с американскими телекоммуникационными сетями. Они (китайские операторы) несут угрозу для национальной безопасности США и на территории страны работать не должны.

Заявление Помпео в этой части подготовлено предшествующими событиями, см., например, нашу июньскую публикацию «Какие ошибки США допустили в контроле за деятельностью китайских операторов связи – отчёт Сената».

2. Чистые магазины [приложений]. «Ненадёжные» приложения следует удалить из американских магазинов. Помпео имел в виду «приложения КНР», о чём заявляет прямо. Китайские приложения угрожают конфиденциальности, а также – буквально – распространяют «вирусы, пропаганду и дезинформацию».

3. Чистые приложения. Одних только «чистых магазинов» администрации Трампа для счастья мало, т.к. помимо собственно «ненадёжных» китайских приложений есть ещё ненадёжные китайские производители смартфонов, которые мало того что могут «тем или иным образом сделать доступными для загрузки ненадёжные приложения», так ещё и предустановить их.

Помпео в этой связи упоминает Huawei (не как компанию, а как некое «подразделение надзорного ведомства КНР»), не упоминая, однако, AppGalery, магазин Huawei. Но не забывает проинструктировать «ведущие американские и зарубежные компании», которые должны «удалить свои приложения из магазина Huawei, чтобы убедиться, что они не сотрудничают с нарушителем прав человека».

4. Чистые облака. Тут природа угрозы ясна – нельзя ничего отдавать в китайские облака, сопрут. Интерес представляет детализация этой угрозы Помпео. Он полагает, что китайцы воруют, заманивая доверчивых американцев, «исследования вакцины COVID-19 в облачных системах», и называет эти системы по именам: Alibaba, Baidu, Tencent.

5. Чистый кабель. Следует (далее приводим рабский, слово в слово, перевод) «гарантировать, что подводные кабели, соединяющие нашу страну с глобальным Интернетом, не подвергаются для сбора разведданных КНР в гипермасштабе».

От интерпретации пятого пункта воздержимся, т.к. она представляется нам неоднозначной.

Программа администрации США «чистая Сеть» вызывает непреодолимые ассоциации с «шестью стрелами Ататюрка», пунктами советского «морального кодекса строителя коммунизма» и с цитатами Мао (среди которых есть прямо относящиеся к США; не станем их воспроизводить, заметим только одинаково недипломатичный тон заявлений Помпео о КНР и Мао Цзэдуна о США) и пр. документами такого рода. Та же незамысловатость, простота изложения, то же перечисление материала по пунктам ради лучшего усвоения массами.

Неизбежны также ассоциации со стеной Трампа на мексиканской границе, валом Адриана в Британии и великой китайской стеной. Толку от этих аналогий немного, однако вспомнить о результате возведения больших стен и об обстоятельствах, вынудивших их возводить, – можно.

Не стоит вспоминать о нарушениях прав человека на фабриках, где собирают айфоны, и спорить о том, можно ли снять сигнал с лежащей под морским дном подводной ВОЛС. С технической точки зрения обсуждать сказанное Помпео бессмысленно, поскольку мы имеем политический, а не технический документ.

Лучше отметим следующее.

Во-первых, Помпео ни слова не сказал о России и хакерах из ГРУ. Ничего страшного, но бросается в глаза, даже обидно.

Во-вторых, администрация Трампа взяла в руки палку, а она, по русской пословице, о двух концах. Объявлять антикитайскую программу «Чистая Сеть», прикрываясь интересами американских компаний, – лицемерие. Американские компании в этой истории могут стать, и уже становятся потерпевшими. Quartz цитирует Павла Дурова: «…По иронии судьбы, именно американские компании, такие как Facebook или Google, похоже, потеряют больше всего от последствий».

В-третьих, и это главное – американское правительство заменяет «открытый Интернет» «чистой Сетью». Национальная киберстратегия США (принята в 2018) утверждает, что для международной пропаганды американского образа жизни и государственной защиты интересов американских компаний необходим «открытый Интернет» – с мультистейкхолдеризмом, ICANN в американской юрисдикции и с американским контролем над функциями IANA. Теперь выясняется, что открывать Интернет («Мы поделились Интернетом с миром» (с) Дональд Трамп) кому попало США не будут.

Да, прямого противоречия между «Национальной киберстратегией» и «чистой Сетью» нет – забанить Китай на американском рынке сервисов, смартфонов и приложений не значит изменить нынешней системе управления «открытым» Интернетом. Но уже на следующем проходе запущенного в среду администрацией Трампа цикла в «чистой» Сети поднимется национально-освободительное движение, которое «открытый Интернет» сильно изменит, если не уничтожит.

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: