Лицензия жениться и другая бюрократия

Продолжаем публикацию записок члена совета Координационного центра национального домена сети Интернет, бывшего председателя Российской ассоциации поставщиков свободного программного обеспечения (РАСПО) Юлии Овчинниковой о поучительном опыте взаимодействия с американским электронным правительством. Предыдущие материалы: Записки «цифровой невесты»Переквалифицируюсь в блондинки!Уважаемые государством люди.

Становлюсь гражданином. Нет, до того, чтобы стать гражданином другого государства, мне еще далеко. Но первые шаги по «укоренению» уже сделаны, процесс пошел. О нем и расскажу.

В первые же две недели по приезду выяснили процесс, купили «лицензию жениться» (за «соц-дем» и все функции наших ЗАГСов тут почему-то отвечает местный минздрав) и сыграли свадьбу. Жениться можно уже через 24 часа после проверки правомочности участников (пол, возраст, семейный статус) и оплаты 40 долларов пошлины.

Проверку осуществляют либо местные суды, либо городские клерки. Из документов требуется два: подтверждения возраста и гражданства. В моем случае это был паспорт и свидетельство о рождении с официальным переводом (оттуда берут не только дату рождения, но и имена родителей, в Америке это важный атрибут, нужен при оформлении всех документов на гражданство).

На свадьбу требуется привести двух свидетелей, а процесс регистрации таков: нужно созвониться с местным судьей (из имеющегося списка) и договориться о времени и месте церемонии. Наша скромная церемония прошла в здании местного городского суда, обставили мы ее сами — так, как захотели. Белое платье невесты и мантия судьи были, дань традиции. В качестве музыкального сопровождения включили музыку из мобильных телефонов, судья прочитал текст, задал положенные вопросы, получил согласие участников — и все! Судья очень серьезно и торжественно отнесся к процессу, видно было, что гордится важностью его службы для людей. Через неделю почте получили свидетельство о регистрации брака.

Следующим шагом на пути укоренения было подать документы на подтверждение моего нового статуса.

Виза невесты предполагает, что ты за три месяца после въезда либо выходишь замуж, либо уезжаешь. А по оформлении брака нужно заполнить новую анкету, собрать кучу подтверждающих документов со стороны мужа и заплатить пошлину. Многие, как и в России, до сих пор боятся оформить документы сами и нанимают посредников, но если читать все инструкции на сайте соответствующего ведомства, то найдутся ответы на любые вопросы, можно сэкономить время и деньги.

С моей точки зрения, одно из ключевых преимуществ электронного государства — доступность и полнота информации по процессу, доступность форм документов для заполнения, доступность и удобство поиска ближайшего к тебе уполномоченного госоргана и его часов работы. Здесь я оценила это в полной мере.

Кроме того, что в поисковой выдаче искомые страницы госорганов появляются сразу, в первых строках, их инструкции более чем полны и информативны – написано «для дураков». Материал разбит на кейсы, разделы, Q&A. Формы сделаны максимально машинно-читаемыми. Как математику-программисту по образованию, мне видны алгоритмы их построения, и они настолько чисты и прозрачны, что доставляют эстетическое удовольствие. Интерпретируемых или неясных моментов не остается. Чиновнику просто нечем злоупотреблять. В каждой форме есть место для пометок чиновника, точнее, для отметок об исполнении, говоря по-программистски, оператора «если-то». Никакого«человеческого фактора». Выполнил обработку документа — и решение готово само: этих допустить, а этих — нет.

Здесь я уже начала рассказывать, как устроены формы по подтверждению гражданства. Мой случай — простейший, и я просто шла по типовому алгоритму. Есть более серьезные случаи. Моя подруга приехала в Америку по временной рабочей визе и влюбилась, осталась, вышла замуж. Другая подруга приехала по туристической визе и тоже — любовь. Оформили брак и лишь потом стали узнавать, что делать, чтобы остаться. У обеих процесс занял около двух лет, и все это время они вынуждены были находиться на территории США, если бы уехали — вернуться обратно было бы проблемой. Обе попытались обратиться к адвокатам, но лишь потеряли время и деньги. А когда начали оформлять документы сами — все получилось. Потому что процесс прозрачен, хорошо описан и, главное, работает «на той стороне», т.е. у чиновников, именно так, как описан.

Нет смысла рассказывать, как и какие документы требуется предоставить для подтверждения статуса «реализованной» жены (форма-петиция I-485 и прочие бюрократические изобретения). Все это есть на сайте US Citizenship & Immigration Service (USCIS), подробно расписаны все возможные статусы, включая беженцев, можно скачать как сами формы, так и инструкции к каждой форме. Имеется множество «поддерживающих» информационных сайтов, в том числе государственных, например, все по визовому процессу можно найти тут www.visajourney.com.

Есть даже форумы, на которых ответственные чиновники (или соцработники?) отвечают на любые вопросы по визам. А вот сайт официальной помощи иммигрантам по оформлению любых виз.

Каждая ситуация («кейс») регламентируется собственной формой-заявлением. В моем случае USCIS сразу советует одновременно с формой I-485 заполнить запрос на разрешение работать и заявление на выезд-въезд из-в США.

Государственные пошлины достаточно высоки. Только за обработку формы I-485 государство требует 1070 долларов, а ведь ранее уже были уплачены еще 420 долларов за форму I-130 (заявление жениха на визу невесты). Если одновременно с I-485 подать все другие формы, дополнительной пошлины не потребуется. Подробнейшая инструкция для женихов-невест или супругов есть тут.

Дальше все удобно. Компонуешь все необходимые документы как указано в инструкции, прикладываешь чек на госпошлину, отправляешь обычной почтой. Через две недели тебе приходит ответ, если документы приняты (могут не принять, если некомплект или скомплектовано неправильно, или госпошлина неправильная и т.п.). Остальные оповещения также с завидной регулярностью приходят по почте. Если все нормально, через месяц назначается «биометрия» (сдаешь отпечатки пальцев и фотографируешься в специально отведенном для этого офисе USCIS), потом приглашают на интервью. О каждом новом статусе твоего дела регулярно оповещают по почте, включая дату и время встречи с чиновником. В первом же документе твоему кейсу присваивается номер, по которому можно отследить статус заявления на сайте USCIS.

Есть оценки сроков (средние по больнице, разумеется). В моем случае это может занимать от четырех месяцев до… Увидим.

О процессе, пожалуй, сказано достаточно. Есть пара интересных наблюдений, которые выносишь из чтения инструкций и заполнения всевозможных форм.

Первое — это возведенное в ранг религии уважение ко всякого рода «жертвам». Жертвы классифицированы, описаны и пронумерованы по типам («билль о равных правах»). Я понимаю, когда уважают и помогают людям с ограниченными возможностями, тут это просто возведено в культ (почувствуйте разницу с Родиной!). Но еще существуют жертвы разного рода насилия. Всевозможные ветераны. Сексуальные меньшинства. Расово-этнически обиженные (негры, индейцы), беженцы и другие ущемленные.

Складывается ощущение, что у целого государства есть комплекс вины перед определенными категориями чем-то обиженных, и число этих категорий лишь умножается. Эта забота присутствует в любых процессах, отражена в любых формах заявлений. В какой-то момент понимаешь всю глубину грустной шутки, как выгодно в Америке быть глухой беременной необразованной негритянкой нетрадиционной сексуальной ориентации…

Второе наблюдение заключается в том, насколько спокойно здесь люди взаимодействуют с государством. Они не боятся бюрократов. У них нет привычки получать отказ. Они гордятся тем, что платят налоги в своей стране, в своем штате (достаточно высокие, кстати). И ждут в ответ такого же уважения. Ясных правил. Понятных алгоритмов взаимодействия с государством. Четкого их соблюдения. И «электронное государство» лишь отражает это в полной мере. Государственные служащие служат людям. Если ты пришел за 5 минут до закрытия офиса любой службы и получил талон электронной очереди – тебя обслужат, вне зависимости от того, сколько народу перед тобой в очереди, и понимаешь ли ты, как заполнять их бумаги. И обслужат с улыбкой. Ты для бюрократа — клиент.

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: