Цифровой профиль гражданина – что известно на сегодняшний день

Об основных направлениях концепции цифрового профиля (ЦП) гражданина говорили в среду на пресс-конференции в Москве заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максим Паршин и первый заместитель председателя Банка России Ольга Скоробогатова. На мероприятии побывала корреспондент D-Russia.ru.

Максим Паршин говорил об основных идеях, которые должны быть реализованы в ЦП, Ольга Скоробогатова сконцентрировалась на пилотном проекте ЦП в банках и страховых компаниях.

Цифровой профиль — это совокупность цифровых записей о физических лицах и юридических лицах, содержащихся в государственных информационных системах, предоставление которых обеспечивается с использованием технологической инфраструктуры, которая позволяет использовать данные пользователя с согласия, предоставляемого в цифровом виде.

В понедельник для общественного обсуждения был опубликован законопроект о внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации), в котором вводится понятие цифрового профиля гражданина и юридического лица, а также прописан порядок идентификации и аутентификации лица.

Инфраструктура цифрового профиля, как предполагается, создаст возможность автоматизированного получения данных о гражданах посредством «единого окна». Утверждается, что реализация проекта станет основой для повышения эффективности бизнес-процессов, приведет к сокращению издержек, связанных с бумажным документооборотом и пр.

В число сервисов ЦП, как это видят в Минкомсвязи, войдёт хранение актуальных сведений, прикладные сервисы, а также реестр цифровых согласий. О важности последнего в ходе пресс-конференции говорили не раз. Именно этот сервис должен позволить гражданам узнать, каким госинформсистемам давалось согласие на обработку персональных данных, а также отзывать это согласие.

Сервисы цифрового профиля.

Таким образом, цифровой профиль призван стать «точкой правды», однако это повлечёт за собой необходимость модернизации государственных IT-систем.

План создания цифрового профиля

Принятие правок в 149-ФЗ о цифровом профиле IV кв 2019 года
Проведение эксперимента по НСУД и цифровому профилю II кв 2019 года – II кв 2020 года
Доработка ЕСИА в части создания цифрового профиля II кв 2019 года – IV кв 2019 года
Опытная эксплуатация цифрового профиля, пилотный проект с банками участниками-эксперимента IV кв 2019 года – I кв 2020 года
Ввод в промышленную эксплуатацию цифрового профиля IV кв 2020 года

Ольга Скоробогатова подробнее остановилась на эксперименте, который стартует в апреле-мае 2019 года в 16 банках и трёх страховых компаниях. Их названия не раскрываются, но это, по словам Скоробогатовой, крупные игроки, чья инфраструктура готова к пилотному проекту.

Эксперимент ставит своей целью отработку «технологий согласия» (на обработку и отказ от обработки персональных данных пользователей), апробацию инфраструктуры и пр.

До начала «пилота» ожидается соответствующее постановление правительства. Проект документа, напомним, был опубликован на портале общественных обсуждений в феврале.

Задачи пилотного проекта.

В пилотном проекте будут участвовать четыре поставщика данных – ФНС, ПФР, МВД, Росреестр, будет доступно 57 сведений. При этом Скоробогатова особо отметила, что в самом ЦП храниться будут только основные сведения (какие и сколько, не названо), остальные будут доступны по запросу гражданина – поскольку хранить все сведения в одном месте рискованно.

Пилотный проект на финансовом рынке.

На втором этапе будет обкатываться ЦП для юридического лица, а также будут подключаться другие крупные поставщики и пользователи данных – в частности, ФССП, бюро кредитных историй и пр.

Система ЦП получит статус государственной информационной системы, вопросы финансирования её создания пока обсуждаются – конкретных сумм на мероприятии докладчики не назвали. В дальнейшем планируется также разработка вопроса о платном доступе в систему для юрлиц, при этом порядок получения согласия гражданина на обработку своих ПД останется прежним (то есть будет выбор – соглашаться или отказаться).

Цифровой профиль

Инфраструктура Цифрового профиля должна обеспечить:

  • доступ к сведениям о гражданах, содержащимся в госинформсистемах, и обмен такими сведениями в электронной форме между физическими лицами, коммерческими организациями, государственными органами;
  • функционирование платформы управления согласиями субъектов персональных данных на обработку персональных данных.

Напомним, федеральным проектом «Цифровое государственное управление» до конца 2020 года предусмотрены следующие мероприятия, направленные на создание инфраструктуры Цифрового профиля:

  • Разработка концепции защищенного цифрового профиля гражданина и юридического лица. Разработка на основе концепции методических указаний по созданию цифровых профилей гражданина и юридического лица.
  • Модернизация существующих механизмов и программной архитектуры ЕСИА в целях создания инфраструктуры (платформы), обеспечивающей обмен информацией между государством, гражданами, а также коммерческими и некоммерческими организациями, в т.ч. с согласия гражданина (инфраструктура «Цифровой профиль»).
  • Расширение перечня сведений, хранящихся и обновляемых в ЕСИА.
  • Обеспечение обновления сведений в ЕСИА из государственных информационных системы онлайн.
  • Обеспечение возможности создания цифровых профилей гражданина и юридического лица, в том числе создать необходимую инфраструктуру.
  • Разработка алгоритма наполнения профилей и верификации данных в них.
  • Подготовка документации по обеспечению наполнения и верификации цифровых профилей.
  • Создание подсистемы информирования заявителя о движении данных о нем (возможность узнать кто, когда и зачем запрашивал сведения, возможность управлять правами на предоставление сведений, права на «цифровой ID»).
  • Обеспечение наполнения и верификации данных цифровых профилей гражданина и юридического лица, с возможностью предоставления соответствующей информации третьим лицам с согласия гражданина.