Цифровая экономика глазами гимназистов Сколково – что интересовало детей на «Уроке Цифры»

Открытый «Урок Цифры» прошёл 7 декабря в гимназии «Сколково». На мероприятии ученики задавали вопросы организаторам акции – представителям органов власти и крупнейших отечественных IT-компаний. На уроке побывала и корреспондент D-Russia.ru.

Отвечали на вопросы детей министр просвещения РФ Ольга Васильева, заместитель министра просвещения РФ Марина Ракова, заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Соколов, генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Евгений Ковнир, генеральный директор «Яндекса» Елена Бунина, первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин, вице-президент, технический директор Mail.Ru Group Владимир Габриелян, генеральный директор «Кодвардс» (производит «платформу для обучения детей основам программирования») Максим Волошин, председатель правления фонда «Сколково» Игорь Дроздов, вице-президент фонда «Сколково» Елена Зеленцова, руководитель управления исследования угроз «Лаборатории Касперского» Тимур Биячуев, представитель «1С» Никита Старичков.

Гимназистов, в частности, интересовало, заменит ли в будущем педагогов искусственный интеллект, как попасть на работу в технологическую компанию, как устроен поиск «Яндекса», исчезнут ли жёсткие диски в связи с развитием облачных хранилищ.

Максим из 5 «Б» класса поинтересовался, зачем нужна цифровая экономика и что это такое. Евгений Ковнир объяснил школьнику, что цифровая экономика позволяет существенно меньше времени тратить на рутину и заниматься творческими задачами и нужна для того, чтобы привычные услуги были дешевле и удобнее.

Старшеклассник Алексей сказал – в Москве хотят ввести 5G-связь, и задал вопрос, не целесообразнее ли будет сначала провести 3G по окраинам Москвы и по всей остальной России? Ему ответил Алексей Соколов: «Среди вас есть как отличники, так и те, кто хотел бы получить четвёрку на экзамене, то же самое можно сказать и про 3G и 5G. Ключевым отличием технологий является скорость передачи данных и устойчивость, поэтому в ряде областей, например, где планируется развитие промышленного Интернета, беспилотного транспорта, важно не только быстро передать, но и обеспечить надёжное соединение. На решение этих задач направлен стандарт 5G».

По словам замминистра связи, стандарты 4G и 3G тоже надёжные, но не обеспечивают нужной скорости передачи данных. Сейчас реализуется программа «Цифровая экономика», согласно которой обеспечивается связь в населённых пунктах от 100 жителей. Они будут подключены к Интернету как с помощью оптоволоконных линий, в беспроводной сотовой связи, сказал Соколов. В ключевых областях, где необходим быстрый Интернет, будет развиваться 5G, а в целом качество связи по стране и в стандарте 4G, 3G, по его словам, будет улучшено.

Девочка Яна спросила, зачем нужна информатика и программирование, если она не хочет быть программистом? Максим Волошин привёл в пример свою компанию, где «не все программисты, есть и дизайнеры, и менеджеры, аналитики, тестировщики – много разных специалистов вместе собирают продукт, важно, чтобы они все могли разговаривать на одном языке», отнёс программирование к базовой грамотности «по аналогии с английским языком».

Вера из шестого класса: «Возможно ли, что в будущем наши учителя будут заменены искусственным интеллектом?»

Ольга Васильева ответила, что это невозможно: «То, что мы будем использовать все достижения, это безусловно, и мы делаем это, но заменить человека в общении с людьми невозможно. Что отсутствует у искусственного интеллекта? Эмоции, чувства. Возможно ли общение человека с человеком без эмоций и чувств? И нужно ли такое общение? Нет».

По словам министра просвещения, на сегодняшний день много наработок, отечественных и зарубежных, в области памяти и в области мозга, и ученики должны знать, как это работает. «Увлечение цифрой это замечательно, но коллеги (участники дискуссии) знают, что человеческий мозг ещё изучать и изучать. Те, кто сидит здесь, энциклопедически образованы, они не получили узкое образование», — отметила она.

Передача опыта только машиной невозможна, и мы больше должны знать о науке о мозге и хорошо ориентироваться, как устроена и работает наша память.

Сейчас у некоторых родителей возникает страх, что дети перестанут писать, и будет только клавиатура. «Боже упаси», — сказала Васильева. Программирование – это сервис. Все учёные, оставившие след, были высокообразованными, с большим кругозором.

Васильева пожелала ученикам больше мотивации и интереса к наукам, «чтобы меньше нужно было зазубривать».

На мероприятии Васильева также предложила продлить первый этап акции «Урок цифры» на неделю, с 10 по 16 декабря — чтобы в ней смогли принять участие больше школ в регионах.

Первый урок посвящен дню информатики в России. Следующие уроки планируется проводить раз в месяц с февраля по май 2019 года. Каждый из них познакомит школьников с определённой темой: искусственный интеллект и машинное обучение, нейросети, управление проектами, безопасность в Интернете и основы программирования. Все они призваны помочь в развитии цифровых компетенций.

«Урок Цифры» стартовал 3 декабря. Первый урок серии начинается теоретической частью: учитель задает вопросы классу, ответы на них нужно найти в видеолекции, которую ученики смотрят далее. Видео записано молодыми сотрудниками IT-компаний. Теорию продолжает практическая часть, которая проводится на онлайн-тренажере в игровой форме. Дети оказываются в подводном мире, где им предстоит помочь учёным восстановить работу исследовательской лаборатории после произошедшего землетрясения, программируя действия робота и прописывая код для каждого его шага на пути к цели. По итогам «Урока Цифры» школьники могут получить на сайте акции сертификат о своем участии. Присоединиться к акции имеют возможность все школы в России.

«Урок цифры» нацелен на продолжение традиций ежегодной акции «Час Кода», которая проводилась в российских школах с 2014 по 2017 годах. При этом охват обучения, общее количество вовлеченных регионов, количество уроков и их темы, как предполагается, будет существенно расширен.

Фото (с) Татьяна Костылева