Коллегия Счетной палаты РФ рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных в 2013-2015 годах и истекшем периоде 2016 года Федеральной службе государственной статистики на создание, развитие и сопровождение информационных систем». Проверкой установлено, что в электронных паспортах 11 из 12 ИС Росстатом размещена недостоверная информация.
Например, в электронные паспорта отдельных информационных систем внесена информация о правах на указанные объекты учета как на объекты исключительного права. При этом документы, подтверждающие такое право, в Росстате отсутствуют. К бюджетному учету данные объекты Росстатом не принимались.
В электронных паспортах ряда систем отсутствует информация о заключенных государственных контрактах на поставку товаров, работ и услуг, необходимых для их создания, развития и сопровождения, на сумму 128,7 миллиона рублей.
Это свидетельствует о нарушении Росстатом установленных законодательством требований по учету информационных систем и отсутствии должного контроля, как со стороны Росстата, так и со стороны Минкомсвязи России, отмечается в документе.
Всего в федеральной государственной информационной системе координации информатизации за Росстатом зарегистрировано 12 информационных систем, в том числе государственная информационная система — информационно-вычислительная система Росстата (ИВС Росстата).
При этом документы о вводе ИВС Росстата в эксплуатацию, нормативный правовой акт, регламентирующий ее функционирование, в Росстате отсутствуют. Сведения о территориальном размещении ИВС Росстата в Реестр территориального размещения технических средств информационных систем не внесены.
[box]Как было отмечено на Коллегии, Росстат — оператор системы государственной статистики и, следовательно, обладает полномочиями по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.Вместе с тем федеральными законами, Положением о Росстате и другими нормативными правовыми актами полномочия Росстата на создание и модернизацию государственных информационных систем в этой сфере деятельности не определены.[/box]
В 2013-2015 гг. и истекшем периоде 2016 года мероприятия по созданию, развитию и сопровождению информационных систем осуществлялись Росстатом в программном формате с ресурсным обеспечением в размере 6,3 миллиарда рублей, в том числе 1,7 миллиарда рублей – в рамках реализации проекта «Развитие системы государственной статистики-2» с привлечением средств Международного банка реконструкции и развития.
В ходе проверки были выявлены финансовые нарушения, допущенные Росстатом при реализации мероприятий по информатизации, на общую сумму 4,3 миллиарда рублей.
Кроме того, откорректированные проекты планов информатизации на 2015-2016 гг. на согласование в Минкомсвязь и Минфин Росстатом не направлялись.
[box]Напомним, ранее Счетная палата нашла нарушения при финансировании планов информатизации в ФАС, Минпромторге, Минздраве, Федеральном казначействе и Минфине, и даже в Минкомсвязи, которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по проведению экспертной оценки документов по информатизации.[/box]Выявлены признаки нецелевого использования средства федерального бюджета в размере 27,9 миллиона рублей, израсходованных на оплату работ по автоматизированной обработке данных для расчета системы показателей производственной деятельности, затрат труда и капитала в целях разработки базовых таблиц «затраты-выпуск». Кроме того, Росстатом не обеспечено фактическое наличие 11 объектов основных средств балансовой стоимостью порядка 19 миллиона рублей.
При этом, по словам аудиторов, аналогичное нарушение в части несоответствия фактического наличия оборудования данным бухгалтерского учета было отмечено по результатам проверки исполнения федерального бюджета за 2014 год и плановый период 2015 и 2016 гг., что свидетельствует о систематическом нарушении бухгалтерского учета. В связи с этим Коллегия приняла решение направить информацию в правоохранительные органы.
В докладе также отмечены и другие нарушения, в том числе, случаи изменения цены госконтракта, неотображение в бухгалтерском учете фактов создания и развития 18 информационных систем и баз данных, и отнесение их к нематериальным активам (расходы на них составили 987,8 миллиона рублей) и пр.
Отдельно на Коллегии были отмечены нарушения, допущенные Росстатом при реализации проекта «Развитие системы государственной статистики-2».
Проверка также показала, что полномочия Росстата по подготовке, проведению федеральных статистических наблюдений и обработке полученных данных для формирования официальной статистической информации, предусмотренные Положением о Росстате, фактически осуществлялись ФГУП «Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата России» (ФГУП ГМЦ Росстата).
Согласно полученным в ходе проверке данным, доходы ФГУП ГМЦ Росстата за период 2013-2015 гг. и истекший период 2016 года составили 1,8 миллиарда рублей. При этом наибольшая доля (60,9%) приходится на доходы, полученные в рамках исполнения государственных контрактов на выполнение Производственного плана работ Росстата и на доработку и сопровождение программного обеспечения Росстата.
Таким образом, основные виды деятельности, предусмотренные уставом ФГУП ГМЦ Росстата и фактически приносящие основной доход предприятию, выполняются в целях обеспечения реализации полномочий государственного органа (Росстата). В этой связи организационно-правовая форма ФГУП ГМЦ Росстата не соответствует фактическим задачам и целям деятельности данного предприятия.
Коллегия приняла решение направить представление в Росстат, информационные письма — в правительство Российской Федерации и Минкомсвязи России, обращения – в Следственный комитет и МВД России. Отчет о результатах проверки направляется в палаты Федерального Собрания.
Фото (с) ТАСС/ Денис Русинов