Росстат опубликовал итоги ежегодного исследования доли граждан, использующих электронные госуслуги – в 2016 году, согласно результатам, показатель в среднем по России составил 51,3% при плановом значении 50%.
Согласно указу президента РФ №601 «Об основах направления совершенствования системы государственного управления» от 7 мая 2012 года, целевой показатель по доле граждан, использующих электронные государственные услуги, в 2018 году должен составлять 70%.
Лидером, как и в прошлом году, стала Республика Татарстан, где электронными услугами, согласно Росстату, пользуются 79,7% граждан. Остальные лидеры из топ-5 по сравнению с прошлым годом полностью сменились.
Напомним, что в прошлом году общий показатель по стране составил 39,6%, лидерами были Татарстан, Москва, Калининградская область, Тульская область, Приморский край.
Результаты 2016 года по регионам в порядке убывания показателя:
Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме | |||
(в процентах от общей численности населения в возрасте 15-72 лет, получившего государственные и муниципальные услуги, соответствующего субъекта Российской Федерации) | |||
2014 | 2015 | 2016 | |
Российская Федерация | 35,2 | 39,6 | 51,3 |
Республика Татарстан (Татарстан) | 63,0 | 65,2 | 79,7 |
Ханты-Мансийский автономный округ | 62,3 | 27,4 | 74,1 |
Чувашская Республика — Чувашия | 51,6 | 48,4 | 69,0 |
Калужская область | 34,0 | 40,7 | 68,7 |
Тюменская область | 54,8 | 37,5 | 67,7 |
Тюменская область без автономных округов | 45,2 | 45,9 | 67,3 |
г. Москва | 54,9 | 64,3 | 65,3 |
Воронежская область | 16,8 | 39,2 | 64,2 |
Владимирская область | 39,8 | 45,6 | 62,5 |
Амурская область | 27,1 | 38,9 | 62,0 |
Тульская область | 23,5 | 55,6 | 61,5 |
Республика Башкортостан | 27,6 | 52,0 | 61,2 |
Республика Мордовия | 60,7 | 40,9 | 60,7 |
Республика Северная Осетия-Алания | 21,8 | 34,1 | 60,2 |
Ставропольский край | 22,0 | 28,0 | 60,1 |
Ярославская область | 37,8 | 32,4 | 59,8 |
Вологодская область | 33,4 | 34,6 | 59,8 |
Приморский край | 66,1 | 54,8 | 59,8 |
Ростовская область | 17,7 | 49,6 | 56,6 |
Республика Алтай | 28,4 | 23,4 | 56,3 |
Челябинская область | 34,7 | 33,1 | 55,4 |
Омская область | 30,1 | 42,7 | 54,7 |
Республика Ингушетия | 2,8 | 8,4 | 54,0 |
Ульяновская область | 24,1 | 41,2 | 53,9 |
Курская область | 10,8 | 13,1 | 53,8 |
Чеченская Республика | 37,7 | 40,3 | 53,5 |
Тамбовская область | 10,0 | 35,2 | 52,8 |
Краснодарский край | 36,2 | 28,4 | 52,4 |
Иркутская область | 32,7 | 29,6 | 51,8 |
Оренбургская область | 14,6 | 18,5 | 51,3 |
Белгородская область | 21,1 | 40,5 | 51,1 |
Новосибирская область | 28,9 | 28,9 | 50,6 |
Камчатский край | 42,1 | 27,8 | 50,0 |
Калининградская область | 57,7 | 58,4 | 49,5 |
Нижегородская область | 34,2 | 32,2 | 49,3 |
г. Санкт-Петербург | 26,8 | 40,6 | 49,0 |
Томская область | 43,8 | 47,1 | 48,2 |
Рязанская область | 11,3 | 22,7 | 48,1 |
Пензенская область | 18,2 | 29,7 | 47,7 |
Смоленская область | 31,4 | 26,6 | 46,6 |
Волгоградская область | 27,6 | 33,0 | 45,0 |
Новгородская область | 21,5 | 34,2 | 44,6 |
Ивановская область | 35,9 | 39,5 | 44,1 |
Кировская область | 23,2 | 33,8 | 44,1 |
Московская область | 27,8 | 41,6 | 44,0 |
Липецкая область | 17,3 | 30,1 | 43,8 |
Брянская область | 30,3 | 26,2 | 43,6 |
Удмуртская Республика | 24,0 | 35,5 | 43,3 |
Самарская область | 30,2 | 38,0 | 43,0 |
Сахалинская область | 28,6 | 40,5 | 42,9 |
Свердловская область | 51,2 | 33,6 | 42,5 |
Республика Марий Эл | 19,0 | 27,2 | 40,8 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 66,3 | 52,7 | 40,4 |
Пермский край | 33,6 | 34,0 | 39,2 |
Ленинградская область | 34,1 | 51,0 | 39,1 |
Республика Хакасия | 17,1 | 21,2 | 38,5 |
Орловская область | 10,7 | 19,9 | 38,3 |
Республика Саха (Якутия) | 21,2 | 23,6 | 38,3 |
Кабардино-Балкарская Республика | 13,3 | 15,3 | 38,1 |
Республика Калмыкия | 19,3 | 22,2 | 37,6 |
Республика Коми | 22,8 | 21,2 | 36,9 |
Хабаровский край | 36,9 | 26,2 | 36,4 |
Забайкальский край | 30,8 | 23,1 | 35,1 |
Республика Адыгея (Адыгея) | 12,7 | 12,5 | 34,7 |
Астраханская область | 16,9 | 28,4 | 32,9 |
Курганская область | 29,2 | 41,3 | 32,5 |
Кемеровская область | 21,6 | 26,7 | 32,5 |
Красноярский край | 35,8 | 31,5 | 31,8 |
Мурманская область | 22,2 | 37,5 | 31,5 |
Алтайский край | 27,6 | 32,2 | 31,1 |
Псковская область | 43,9 | 35,3 | 31,0 |
Республика Карелия | 33,4 | 26,2 | 30,6 |
Республика Бурятия | 12,7 | 12,2 | 30,6 |
Архангельская область без автономного округа | 51,0 | 44,5 | 30,5 |
г. Севастополь1) | … | 15,1 | 30,3 |
Республика Тыва | 26,4 | 30,3 | 30,1 |
Архангельская область | 50,0 | 43,8 | 29,9 |
Тверская область | 36,0 | 24,0 | 26,4 |
Костромская область | 10,3 | 12,0 | 26,0 |
Саратовская область | 25,9 | 35,6 | 26,0 |
Республика Крым1) | … | 16,0 | 23,0 |
Республика Дагестан | 1,8 | 3,0 | 22,3 |
Чукотский автономный округ | 19,7 | 8,8 | 20,8 |
Магаданская область | 24,0 | 6,4 | 20,4 |
Ненецкий автономный округ | 14,5 | 15,7 | 19,4 |
Карачаево-Черкесская Республика | 12,9 | 15,0 | 19,3 |
Еврейская автономная область | 17,8 | 16,1 | 16,0 |
1) Официальная статистическая информация по Республике Крым и г. Севастополю разрабатываются начиная с итогов за 2015 г. |
Как видно из таблицы, плановый показатель в 50% преодолело более 30 регионов.
Наибольшие изменения в 2016 году по сравнению с 2015-м произошли в Ханты-Мансийском автономном округе (с 27,4% до 74,1%), в Курской области (с 13,1% до 53,8%), в Республике Алтай (с 23,4% до 56,3%), в Ставропольском крае (с 28% до 60,1%), в Тюменской области (с 37,5% до 67,7%).
Сильнее всего снизили долю Архангельская (с 43,8% до 29,9%), Ленинградская области (с 51 до 39,1%), Ямало-Ненецкий автономный округ (с 52,7% до 40,4%), Саратовская область (с 35,6% до 26%).
Результаты 2016 года по округам в порядке убывания показателя:
2014 | 2015 | 2016 | |
Российская Федерация | 35,2 | 39,6 | 51,3 |
Центральный федеральный округ | 37,6 | 48,0 | 56,3 |
Приволжский федеральный округ | 38,1 | 42,6 | 55,3 |
Уральский федеральный округ | 47,1 | 35,3 | 53,1 |
Южный федеральный округ | 25,1 | 34,6 | 48,4 |
Дальневосточный федеральный округ | 41,8 | 33,8 | 48,0 |
Северо-Кавказский федеральный округ | 16,9 | 19,9 | 45,5 |
Северо-Западный федеральный округ | 31,9 | 39,3 | 43,7 |
Сибирский федеральный округ | 29,0 | 30,2 | 40,8 |
Как считали
Как и ранее, источником расчёта показателя для Росстата служит «Анкета выборочного обследования населения по вопросам использования информационных технологий информационно-телекоммуникационных сетей».
Методика, по которой осуществлялось исследование, была изменена в 2016 году по сравнению с 2015-м. Напомним, что в прошлом году методика исследования Росстата вызывала сомнения экспертов. Они указывали, в частности, что для расчета показателя не учитываются сведения из информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Согласно методике, статистическое наблюдение основано «на выборочном опросе представителей различных групп и слоев населения, проживающих во всех субъектах Российской Федерации. Единицами отбора наблюдения являются частные домашние хозяйства; единицами (объектами) наблюдения — лица в возрасте от 15 до 72 лет, члены этих домашних хозяйств. Данные об услугах, предоставляемых лицам до 15 лет (ведение электронного дневника, запись ребенка к врачу, получение паспорта и др.), получены от респондентов – законных представителей несовершеннолетних лиц до 15 лет», говорится в описании методики.
Численность опрошенных (объём выборки) составляет 137 тысяч человек в год (0,12% от численности населения обследуемого возраста). Формирование выборочной сети домашних хозяйств осуществляется централизованно на федеральном уровне, отдельно по городскому и сельскому населению. Полученные данные распространяются на генеральную совокупность, то есть на общую численность населения Российской Федерации в возрасте от 15 до 72 лет (с использованием индивидуальных весов респондентов).
Формирование показателя «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме» осуществляется на основе вопроса «Получали ли Вы государственные и муниципальные услуги в последние 12 месяцев и какие при этом использовали способы?». Варианты ответов:
— Да, через «Интернет» (используя официальные сайты и порталы государственных и муниципальных услуг, мобильные устройства (телефон, планшет и пр.), электронную почту, терминалы самообслуживания;
— Да, в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ);
— Да, при личном посещении;
— Да, другими способами (по почте, факсу и др.);
— Нет, я не получал государственные и муниципальные услуги.
Показатель доли граждан, получающих госуслуги в электронном виде, рассчитывается как отношение ответивших «Да, через Интернет» к общему числу граждан, обращавшихся за госуслугами за последний год, умноженное на 100%.
В методике также поясняется, что государственные и муниципальные услуги считаются предоставленными в электронной форме при условии использования заявителем механизма аутентификации в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (ЕСИА) в процессе получения услуги.
Механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме — действия заявителя, совершенные в электронной форме, при получении услуги с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, а также официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления:
- запись на прием в орган (организацию), многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг для подачи запроса;
- формирование запроса;
- прием и регистрация органом (организацией) запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги;
- оплата государственной пошлины за предоставление услуг и уплата иных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- получение результата предоставления услуги;
- досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) органа (организации), должностного лица органа (организации) либо государственного или муниципального служащего.
К вопросу о получении госуслуг прилагался перечень, что же такое государственная услуга (запись на прием к врачу, проверка штрафов и пр.).
Сравнение доли получающих электронные услуги по Росстату и доли граждан, зарегистрированных в ЕСИА показывает, что только восемь (а не 30) регионов достигли показателя 50% по доле зарегистрированных в системе граждан. Кроме того, есть регионы, где доля граждан, зарегистрированных в ЕСИА, мала, а доля получающих электронные услуги, согласно Росстату, велика.
Выходит, что жители получают услуги через региональные порталы или сайты ведомств, на которых нет обязательности авторизации в ЕСИА.
В 2017 году регионы получат субсидии, направленные на улучшение показателя доли граждан, пользующихся госуслугами, и числа граждан, которые зарегистрированы на портале госуслуг.