По расчётам Росстата, значение показателя «доля граждан РФ, использующих электронные госуслуги» превысило 50%

По расчётам Росстата, значение показателя «доля граждан РФ, использующих электронные госуслуги» превысило 50%

Росстат опубликовал итоги ежегодного исследования доли граждан, использующих электронные госуслуги – в 2016 году, согласно результатам, показатель в среднем по России составил 51,3% при плановом значении 50%.

Согласно указу президента РФ №601 «Об основах направления совершенствования системы государственного управления» от 7 мая 2012 года, целевой показатель по доле граждан, использующих электронные государственные услуги, в 2018 году должен составлять 70%.

Лидером, как и в прошлом году, стала Республика Татарстан, где электронными услугами, согласно Росстату, пользуются 79,7% граждан. Остальные лидеры из топ-5 по сравнению с прошлым годом полностью сменились.

Напомним, что в прошлом году общий показатель по стране составил 39,6%, лидерами были Татарстан, Москва, Калининградская область, Тульская область, Приморский край.

Результаты 2016 года по регионам в порядке убывания показателя:

Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме
(в процентах от общей численности населения в возрасте 15-72 лет, получившего государственные и муниципальные услуги, соответствующего субъекта Российской Федерации)
  2014 2015 2016
Российская Федерация 35,2 39,6 51,3
Республика Татарстан (Татарстан) 63,0 65,2 79,7
Ханты-Мансийский автономный округ 62,3 27,4 74,1
Чувашская Республика — Чувашия 51,6 48,4 69,0
Калужская область 34,0 40,7 68,7
Тюменская область 54,8 37,5 67,7
Тюменская область без автономных округов 45,2 45,9 67,3
г. Москва 54,9 64,3 65,3
Воронежская область 16,8 39,2 64,2
Владимирская область 39,8 45,6 62,5
Амурская область 27,1 38,9 62,0
Тульская область 23,5 55,6 61,5
Республика Башкортостан 27,6 52,0 61,2
Республика Мордовия 60,7 40,9 60,7
Республика Северная Осетия-Алания 21,8 34,1 60,2
Ставропольский край 22,0 28,0 60,1
Ярославская область 37,8 32,4 59,8
Вологодская область 33,4 34,6 59,8
Приморский край 66,1 54,8 59,8
Ростовская область 17,7 49,6 56,6
Республика Алтай 28,4 23,4 56,3
Челябинская область 34,7 33,1 55,4
Омская область 30,1 42,7 54,7
Республика Ингушетия 2,8 8,4 54,0
Ульяновская область 24,1 41,2 53,9
Курская область 10,8 13,1 53,8
Чеченская Республика 37,7 40,3 53,5
Тамбовская область 10,0 35,2 52,8
Краснодарский край 36,2 28,4 52,4
Иркутская область 32,7 29,6 51,8
Оренбургская область 14,6 18,5 51,3
Белгородская область 21,1 40,5 51,1
Новосибирская область 28,9 28,9 50,6
Камчатский край 42,1 27,8 50,0
Калининградская область 57,7 58,4 49,5
Нижегородская область 34,2 32,2 49,3
г. Санкт-Петербург 26,8 40,6 49,0
Томская область 43,8 47,1 48,2
Рязанская область 11,3 22,7 48,1
Пензенская область 18,2 29,7 47,7
Смоленская область 31,4 26,6 46,6
Волгоградская область 27,6 33,0 45,0
Новгородская область 21,5 34,2 44,6
Ивановская область 35,9 39,5 44,1
Кировская область 23,2 33,8 44,1
Московская область 27,8 41,6 44,0
Липецкая область 17,3 30,1 43,8
Брянская область 30,3 26,2 43,6
Удмуртская Республика 24,0 35,5 43,3
Самарская область 30,2 38,0 43,0
Сахалинская область 28,6 40,5 42,9
Свердловская область 51,2 33,6 42,5
Республика Марий Эл 19,0 27,2 40,8
Ямало-Ненецкий автономный округ 66,3 52,7 40,4
Пермский край 33,6 34,0 39,2
Ленинградская область 34,1 51,0 39,1
Республика Хакасия 17,1 21,2 38,5
Орловская область 10,7 19,9 38,3
Республика Саха (Якутия) 21,2 23,6 38,3
Кабардино-Балкарская Республика 13,3 15,3 38,1
Республика Калмыкия 19,3 22,2 37,6
Республика Коми 22,8 21,2 36,9
Хабаровский край 36,9 26,2 36,4
Забайкальский край 30,8 23,1 35,1
Республика Адыгея (Адыгея) 12,7 12,5 34,7
Астраханская область 16,9 28,4 32,9
Курганская область 29,2 41,3 32,5
Кемеровская область 21,6 26,7 32,5
Красноярский край 35,8 31,5 31,8
Мурманская область 22,2 37,5 31,5
Алтайский край 27,6 32,2 31,1
Псковская область 43,9 35,3 31,0
Республика Карелия 33,4 26,2 30,6
Республика Бурятия 12,7 12,2 30,6
Архангельская область без автономного округа 51,0 44,5 30,5
г. Севастополь1) 15,1 30,3
Республика Тыва 26,4 30,3 30,1
Архангельская область 50,0 43,8 29,9
Тверская область 36,0 24,0 26,4
Костромская область 10,3 12,0 26,0
Саратовская область 25,9 35,6 26,0
Республика Крым1) 16,0 23,0
Республика Дагестан 1,8 3,0 22,3
Чукотский автономный округ 19,7 8,8 20,8
Магаданская область 24,0 6,4 20,4
Ненецкий автономный округ 14,5 15,7 19,4
Карачаево-Черкесская Республика 12,9 15,0 19,3
Еврейская автономная область 17,8 16,1 16,0
1) Официальная статистическая информация по Республике Крым и г. Севастополю разрабатываются начиная с итогов за 2015 г.

Как видно из таблицы, плановый показатель в 50% преодолело более 30 регионов.

Наибольшие изменения в 2016 году по сравнению с 2015-м произошли в Ханты-Мансийском автономном округе (с 27,4% до 74,1%), в Курской области (с 13,1% до 53,8%), в Республике Алтай (с 23,4% до 56,3%), в Ставропольском крае (с 28% до 60,1%), в Тюменской области (с 37,5% до 67,7%).

Сильнее всего снизили долю Архангельская (с 43,8% до 29,9%), Ленинградская области (с 51 до 39,1%), Ямало-Ненецкий автономный округ (с 52,7% до 40,4%), Саратовская область (с 35,6% до 26%).

Результаты 2016 года по округам в порядке убывания показателя:

  2014 2015 2016
Российская Федерация 35,2 39,6 51,3
Центральный федеральный округ 37,6 48,0 56,3
Приволжский федеральный округ 38,1 42,6 55,3
Уральский федеральный округ 47,1 35,3 53,1
Южный федеральный округ 25,1 34,6 48,4
Дальневосточный федеральный округ 41,8 33,8 48,0
Северо-Кавказский федеральный округ 16,9 19,9 45,5
Северо-Западный федеральный округ 31,9 39,3 43,7
Сибирский федеральный округ 29,0 30,2 40,8

Как считали

Как и ранее, источником расчёта показателя для Росстата служит «Анкета выборочного обследования населения по вопросам использования информационных технологий информационно-телекоммуникационных сетей».

Методика, по которой осуществлялось исследование, была изменена в 2016 году по сравнению с 2015-м. Напомним, что в прошлом году методика исследования Росстата вызывала сомнения экспертов. Они указывали, в частности, что для расчета показателя не учитываются сведения из информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Согласно методике, статистическое наблюдение основано «на выборочном опросе представителей различных групп и слоев населения, проживающих во всех субъектах Российской Федерации. Единицами отбора наблюдения являются частные домашние хозяйства; единицами (объектами) наблюдения — лица в возрасте от 15 до 72 лет, члены этих домашних хозяйств. Данные об услугах, предоставляемых лицам до 15 лет (ведение электронного дневника, запись ребенка к врачу, получение паспорта и др.), получены от респондентов – законных представителей несовершеннолетних лиц до 15 лет», говорится в описании методики.

Численность опрошенных (объём выборки) составляет 137 тысяч человек в год (0,12% от численности населения обследуемого возраста). Формирование выборочной сети домашних хозяйств осуществляется централизованно на федеральном уровне, отдельно по городскому и сельскому населению. Полученные данные распространяются на генеральную совокупность, то есть на общую численность населения Российской Федерации в возрасте от 15 до 72 лет (с использованием индивидуальных весов респондентов).

Формирование показателя «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме» осуществляется на основе вопроса «Получали ли Вы государственные и муниципальные услуги в последние 12 месяцев и какие при этом использовали способы?». Варианты ответов:

— Да, через «Интернет» (используя официальные сайты и порталы государственных и муниципальных услуг, мобильные устройства (телефон, планшет и пр.), электронную почту, терминалы самообслуживания;

— Да, в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ);

— Да, при личном посещении;

— Да, другими способами (по почте, факсу и др.);

— Нет, я не получал государственные и муниципальные услуги.

Показатель доли граждан, получающих госуслуги в электронном виде, рассчитывается как отношение ответивших «Да, через Интернет» к общему числу граждан, обращавшихся за госуслугами за последний год, умноженное на 100%.

В методике также поясняется, что государственные и муниципальные услуги считаются предоставленными в электронной форме при условии использования заявителем механизма аутентификации в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (ЕСИА) в процессе получения услуги.

Механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме — действия заявителя, совершенные в электронной форме, при получении услуги с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, а также официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления:

  • запись на прием в орган (организацию), многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг для подачи запроса;
  • формирование запроса;
  • прием и регистрация органом (организацией) запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги;
  • оплата государственной пошлины за предоставление услуг и уплата иных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • получение результата предоставления услуги;
  • досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) органа (организации), должностного лица органа (организации) либо государственного или муниципального служащего.

К вопросу о получении госуслуг прилагался перечень, что же такое государственная услуга (запись на прием к врачу, проверка штрафов и пр.).

См. также обновление от 31 марта 2017 «Росстат объяснил методику расчёта показателя «доля граждан РФ, использующих электронные госуслуги» за 2016 год» >>>

Сравнение доли получающих электронные услуги по Росстату и доли граждан, зарегистрированных в ЕСИА показывает, что только восемь (а не 30) регионов достигли показателя 50% по доле зарегистрированных в системе граждан. Кроме того, есть регионы, где доля граждан, зарегистрированных в ЕСИА, мала, а доля получающих электронные услуги, согласно Росстату, велика.

Выходит, что жители получают услуги через региональные порталы или сайты ведомств, на которых нет обязательности авторизации в ЕСИА.

В 2017 году регионы получат субсидии, направленные на улучшение показателя доли граждан, пользующихся госуслугами, и числа граждан, которые зарегистрированы на портале госуслуг.

Print Friendly
Условия использования
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт Экспертного центра электронного государства d-russia.ru обязательна.
Партнеры