По расчётам Росстата, значение показателя «доля граждан РФ, использующих электронные госуслуги» превысило 50%

Росстат опубликовал итоги ежегодного исследования доли граждан, использующих электронные госуслуги – в 2016 году, согласно результатам, показатель в среднем по России составил 51,3% при плановом значении 50%.

Согласно указу президента РФ №601 «Об основах направления совершенствования системы государственного управления» от 7 мая 2012 года, целевой показатель по доле граждан, использующих электронные государственные услуги, в 2018 году должен составлять 70%.

Лидером, как и в прошлом году, стала Республика Татарстан, где электронными услугами, согласно Росстату, пользуются 79,7% граждан. Остальные лидеры из топ-5 по сравнению с прошлым годом полностью сменились.

Напомним, что в прошлом году общий показатель по стране составил 39,6%, лидерами были Татарстан, Москва, Калининградская область, Тульская область, Приморский край.

Результаты 2016 года по регионам в порядке убывания показателя:

Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме
(в процентах от общей численности населения в возрасте 15-72 лет, получившего государственные и муниципальные услуги, соответствующего субъекта Российской Федерации)
 201420152016
Российская Федерация35,239,651,3
Республика Татарстан (Татарстан)63,065,279,7
Ханты-Мансийский автономный округ62,327,474,1
Чувашская Республика — Чувашия51,648,469,0
Калужская область34,040,768,7
Тюменская область54,837,567,7
Тюменская область без автономных округов45,245,967,3
г. Москва54,964,365,3
Воронежская область16,839,264,2
Владимирская область39,845,662,5
Амурская область27,138,962,0
Тульская область23,555,661,5
Республика Башкортостан27,652,061,2
Республика Мордовия60,740,960,7
Республика Северная Осетия-Алания21,834,160,2
Ставропольский край22,028,060,1
Ярославская область37,832,459,8
Вологодская область33,434,659,8
Приморский край66,154,859,8
Ростовская область17,749,656,6
Республика Алтай28,423,456,3
Челябинская область34,733,155,4
Омская область30,142,754,7
Республика Ингушетия2,88,454,0
Ульяновская область24,141,253,9
Курская область10,813,153,8
Чеченская Республика37,740,353,5
Тамбовская область10,035,252,8
Краснодарский край36,228,452,4
Иркутская область32,729,651,8
Оренбургская область14,618,551,3
Белгородская область21,140,551,1
Новосибирская область28,928,950,6
Камчатский край42,127,850,0
Калининградская область57,758,449,5
Нижегородская область34,232,249,3
г. Санкт-Петербург26,840,649,0
Томская область43,847,148,2
Рязанская область11,322,748,1
Пензенская область18,229,747,7
Смоленская область31,426,646,6
Волгоградская область27,633,045,0
Новгородская область21,534,244,6
Ивановская область35,939,544,1
Кировская область23,233,844,1
Московская область27,841,644,0
Липецкая область17,330,143,8
Брянская область30,326,243,6
Удмуртская Республика24,035,543,3
Самарская область30,238,043,0
Сахалинская область28,640,542,9
Свердловская область51,233,642,5
Республика Марий Эл19,027,240,8
Ямало-Ненецкий автономный округ66,352,740,4
Пермский край33,634,039,2
Ленинградская область34,151,039,1
Республика Хакасия17,121,238,5
Орловская область10,719,938,3
Республика Саха (Якутия)21,223,638,3
Кабардино-Балкарская Республика13,315,338,1
Республика Калмыкия19,322,237,6
Республика Коми22,821,236,9
Хабаровский край36,926,236,4
Забайкальский край30,823,135,1
Республика Адыгея (Адыгея)12,712,534,7
Астраханская область16,928,432,9
Курганская область29,241,332,5
Кемеровская область21,626,732,5
Красноярский край35,831,531,8
Мурманская область22,237,531,5
Алтайский край27,632,231,1
Псковская область43,935,331,0
Республика Карелия33,426,230,6
Республика Бурятия12,712,230,6
Архангельская область без автономного округа51,044,530,5
г. Севастополь1)15,130,3
Республика Тыва26,430,330,1
Архангельская область50,043,829,9
Тверская область36,024,026,4
Костромская область10,312,026,0
Саратовская область25,935,626,0
Республика Крым1)16,023,0
Республика Дагестан1,83,022,3
Чукотский автономный округ19,78,820,8
Магаданская область24,06,420,4
Ненецкий автономный округ14,515,719,4
Карачаево-Черкесская Республика12,915,019,3
Еврейская автономная область17,816,116,0
1) Официальная статистическая информация по Республике Крым и г. Севастополю разрабатываются начиная с итогов за 2015 г.

Как видно из таблицы, плановый показатель в 50% преодолело более 30 регионов.

Наибольшие изменения в 2016 году по сравнению с 2015-м произошли в Ханты-Мансийском автономном округе (с 27,4% до 74,1%), в Курской области (с 13,1% до 53,8%), в Республике Алтай (с 23,4% до 56,3%), в Ставропольском крае (с 28% до 60,1%), в Тюменской области (с 37,5% до 67,7%).

Сильнее всего снизили долю Архангельская (с 43,8% до 29,9%), Ленинградская области (с 51 до 39,1%), Ямало-Ненецкий автономный округ (с 52,7% до 40,4%), Саратовская область (с 35,6% до 26%).

Результаты 2016 года по округам в порядке убывания показателя:

 201420152016
Российская Федерация35,239,651,3
Центральный федеральный округ37,648,056,3
Приволжский федеральный округ38,142,655,3
Уральский федеральный округ47,135,353,1
Южный федеральный округ25,134,648,4
Дальневосточный федеральный округ41,833,848,0
Северо-Кавказский федеральный округ16,919,945,5
Северо-Западный федеральный округ31,939,343,7
Сибирский федеральный округ29,030,240,8

Как считали

Как и ранее, источником расчёта показателя для Росстата служит «Анкета выборочного обследования населения по вопросам использования информационных технологий информационно-телекоммуникационных сетей».

Методика, по которой осуществлялось исследование, была изменена в 2016 году по сравнению с 2015-м. Напомним, что в прошлом году методика исследования Росстата вызывала сомнения экспертов. Они указывали, в частности, что для расчета показателя не учитываются сведения из информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Согласно методике, статистическое наблюдение основано «на выборочном опросе представителей различных групп и слоев населения, проживающих во всех субъектах Российской Федерации. Единицами отбора наблюдения являются частные домашние хозяйства; единицами (объектами) наблюдения — лица в возрасте от 15 до 72 лет, члены этих домашних хозяйств. Данные об услугах, предоставляемых лицам до 15 лет (ведение электронного дневника, запись ребенка к врачу, получение паспорта и др.), получены от респондентов – законных представителей несовершеннолетних лиц до 15 лет», говорится в описании методики.

Численность опрошенных (объём выборки) составляет 137 тысяч человек в год (0,12% от численности населения обследуемого возраста). Формирование выборочной сети домашних хозяйств осуществляется централизованно на федеральном уровне, отдельно по городскому и сельскому населению. Полученные данные распространяются на генеральную совокупность, то есть на общую численность населения Российской Федерации в возрасте от 15 до 72 лет (с использованием индивидуальных весов респондентов).

Формирование показателя «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме» осуществляется на основе вопроса «Получали ли Вы государственные и муниципальные услуги в последние 12 месяцев и какие при этом использовали способы?». Варианты ответов:

— Да, через «Интернет» (используя официальные сайты и порталы государственных и муниципальных услуг, мобильные устройства (телефон, планшет и пр.), электронную почту, терминалы самообслуживания;

— Да, в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ);

— Да, при личном посещении;

— Да, другими способами (по почте, факсу и др.);

— Нет, я не получал государственные и муниципальные услуги.

Показатель доли граждан, получающих госуслуги в электронном виде, рассчитывается как отношение ответивших «Да, через Интернет» к общему числу граждан, обращавшихся за госуслугами за последний год, умноженное на 100%.

В методике также поясняется, что государственные и муниципальные услуги считаются предоставленными в электронной форме при условии использования заявителем механизма аутентификации в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (ЕСИА) в процессе получения услуги.

Механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме — действия заявителя, совершенные в электронной форме, при получении услуги с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, а также официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления:

  • запись на прием в орган (организацию), многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг для подачи запроса;
  • формирование запроса;
  • прием и регистрация органом (организацией) запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги;
  • оплата государственной пошлины за предоставление услуг и уплата иных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • получение результата предоставления услуги;
  • досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) органа (организации), должностного лица органа (организации) либо государственного или муниципального служащего.

К вопросу о получении госуслуг прилагался перечень, что же такое государственная услуга (запись на прием к врачу, проверка штрафов и пр.).

См. также обновление от 31 марта 2017 «Росстат объяснил методику расчёта показателя «доля граждан РФ, использующих электронные госуслуги» за 2016 год» >>>

Сравнение доли получающих электронные услуги по Росстату и доли граждан, зарегистрированных в ЕСИА показывает, что только восемь (а не 30) регионов достигли показателя 50% по доле зарегистрированных в системе граждан. Кроме того, есть регионы, где доля граждан, зарегистрированных в ЕСИА, мала, а доля получающих электронные услуги, согласно Росстату, велика.

Выходит, что жители получают услуги через региональные порталы или сайты ведомств, на которых нет обязательности авторизации в ЕСИА.По расчётам Росстата, значение показателя «доля граждан РФ, использующих электронные госуслуги» превысило 50%

В 2017 году регионы получат субсидии, направленные на улучшение показателя доли граждан, пользующихся госуслугами, и числа граждан, которые зарегистрированы на портале госуслуг.