Проект реформирования УУС: Интернет в сёла от 100 жителей, отказ от пунктов коллективного доступа

Для общественного обсуждения в понедельник опубликован проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи», который предусматривает изменение условий предоставления услуг связи жителям малых населенных пунктов.

Согласно пояснительной записке, в проекте предусмотрено:

1. Включение в состав универсальных услуг связи (УУС) услуги подвижной радиотелефонной связи с использованием точек доступа.

Данная мера позволит оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи с использованием точек доступа там, где в состав точки доступа включено необходимое оборудование.

2. Отказ от пунктов коллективного доступа как невостребованных в настоящее время.

Собранная к настоящему времени статистика использования пунктов коллективного доступа в Российской Федерации свидетельствует о чрезвычайно низком интересе к ним со стороны населения. Это связано как с развитием технологий беспроводного доступа к Интернету в целом, так и с распространением смартфонов в качестве персональных абонентских устройств. Экономия денежных средств, образовавшаяся в результате отказа от пунктов коллективного доступа, будет направлена на финансирование других услуг, входящих в состав универсальных услуг связи, в частности, на развитие подвижной радиотелефонной связи с использованием точек доступа.

3. Отказ от привязки мест установки точек доступа к местам установки таксофонов; оснащение таксофонов средствами оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

Устраняется не обоснованная в настоящее время привязка мест установки точек доступа к местам установки таксофонов. Таксофоны предлагается оснастить средствами оповещения населения в чрезвычайных ситуациях, так как существует возможность резервного питания данных средств от телефонной линии.

4. Обязанность оператора универсального обслуживания обеспечить точку доступа в населенных пунктах численностью от 100 до 500 человек, где не оказываются услуги передачи данных и доступа к Интернету, в соответствии с перечнем, ведение которого будет возложено на Минкомсвязь России.

К действующей редакции федерального закона, предусматривающей безусловную установку точек доступа в населённых пунктах от 250 до 500 человек, добавляется установка точек доступа в населённых пунктах от 100 до 250 человек. При этом добавляется условие отсутствия в населённом пункте услуг связи по передаче данных и доступу к Интернету. Эта мера позволит точно отрегулировать перечень населённых пунктов, в которых, с учётом развития сетей связи, требуется оказывать соответствующие универсальные услуги связи.

5. В населенных пунктах от 100 до 500 человек, в которых установлена точка доступа, но не оказываются услуги подвижной радиотелефонной связи, на оператора универсального обслуживания возлагается обязанность установить оборудование, обеспечивающее оказание услуг подвижной радиотелефонной связи. Ведение перечня таких населённых пунктов также будет возложено на Минкомсвязь России.

Введение подобной меры обеспечит доступ к услуге подвижной радиотелефонной связи в малых населённых пунктах от 100 до 500 человек. Для учёта существующего уровня развития сетей связи при планировании мест установки точек доступа, оснащённых оборудованием для оказания услуг подвижной радиотелефонной связи, соответствующий перечень населённых пунктов будет устанавливаться приказом Минкомсвязи России.

6. Закладывается механизм правового регулирования для исключения ситуаций, в которых оказание универсальных услуг связи в ряде субъектов Российской Федерации невозможно.

Правительству Российской Федерации даётся полномочие назначать оператором универсального обслуживания на территории каждого такого субъекта Российской Федерации оператора связи, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования на территории каждого такого субъекта Российской Федерации, или иного оператора связи.

7. Предусматривается, что порядок предоставления услуг по присоединению и пропуску трафика посредством точек доступа и тарифы на соответствующие услуги будут регулироваться правительством Российской Федерации.

Это сделает возможным использование точки доступа в качестве точки присоединения сетей связи, а также позволит установить для оператора универсального обслуживания запрет на отказ в присоединении к точке доступа сети связи обратившегося оператора связи. Введение государственного регулирования тарифов на такой способ присоединения сетей связи позволит реализовать принцип недискриминационного доступа к сетям связи и услугам связи.

8. Устанавливается минимальный срок действия договора об оказании универсальных услуг связи, равный периоду бюджетного планирования (три года), а также возможность его ежегодного уточнения сторонами по согласованию с Минкомсвязью России при каждом принятии федерального закона о бюджете.

Указанная мера позволит привязать срок действия договора к периоду бюджетного планирования и более точно регулировать изменения договора, исходя из закона о бюджете на очередной год.