Об авторе: Аскер Бозиев, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Кабардино-Балкарской Республики
2024 год был успешным и насыщенным в части реализации планов по цифровой трансформации Кабардино-Балкарии.
Мы продолжили работу над улучшением качества жизни наших граждан, в том числе посредством активного участия в федеральных программах, разработки и внедрения информационных систем, развития инфраструктуры связи и высокоскоростного Интернета, перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид.
Ежегодный рейтинг цифровой трансформации Минцифры РФ
Сейчас Кабардино-Балкария занимает в федеральном рейтинге 29-ю строчку и входит в лидирующую группу эффективности, при этом республика по итогам 2024 года поднялась на 22 позиции в сравнении с предыдущим годом, продемонстрировав значительную положительную динамику.
См. также: Почти половина российских регионов вошла в топ рейтинга РЦТ за 2024 год >>>
Цифровое государственное управление
Стоит отметить, что в части совершенствования работы органов публичной власти в ушедшем году заложен фундамент, позволяющий создать необходимую эко-среду из 337 организаций, вошедших в единый контур быстрого и безопасного обмена документами. Традиционно, производятся доработки системы электронного документооборота с учётом региональной специфики и пожеланий органов местного самоуправления.
Значимым элементом такой среды также служит успешно функционирующий единый региональный интернет-портал, где размещаются официальные ресурсы более 50 органов государственной власти и местного самоуправления КБР, а также правительственный почтовый сервис для оперативного обмена информацией и решения актуальных вопросов граждан за счёт «цифры».
Приоритетное внимание уделяется отраслевым программно-аппаратным системам. В 2024 году запущена информационная система обеспечения градостроительной деятельности, позволяющая координировать работу органов государственной власти и местного самоуправления в сфере градостроительства.
Платформа обратной связи
В ежемесячном рейтинге развития Платформы обратной связи (ПОС), который входит в перечень показателей цифровой трансформации регионов, Кабардино-Балкария занимает лидирующую позицию по Северо-Кавказскому федеральному округу. К платформе подключено 935 организаций, в том числе все ключевые учреждения и более двух тысяч сотрудников. Это позволило в комфортные для граждан сроки обработать более 20 тысяч обращений, поступивших в 2024 году. Самыми популярными темами остаются медицина и благоустройство территорий.
Развитие инфраструктуры связи
К числу важнейших относится вопрос обеспечения жителей качественными услугами связи. В целом на сегодняшний день практически вся территория населённых пунктов Кабардино-Балкарской Республики покрыто сетями сотовой связи. При этом мобильный доступ к сети Интернет по технологиям 3G/4G обеспечивается на 95% территории населённых пунктов.
Во взаимодействии с операторами мобильной связи в 2024 году введены в эксплуатацию 62 новые базовые станции и более 17 тысяч оптических портов.
Наряду с этим проводились работы по рефармингу и модернизации действующей инфраструктуры для значительного повышения качества оказываемых услуг, а абонентская база мобильных операторов достигла 744 тысяч активных пользователей. Общая база операторов фиксированной связи превысила более 150 тысяч абонентов.
Отрадно отметить, что по итогам всероссийского голосования в рамках программы «Устранение цифрового неравенства» были определены два населённых пункта, в которых дополнительно построены базовые станции: селения Дженал и Эльтюбю.
В рамках реализации программы предоставления скидок операторам связи за использование радиочастотного спектра высокоскоростной Интернет появился в малонаселённых и высокогорных поселениях (с. Ташлы-Тала Лескенского района, с. Дальнее Прохладненского района).
Правительство Кабардино-Балкарии сфокусировано на работе по повышению туристической и инвестиционной привлекательности территорий с природными достопримечательностями и комфорта жителей и гостей туристических зон. Такую задачу перед каждым руководителем поставил глава КБР Казбек Валерьевич Коков.
В текущем году планируем обширную работу по развитию современных услуг связи в местах туристического интереса – к примеру, масштабирование ранее реализованного проекта по обеспечению связью Эко-парка «Долина Нарзанов» в Джилы-Су. Уже выполняется масштабный инфраструктурный проект повышения качества связи в Чегемском ущелье, в том числе по точкам туристического притяжения. Аналогичная работа завершается в с. Эльтюбю и прилегающем к нему парадроме «Чегем».
IT-индустрия
Говоря о целях, которые ставит глава КБР, нельзя не отметить, что на Минцифры региона возложена ответственная задача – формирование собственной экосистемы поддержки и развития IT-индустрии. Имеющиеся благоприятные условия, в том числе образовательные, инфраструктурные, и даже природно-климатические, в купе с высочайшим человеческим потенциалом формируют базу для создания реального сектора экономики с IT-компаниями.
До конца 2030 года в городе Нальчике планируется строительство первого IT-парка – крупного инвестиционного проекта с использованием государственно-частного партнерства. Это площадка для предприятий, участвующих в разработке и внедрении новых технологий и программных продуктов, в том числе образовательных институтов, включая инфраструктуру, стартап-акселераторы. Проект, согласно инвестиционному паспорту, позволит создать около 450 рабочих мест для высококвалифицированных IT-специалистов. На текущий момент соглашение о реализации данного проекта заключено с одной из ведущих IT-компаний региона в качестве якорного резидента, идёт процесс согласования необходимых документов.
Вне всякого сомнения, для регионального развития IT-парк выполнит ряд экосистемных функций – агломерационную, стимулирующую, информационную и стандартизирующую. В результате такого «цифрового эффекта» в регионе сформируется среда, в которой растёт количество новых цифровых предприятий, а создаваемые цифровые продукты внедряются в отраслевые сегменты промышленности. Таким образом, IT-парк призван стать «цифровым ядром» региональной экономики.
Для дальнейшего развития экосистемы планируем создать устойчивую среду с налоговой и административной поддержкой, а также вести календарь значимых IT-мероприятий.
Подготовка кадров для IT-отрасли Кабардино-Балкарии
Уже сегодня наблюдаем практические результаты внедрения цифровой образовательной среды по программам дополнительного обучения школьников с привлечением профильных специалистов, IT-компаний и образовательных организаций.
Наряду с федеральными инициативами, такими как «Яндекс Лицей», ряд проектов функционируют на региональном уровне. Это частные профессиональные школы по программированию и детский технопарк «Кванториум», благодаря которым охватывается период развития ребенка от 5 лет до окончания вуза.
Более 53 тысяч школьников республики обучаются информатике и компьютерным дисциплинам. Регулярно в общеобразовательных школах проводятся специальные лекции — «Уроки цифры», направленные на популяризацию IT-специальностей и повышение грамотности школьников.
Один из лидеров в области разработки программного обеспечения для интеллектуальных систем видеонаблюдения, видеоаналитики и комплексных систем безопасности, компания «ITV Group» совместно с Кабардино-Балкарским Государственным университетом имени Х.Б. Бербекова реализует проект учебного центра «Я программист» по подготовке кадров для цифровой экономики, который готовит 200 человек в год.
Развивается и система высшего профессионального образования. В Кабардино-Балкарском Государственном университете также функционирует институт искусственного интеллекта и цифровых технологий. Количество обучающихся по программам подготовки бакалавриата и магистратуры достигло 811 человек.
Разработана программа популяризации IT-специальностей в Кабардино-Балкарской Республике на 2023–2025 годы. Целью программы является информирование целевой аудитории о востребованности в республике IT-профессий, возможностях получения профильного образования, в том числе за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджета Кабардино-Балкарской Республики, а также перспективах последующей карьеры в IT-сфере.
Рост количества частных площадок по обучению IT-специальностям говорит о востребованности данного направления. Только в одном из филиалов в период с 2021 по 2024 год количество студентов возросло почти в 10 раз: с 80 до 800 человек.
Проводятся различные мероприятия, направленные на выявление и поддержку юных талантов в IT-сфере. Так, в 2024 году впервые в СКФО прошёл финальный этап соревнований по экстремальной робототехнике «Кубок РТК: Нальчик», в котором участвовали 50 команд в номинациях «Искатель» и «Экстремал». Победителями и призёрами стали участники из городов Прохладный (КБР), Магас (Ингушетия), Нальчик (КБР), Краснодар (Краснодарский край), Симферополь (Крым) и селения Чегем (КБР).
«Чистое небо» над столицей региона
Важное преимущество для жителей – эстетический вид столицы Кабардино-Балкарии, курорта федерального значения Нальчик.
По поручению главы республики в 2024 году продолжена реализация программы «Чистое небо» в городе Нальчике, на транспортно-загруженных улицах города, где ведутся работы по капитальному ремонту, строительству и реконструкции. Операторы связи перенесли оборудование и линии связи в подземные инженерные сооружения в ходе капительного ремонта семи дорог с высоким дневным трафиком.
Кроме эстетической составляющей городской среды это даёт и другие преимущества:
- сами коммуникации сохраняются и служат дольше;
- повышается безопасность для жителей;
- подземные коммуникации менее уязвимы, меньше подвержены влиянию окружающей среды и изменениям погоды, а, значит, связь становится стабильнее и надежнее.
Очередные проектные решения в данном направлении непрерывно разрабатываются и по завершению будут реализоваться поэтапно.
Новые направления
С декабря 2024 года Минцифры КБР регулирует деятельность телерадиовещательных компаний и печатных изданий, а также сеть офисов «Мои документы» и федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг» (ЕПГУ).
В 2024 году через сеть офисов «Мои документы» ГБУ «МФЦ КБР» поступило свыше 1,42 миллиона обращений от граждан. Сотрудниками оказано более 830 тысяч государственных, муниципальных, дополнительных сопутствующих услуг.
Наиболее популярными среди населения являются услуги Социального фонда России, Росреестра – 16,01% (-1,8%) и МВД по КБР – 11,54% (-4,9%).
Самыми востребованными услугами являются выдача справок о размере пенсий и иных выплат (18,61% от общего количества оказанных услуг), информирование о состоянии индивидуальных лицевых счетов (9,98%), регистрация пользователей в ЕСИА (9,48%), а также кадастровый учёт и регистрация прав на недвижимое имущество (8,59%).
Граждане 14 475 раз воспользовались возможностью получения услуг через секторы пользовательского сопровождения, а среднее время ожидания в очереди составило 1 минуту 30 секунд.
Уровень удовлетворённости качеством обслуживания составил 99,99%, общее количество выставленных оценок заявителями 1744 тысяч, рост по итогам 2024 года составляет 13%.
Кроме того, появилась возможность для военнослужащих получать справку о подтверждении статуса участника СВО в МФЦ.
В дальнейшем приоритетное внимание будет уделено качеству предоставления госуслуг населению, планируется активное внедрение клиентоцентричной модели государственного управления и оказания услуг.
Поддержка партнёров и ключевых структур
Во взаимодействии с АО «Почта России» принимаются меры по повышению доступности социально значимых услуг населению региона, в том числе универсальных услуг почтовой связи, а также современных финансовых и коммерческих услуг. В текущее время филиалом «Почты России» оказывается более 130 видов услуг.
Все населённые пункты КБР обслуживают четыре почтамта, 208 отделений почтовой связи (60 городских и 148 сельских), 549 доставочных участка.
По анализу статистических данных в 2024 году наблюдается рост клиентопотока на сети; по сравнению с 2023 годом количество транзакций возросло на 1% или +39,7 тысячи транзакций год к году, принято письменной корреспонденции – 5 195 370 штук, посылок и экспресс-отправлений – 186 742 штук, почтальонами и курьерами доставлено 1 964 527 газет и 119 231 журналов, счетов-квитанций и ЕПД доставлено 2 965 029 штук.
Основными направлениями взаимодействия органов государственной власти и почтовой службы определены помощь в поиске работников на вакантные должности АО «Почта России» по региону, а также безвозмездное предоставление необходимых помещений для размещения непосредственно самих отделений почтовой связи.