На прошлой неделе стало известно, что президент принял решение прекратить создание новых особых экономических зон (ОЭЗ) — по крайней мере до разработки единых подходов к ОЭЗ и территориям опережающего развития, работа десяти зон будет прекращена, все действующие ОЭЗ переданы регионам. Основанием для такого решения стали результаты проверок Счетной палаты и Генпрокуратуры, свидетельствующие, в частности, о низкой эффективности программы.
Как отчитался перед президентом начальник контрольно-счетного управления Константин Чуйченко со ссылкой на данные Счетной палаты, с 2006 года на создание 33 ОЭЗ направлено 186 миллиардов рублей (из них 122 миллиарда рублей федерального бюджета), 24 миллиарда из них не использованы. Налоговые и таможенные платежи из самих зон за это время составили 40 миллиардов рублей. Объем налоговых и таможенных льгот ОЭЗ за все время составил 22,6 миллиарда рублей. При этом за все время существования было создано 18 тысяч рабочих мест.
Решение о создании ОЭЗ было принято в середине 2005 года. Как сказано в законе, особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции. На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов: промышленно-производственные особые экономические зоны; технико-внедренческие особые экономические зоны; туристско-рекреационные особые экономические зоны; портовые особые экономические зоны.
За 10 лет действия Федерального закона создано 33 ОЭЗ четырех типов – 6 технико-внедренческих, 9 промышленно-производственных, 15 туристско-рекреационных (в том числе туристический кластер в Северо-Кавказском федеральном округе, состоящий из 9 ОЭЗ) и 3 портовые.
На территории ОЭЗ всех типов на 1 января 2016 года зарегистрировано 435 резидентов (порядка 70 резидентов с участием иностранного капитала из 29 стран мира).
Примерно годом позже после ОЭЗ распоряжением правительства была утверждена государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» (№328-р от 10 марта 2006 года).
Целями этой программы было обеспечение ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики в соответствии с приоритетными направлениями ее модернизации (включая энергоэффективность и энергосбережение (в том числе разработку новых видов топлива), космические технологии (в том числе связанные с телекоммуникациями — ГЛОНАСС и наземная инфраструктура), медицинские технологии, стратегические информационные технологии и программное обеспечение) и превращение их в одну из основных движущих сил экономического роста страны, говорится в документах.
Как указывается в постановлении, созданные в рамках реализации программы технопарки в сфере высоких технологий «будут обеспечивать решение задач модернизации и развития российской экономики по приоритетным направлениям». Реализация программы, как ожидается, приведет к увеличению поступления налогов в бюджеты всех уровней, положительно повлияет на обеспечение высоких и устойчивых темпов развития высокотехнологичных отраслей экономики, что в свою очередь будет способствовать повышению производительности труда во всех отраслях экономики, а также эффективности использования человеческих и материальных ресурсов.
Финансирование создания технопарков осуществлялось в рамках госпрограммы «Информационное общество», в общей сложности потрачено 32,9 миллиарда рублей. Инвестиции в программу, по данным Минкомсвязи, из федерального бюджета составили 13,4 миллиарда рублей, субъекты РФ вложили 19,5 миллиарда рублей. Совокупная выручка резидентов созданных технопарков с начала действия программы по данным на февраль 2016 года составила более 180 миллиардов рублей.
Средства выделялись на строительство офисных зданий, производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры. Резидентами технопарков в настоящее время являются около 900 компаний, создано около 20 тысяч рабочих мест.
Объём товаров (услуг), произведённых (оказанных) резидентами ОЭЗ, за 2015 год составил более 35 млрд рублей, за 2014 – нет данных, в 2013-м — 50 миллиардов, в 2012 – 29,7 миллиарда. Таким образом, в 2015 году выручка резидентов технопарков превзошла аналогичный показатель резидентов ОЭЗ.
Согласно отчету Счетной палаты, в целом, по состоянию на 1 января 2015 г. объем выручки резидентов ОЭЗ от продажи товаров, работ, услуг крайне низок и составляет лишь 0,2% от объема валового регионального продукта по 20 регионам, в которых находились действующие особые экономические зоны.
Что касается оценки эффективности программы строительства технопарков со стороны Минкомсвязи, то по словам министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова, о ней возможно будет говорить лишь к концу 2018 года, когда технопарки должны быть загружены не менее чем на 90 %, бюджетная эффективность — составить 55 % (возврат проинвестированных средств в виде налогов), а доля экспорта продукции высоких технологий в выручке компаний-резидентов – не менее 12 %.
Таким образом, если рассматривать программы ОЭЗ и технопарков с точки зрения общих затрат и создания рабочих мест, эффективность строительства технопарков оказалась гораздо выше, чем программа по созданию ОЭЗ.
Сколько компании-резиденты технопарков уплатили денег в бюджет в виде налогов и таможенных платежей, в Минкомсвязи для D-Russia.ru пока не прокомментировали.
[box]Было построено 12 технопарков в десяти субъектах РФ общей площадью свыше 480 тысяч квадратных метров. В них размещено уже более 900 компаний-резидентов и создано более 20 тысяч высокопроизводительных рабочих мест.C 2007 по 2014 год вложения в программу из федерального бюджета составили 13,4 млрд рублей, субъекты РФ вложили 19,5 млрд рублей (итого — 32,9 млрд). Совокупная выручка резидентов созданных технопарков с начала действия программы по настоящее время составила более 180 млрд рублей (объем налоговых отчислений не указывается).
Согласно целям Минкомсвязи, к 2018 году технопарки должны быть загружены не менее чем на 90%, их бюджетная эффективность должна составлять не менее 55%, а доля экспорта в выручке резидентов — не менее 12%.
С 2006 года на создание 33 ОЭЗ направлено 186 миллиардов рублей (из них 122 миллиарда рублей федерального бюджета), 24 миллиарда из них не использованы. Налоговые и таможенные платежи из самих зон за это время составили 40 миллиардов рублей. За все время существования было создано 18 тысяч рабочих мест. [/box]